Урок литературы в 6 классе «Сороковые – роковые»

Урок литературы. 6 класс.

Тема: «Сороковые – роковые…» (по стихотворениям о Великой Отечественной войне).

Цели:

1.Обучающая

— познакомить со стихотворениями А.Ахматовой, С.Орлова, К.Симонова, Д.Самойлова, Р.Гамзатова о ВОв; воссоздать картины эпохи войны.


2.Развивающая

— развивать творческие способности учащихся,

— формировать навыки выразительного чтения.


3.Воспитывающая

— воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

— воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОв.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: литературно – музыкальная композиция.

Оборудование:


Ход урока.

1.Подготовка к восприятию нового материала.

(Слайд 1)

Учитель: Великая Отечественная война 1941- 1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз — наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.


2. Изучение нового материала.

(Звучит мелодия песни М.И. Блантера на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».)

— Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

— Звучит песня «В лесу прифронтовом».

Учитель: «В лесу прифронтовом» (1942) – это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Её мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.

В годы ВОв советские писатели получали десятки писем с благодарностью за творчество, помогающее в борьбе с фашизмом. Одним из таких примеров может служить письмо с фронта от офицера И.В. Козлова поэту М.В. Исаковскому.

— Выразительное чтение учащимся статьи учебника «Для вас, любознательные!»


Учитель: Вся страна переживала огромный патриотический подъём. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.

(Слайд 2)

Автор плаката «Родина-мать зовёт» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению её лица решимость, сделать её призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист присяги в её руке усиливают впечатление.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правильная осанка - залог здоровья"

(Слайд 3)

8 марта 1942 года в газете «Правда» было опубликовано стихотворение А.Ахматовой «Мужество». Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Стихотворение читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранила в карманах гимнастёрок.

— Выразительное чтение учащимся стихотворения «Мужество».

Учитель: Уходя на фронт, многие брали с собой ахматовское стихотворение «Мужество» и симоновское — «Жди меня …», ставшее олицетворением верности, любви, долга.

(Слайд 4)

— Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения К.М. Симонова «Жди меня…»

Учитель: «Жди меня…» — послание любимой женщине. Автор не предполагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей аскетичности содержания читатель ощутит огромную силу чувств поэта.

Монолог стихотворения «Жди мня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строчки: вопреки всему – надеяться и ждать! И ныне это стихотворение продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.


(Слайд 5)

— Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения Р. Гамзатова «Журавли».


Учитель: В 1965 г. Известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р. Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…


Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он показал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Так родилась проникновенная песня. Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность. Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.

-Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.


(Слайд 6)

Учитель: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался а годам своей молодости, к теме войны.

— Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

Учитель: Это стихотворение – воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить!


(Слайд 7)

— Звучит фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто».

-Наступает минута молчания…


3.Домашнее задание: подготовить рассказ о дедах и прадедах, участвовавших в ВОв.

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Музыка в рассказах" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: