Урок литературы в 6-м классе
Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Чеховские рассказы! Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.
Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Тонкие» вопросы, придуманные детьми | |
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? | Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый? |
Стадия «Осмысление»
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
— Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)
Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||
Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)
|
|
|
| |||
|
|
|
|
Вывод:
Черты тонкого:
По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.
По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
Вопросы и задания для исследования текста:
Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
Какие чувства испытывают герои при встрече?
Чем отличается речь тонкого?
Определите кульминацию произведения.
Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
Почему толстый ничего не возразил и ушел?
Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)
— Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода).
( «Ну как живёшь, друг?…….Две звезды имею»)
— Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
— Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
— С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
— Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)
— А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)
— Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты)
— Как вы понимаете это словосочетание?
— Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
— А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)
— Как обращаются друг к другу герои?
— Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Грубит ли толстый?
— Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)
— Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)
— Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
— Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?
Способы юмористического повествования:
1) неожиданность;
2) несоответствие;
3) гипербола, литота.
— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)
Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.
Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»
Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.
1 вариант – Толстый
2 вариант – Тонкий
1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Выставление отметок.