Урок литературы в 7 классе «Помнить, чтобы жить»

Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы

Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения

«Республиканский центр образования» (г. Сыктывкар, Республика Коми)

Урок литературы

в 7 классе «Помнить, чтобы жить»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1) Компьютер. 2) Презентация. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя». 4) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 5) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 6) Д. Н. Ушаков. Толковый словарь. 7) К. С. Горбачевич. Словарь эпитетов.

Ход урока:

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Работа над понятием «ПАМЯТЬ». Составление «энциклопедии» слова.

Работа с высказываниями. Задание: вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1. … — это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.

(Т. Котарбиньский)

3. Потерял … — потерял себя. Пословица.

4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)

5. Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

Работа со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.

Познакомьтесь со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вам кажется более удачным?

Вспомните, что называется эпитетом. (Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

Подберите эпитеты к слову ПАМЯТЬ. Работа со словарной статьёй слова ПАМЯТЬ. В словаре приведено около 100 эпитетов к слову. Выберите понравившиеся эпитеты.

Вспомните крылатые выражения, фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ, объясните их значение.

Ребята! Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны — Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения. Слайд № 1.

3. Знакомство с писателем (рассказ учителя или сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд № 2.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Свежие документы:  Сценарий Урок литературы «Уильям Шекспир. Жизнь и творчество» 8 класс

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году — Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

4. Чтение рассказа «Живое пламя». Слайд № 3.

5. Составление цитатного плана рассказа. Слайд № 4.

1) «Ну, какой из мака цвет!»

2) «Клумба стояла неузнаваемой».

3) «Два дня буйно пламенели маки».

4) «И у людей так бывает…»

5) «… не дать погаснуть живому огню».

6. Беседа по рассказу.

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.

3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

4) Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

5) Почему рассказчик посеял маки?

6) Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:


СРАВНЕНИЯ:

ЭПИТЕТЫ:

МЕТАФОРЫ:


7) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

8) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

9) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

10) Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "М.Ю. Лермонтов Страницы мятежной жизни Стихотворение «Парус»" 6 класс

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.

Давайте вспомним некоторых из них. Слайд № 5.

Звучит мелодия А. Пахмутовой «Нежность». Звук включается по щелчку.

Юрий Борисович Алексеев (1920 – 1942), лейтенант, командир звена.

15 августа 1942 года лётчик погиб в воздушном бою в районе города Зубцова, Калининской области. Алексеев Ю. Б. сгорел вместе с самолетом.

Михаил Дмитриевич Баранов (1921 – 1943). Герой Советского Союза — заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка, старший лейтенант. Совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 — в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах. Погиб 17 января 1943 года.

Иван Семёнович Полбин (1905 — 1945 года), дважды Герой Советского Союза (1942, 1945 гг. посмертно). Гвардии генерал-майор авиации И.С. Полбин погиб смертью храбрых 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау, совершая свой последний 157-й боевой вылет.

Михаил Никитович Чехунов, лётчик-истребитель 18 ГвИАП, младший лейтенант, сбил лично 5 самолётов противника, погиб 16.06.1943 года.

Борис Ильич Ляпунов, лейтенант, заместитель командира эскадрильи, сбил лично 7 немецких самолетов. Погиб 4 сентября 1943 года.

Бой был тяжелым. Ляпунов дрался с четырьмя «фокке-вульфами». Он вышел из боя на поврежденном самолете, а немцы все продолжали его добивать. Несколько снарядов попало в кабину. Осколком Борису раздробило плечо. Тяжело раненный, он все же перетянул через линию фронта и выпрыгнул с парашютом. Умер летчик-истребитель Борис Ляпунов сразу после приземления на руках наших пехотинцев.

Капитан Мясников Александр Федорович (1909 – 1942). Мясников А. Ф. совершил 315 боевых вылетов. 11 сентября 1942 года майор Мясников повел группу в составе трех «Харрикейнов» на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 в район Мустолово… Это был последний боевой вылет.

11) Выразительно прочитайте конец рассказа. Как вы понимаете его смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?

12) В чем, по-вашему, основная идея рассказа? Объясните смысл названия рассказа.

7. Выводы по рассказу. О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)» 5 класс

Слайд № 6. Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября — День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Учащийся читает наизусть стихотворение Е. Акимовой «Маки»:

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнём до страшной нашей боли.

Слайд № 7. На фоне сменяющих друг друга изображений звучит песня «Маки» (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна) в исполнении группы «Красные маки». Звук включается автоматически.

8. Заключительное слово учителя. Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

9. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок о цветущих маках; подготовить рассказ о своих родственниках, участников Великой Отечественной войны.

Слайд № 8. Использованные материалы:

  1. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

  2. Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

  3. В. С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал «Литература в школе», № 3, 1995 г.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Носов (Википедия – свободная энциклопедия.

  5. https://www.tuladnt.ru/htmlpage/konkurs/Akimova.html

  6. https://www.just-so-site.com/stories/rememb/mccrae.htm

  7. https://dreamworlds.ru/intersnosti/page,1,1,13469-cvetok-grez-mak.html

  8. https://img-fotki.yandex.ru




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: