Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области










Урок литературы в 7 классе


«Верь в великую силу любви!»

(По повести А.Платонова «Юшка»)













Подготовила Чижик Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы



















2011

Вязьма

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Предварительная работа: почитать повесть А.Платонова «Юшка», дать детям задание принести на урок цветные карандаши или фломастеры, подготовить альбомные листы для каждого обучающегося.


Ход урока:


I . Оргмомент

(представление учителя).


II. Начало, мотивирующее деятельность

(звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С.А.Есенина)


Шёл Господь пытать людей в любови.

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве

Жамкал деснами зачерствелую пышку.


Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, —

Знать от холода качается, болезный».


Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».


Вопросы:

  • Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

  • Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?

  • Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

  • В чём сходство между этими героями?

  • Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования и что в этом поможет?


III. Объявление темы и цели урока

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А.Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви


IV. Анализ произведения

  • Как зовут главного героя произведения?

  • Найдите описание Юшки. На что обращает внимание автор?

  • Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем)

  • Где живёт любовь? (В сердце Юшки. (появляется центральная часть опорной схемы).







  • Как проявляется герой через речь?

(Часто повторяет слова «любовь» и «любить»)

  • Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?

(Когда он был на природе. Герой любил родину, родную природу, всё живое)


Frame1 Frame2 Frame3 Frame4


  • Какие взаимоотношения были с односельчанами?

  • Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?

  • Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?


Словарная работа

Осерчать – то же, что сердиться.

Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева.

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)


  • Когда узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку)

  • Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину)

  • Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?


V Вывод

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не мажет породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.






VI . Физминутка

  • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

  • Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:

  • радостно: «Приятная встреча!»;

  • утешительно: «Всё будет хорошо!»;

  • счастливо: «Какой успех!»;

  • удивлённо: «Не может быть!».


VII . Творческая работа

  • Давайте пофантазируем. Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, если его изобразить. Подберите ассоциации. (учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т.д.)

  • Теперь давайте подберём цвета. (На доске представлены карточки разных цветов, дети обоснованно предлагают цвет, учитель прикрепляет соответствующую карточку в опорную схему, может получиться следующее: любовь к природе – зелёный; любовь к родине – красный; любовь к живому – жёлтый; любовь к людям – оранжевый.)

  • Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.

  • Выполнение работы.


VIII. Защита творческих работ


IX. Итог урока

  • Вывод по уроку

  • Оценки за работу на уроке

  • Д/з. А в вашем сердце живёт любовь к чему? (постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок)






















Использованные материалы

  1. https://do.gendocs.ru/docs/index-336162.html

  2. https://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html

  3. https://festival.1september.ru/articles/630052/

















































ПРИЛОЖЕНИЕ


ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ


















ЛЮБОВЬ

К ПРИРОДЕ



ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ



ЛЮБОВЬ

К РОДИНЕ



СЕРДЦЕ ЮШКИ





Свежие документы:  Конспект учебного занятия обучения грамоте "Заглавная буква Ф в словах и предложениях. Чтение слов, предложений, текстов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: