Урок литературы в 8 классе «Песни о Великой Отечественной войне»

Поветина Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МОУ лицей г. Фрязино.



Песни о Великой Отечественной войне

Урок литературы в 8 классе.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомиться с военными песнями

2. Выявить специфику военных песен разных периодов.

3. Узнать об истории появления военных песен.

4. Передать полученную информацию в виде мини-сочинения.

Воспитательные: воспитание мужества, чувства патриотизма, гордости за подвиг русского народа в период Великой Отечественной войны; воспитание нравственной стойкости, стремления к подвигу, благодарности и уважения к старшим поколениям.

Развивающие: развитие творческих способностей, умения анализировать информацию, духовное развитие учащихся.

  1. Организационный момент

У — Песни — лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло  67 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня,  потрясая сердца. Мы попытаемся понять, с чем связана удивительная популярность этих песен.

Парадоксально, но песни о войне писались и в военный период, и до воины, и после войны, и в нынешнее время. Попытайтесь выбрать из списка песни к следующим группам, а затем дать характеристику каждой временной группе (Каждый ряд обобщает информацию по своей группе песен):

  • песни, написанные во время войны;

  • песни, написанные после войны.

  • песни, написанные до войны;

Список песен:

  1. А. Александров “Священная война”

  2. К. Листов “В землянке”

  3. Э.Колмановский “Алеша”

  4. В. Мурадели “Бухенвальдский набат”

  5. Д. Тухманов “День Победы”

  6. И. Дунаевский “Моя Москва”

  7. Я. Френкель “Журавли”

  8. Н. Богословский “Темная ночь”

  9. М. Блантер “Катюша”

  10. А. Новиков “Смуглянка”

  11. В.Высоцкий «На братских могилах не ставят крестов..»

У — Если вы затрудняетесь с ответом, то не вписывайте пока название песни, в течение урока вы получите ответ на свой вопрос.

2. Сообщения учащихся, сопровождаемые презентацией учителя

У — Какая песня о войне 1941-1945 гг. была исполнена первой?

Звучит песня «Священная война», затем доклад ученика.

У — Какую роль сыграла песня А. Александрова “Священная война”?

Д — Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

У — Послушайте еще одну песню – « Тёмная ночь». Когда эта песня была написана?

Д — Во время войны.

У — Какой образ создал композитор в этой песне?

Д — Лирический. Эта песня сближала расстояние между домом и фронтом, придавала уверенности бойцам в том, что их высокий подвиг оценен близкими и что в этом стремительно меняющемся, разрушающемся мире всё же есть маленький островок любви, доброты и душевного тепла – это семья.

У — Как Вы думаете, а нужны ли были такие, лирические песни на фронте, разве они могли поднять боевой дух солдат?

Д — Они должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу.

У – Запишем наши выводы в тетрадь. А какие песни созвучны по тематике песне “Темная ночь” Никиты Богословского?

Д- Песня “В землянке”.

У- Какова история создания этой песни?

Звучит песня «В Землянке», затем доклад ученика.



У — Некоторым их высших чинов не нравились такие песни, в которых рассказывалось о смерти, и они требовали заменить слова. Как Вы думаете, нужны ли были в ту пору нашим солдатам такие песни? Почему?

Д — творческий ответ детей.

У- Появление каких песен сопровождалось интересными историческими фактами?

Д – доклад об истории песни «Случайный вальс» и о создании стихотворения «Жди меня» К. Симонова.



У — А какие песни были написаны до войны?

Показ фрагмента из фильма “В бой идут одни старики”. Песня «Катюша».

У — Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?

Д- Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.

У – Чем интересна судьба этой песни?

Д – доклад о песне «Катюша»



Вывод: песни, написанные до войны в 1939 — 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов: воспоминание о счастливой довоенной жизни – это ещё один повод быстрей покончить с войной и вернуться к родным.

У — А теперь поговорим о песнях написанных после Великой Отечественной войны. Какие песни были написаны после войны?

Д — творческий ответ. Сообщение о послевоенных песнях

Звучат песни Я. Френкеля “Журавли” и « День Победы».

Вывод:

У — Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Д — Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину. Песни — это история нашей страны. И каждый человек и гражданин обязан ее знать.

У — Я хочу познакомить вас с песней В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов..» Как вы поняли, почему на братских могилах не ставят крестов?


Д — творческий ответ.




У — Давайте подведем итог урока;

3. Итог урока:

У — Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Д — песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны. (Конкретизируем, какая песня к какому периоду относится).

У — Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д — Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, что бы с ними ни случилось, и это придавало им огромную силу. Песни удваивали силы нашей армии.

У — Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д — Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа! А для нас песни о войне — это память о героическом подвиге русского народа, это осознание величия нашего прошлого, это понимание доблести, чести, самоотверженности, служения долгу, любви, силы духа – всего того, что составляет сильную сторону русского самобытного характера.

4. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение о значении песни о войне для современного человека.

























Материалы к уроку (доклады учеников) подготовлены учениками с использованием разнообразных открытых источников, в том числе интернет-ресурсов:

Песня «Священная война»

(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Начало формы

Конец формы

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 

Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.



Песня «В землянке»

(муз. К. Листова, сл. А. Суркова)

Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне», – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – «написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой».

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что… песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет…

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но исправлять что-либо было уже поздно…”

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Песня «Случайный вальс»

Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне 
Незнакомая ваша рука.

Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».



Песня «Жди меня»

(сл. К. Симонова, муз. М.Блантера)

27 июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте – в Вязьме, под Ельней, близ горящего Дорогобужа. Он готовился к новой поездке на фронт – от редакции «Красной звезды»; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя.

За эти семь дней, – вспоминал он, – кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал «Жди меня», «Майор привез мальчишку на лафете» и «Не сердитесь, к лучшему». Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и утром остался там, никуда не поехал. Сидел на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. … На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. … Так сказано в дневнике, – поясняет автор далее, добавляя: наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. … И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «…Жди, когда снега метут…» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая…

Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов, «пожалуй, впервые», как он вспоминал, читал еще не напечатанное «Жди меня» целому десятку людей сразу. Гриша Зельма, подбивший меня там прочесть эти стихи, потом, во время нашей поездки, где бы мы ни были, снова и снова заставлял меня читать их, то одним, то другим людям, потому что, по его словам, стихи эти для него самого были как лекарство от тоски по уехавшей в эвакуацию жене.

Я считал, что эти стихи – мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке … мне пришлось самым разным людям читать стихи . И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, – и заставил меня через полгода напечатать его в газете.

Осенью 1941 года Симонов, таким образом, и не думает о напечатании «Жди меня» – он остро, острее многих чувствует советский литературный регламент и даже внутренне не спорит с ним: граница между «для себя» и «для печати» у него незыблема.

Первую, возможно, попытку напечатать «Жди меня» Симонов делает наудачу – в одной из армейских газет (скорей всего, предвидя или предчувствуя затруднения в центральной печати), в конце 1941 или в самом начале 1942 г. автор делает попытку напечатать стихотворение в «своей» газете.

«Жди меня» – самое общеизвестное из стихотворений Симонова. Это стихотворение не нужно цитировать. Его знают все. Говорят, семнадцать композиторов изъявили желание написать на него песню. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Это стихотворение искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть – на фронте и в тылу.

«Жди меня» было едва ли не первым сочинением Симонова, написанным, напомним, вне мысли о печати. Результаты оказались – тогда же и особенно впоследствии – неожиданными для него самого.



Песня «Катюша»

(сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Биографию «Катюши» – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни.

На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

Оказывается, как установил бывший военный летчик краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, у Кати Ивановой был вполне реальный прототип – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. На фронте Катя Иванова вышла замуж за офицера А.А. Еременко.

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы «прокрутили» ее раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате — немцы еще и опомниться не успели! – «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим».

«Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки «катюши» под Калугой, Тулой и Орлом». Памятником «Катюше» – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник «Катюше» стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики «Катюшу» на мотив песни «Дан приказ — ему на Запад», мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем.

Послевоенные песни.

Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди… И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были сымпровизированы тут же.

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.



Свежие документы:  Урок литературы в 4-5 классах на тему «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: