«Картины русской природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цель: «Показать роль природы в жизни действующих лиц романа; как в изображении природы проявились нравственно-эстетические и художественные идеалы Пушкина»
Оборудование урока: иллюстрации Михайловского; П. И. Чайковский «Времена года».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Дома у вас было задание: собрать материал на тему: «Времена года в романе «Евгений Онегин». В каких главах особенно много пейзажных зарисовок?
Ответ: в 4, 5, 7 главах
Вот и поговорим о 4 главе. Четвертую главу Пушкин писал долго: с сентября 1824г. по январь 1826г.
Вспомним, что это за годы в жизни Пушкина? Где писалась эта глава?
Ответ: в Михайловском (биографические сведения)
Эта глава романа более, чем какая-либо автобиографична. В письме к Вяземскому от 27 мая 1826г. Пушкин писал: «В четвертой песне Онегина я изобразил свою жизнь».
А теперь прочитайте строфы о природе и отметьте автобиографичность и настроение поэта.
Строфы 35, 38, 41.
35 строфа. Поэт одинок. «Читаю только старой няне». Обед скучный, и у Пушкина — тоска, бродит один. И в то же время «рифмами томим» — много написал: «К морю», «Борис Годунов», «Я помню чудное мгновенье».
38 строфа. Пушкину нравится жить в деревне, ему нравится простая тихая жизнь.
Читаем еще несколько строк из письма к Вяземскому: «Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску, бешенство». Ну, это не бешенство, скажем мягче — раздражение, недовольство в каких строках?
Но наше северное лето
Карикатура южных зим
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
По этим и другим строфам выделите основные особенности пейзажа А.С. Пушкина.
Во-первых, пейзаж реалистичен, это пейзаж средней полосы России, коренных русских земель. И сейчас в этой полосе России такое же короткое лето, такие же таинственные леса.
V глава 1 строфа.
Да, Пушкин работу над V главой начал 4 января 1826г. В тот год снега действительно не было до января, он выпал «только на третье в ночь», это подтверждают газета «Петербургские новости» и письма Карамзина и Тургенева.
Мы уже говорили, что через описание пейзажа мы чувствуем настроение поэта. Он лиричен. «Тоской и рифмами томим». Особенно это чувствуется в лирических отступлениях, например, глава VII1-3 строфы.
Пушкинский пейзаж всегда жанровый, обычно он сопоставляется с человеком, животными, птицами.
Примеры.
Вот только нескольких наблюдений, и мы уже можем сделать вывод, что Пушкин принципиально, по-новому описывает природу. Кто до Пушкина в лирике обращался к природе? Откройте V главу. Найдите описание зимы (2 и 3 строфы) Вот на стихотворенье Вяземского «Первый снег» и ссылается Пушкин: «Другой поэт роскошным слогом…»
Послушайте строки Вяземского (карточка). Услышали этот роскошный слог? Но это роскошный слог не видел красоты живой природы, он уже изжил себя, он не способен передать неповторимость русского слога. Иначе описание природы у Пушкина. Зима и осень, лето или весна у него это не просто разные времена года — это различные краски, оттенки, особые приметы. Каждое время года порождают свои работы, образ жизни, определяет быт, обряды, обычаи.
Природа сливается с жизнью народа. Такая зима приобретает новое качество — она становится русской.
— Найдите еще в тексте картины русской природы, но давайте теперь это сделаем через восприятие Татьяны.
Для полной характеристики Татьяны Пушкин использует пейзаж, этим он подчеркивает поэтичность ее натуры.
IV глава 27 строфа
V глава 4 строфа
Хочу обратить ваше внимание на такую деталь: любимая героиня поэта проходит через роман «озаренная лучом Дианы». Кто работал над этим символом?
— Лунная тема возникает в последний раз в VII главе, но в каком странном виде: на небе много звезд прелестных VII глава 52 строфа.
И перед нами … «Татьянин милый идеал».
Величие Луны — поэтическая муза — милый идеал – бессмертная возлюбленная.
— Знаком Луны отмечены все основные герои романа. Что для поэта Луна? — «вдохновительная луна».
А теперь проведем такой поэтический эксперимент: вы должны найти пушкинский эпитет (карточка 5, 4 строфа).
На солнце иней в день морозный…
— Почему снег розовый?
Розовый снег — это удивительно еще и потому, что в пушкинском романе почти отсутствуют цветовые эпитеты. Пушкинский эпитет определяет идею, состояние, но не цвет.
Единственный раз в романе встретится «серебристый», но не серебряный, значит не цвет, а только блеск, оттенок.
Второе домашнее задание. Найдите в VIII главе еще один эпитет, обозначающий цвет.
Все это мы работали над сельским пейзажем, а есть ли в романе городской пейзаж?
Да, Москва (музыка).
Так, читая роман «Евгений Онегин», мы не просто узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче, нравственно чище. Именно это притягательная сила романа сделала его широко популярным.
Итог урока.