Урок литературы «В мире басен» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»











Конспект урока по литературе
в 5 классе

«В мире басен»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Уютова Мария Васильевна

















Базарный Карабулак-2012

Цель урока: обучение элементам сопоставительного анализа басен на один и тот же сюжет;

— развитие интереса к басенному творчеству;

— привитие моральных принципов поведения.

Оборудование урока:

— портреты Эзопа, В.К. Тредиаковского, И.А. Крылова;

— компьютер, мультимедийный проектор;

— детские рисунки;

— маски зверей для инсценировки, костюмы для театрализованного представления.

На доске – эпиграф:

Люблю, где случай есть,

Пороки пощипать.

И.А. Крылов

I Вступительное слово учителя.

Ребята, у нас сегодня необычный урок литературы, урок- праздник. Мы окунемся в удивительный мир басен Эзопа, Тредиаковского, Крылова. Сопоставим басни этих авторов на один и тот же сюжет, выявим особенности каждой. А также устроим литературное состязание знаков басенного творчества.

Эпиграфом к уроку послужат слова всеми вами любимого баснописца И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

В чем заключается смысл данного эпиграфа? (ответы детей)

II Беседа.

Учитель: Вспомним ,что мы знаем о таком жанре, как басня.

— Что такое басня?

— Сколько частей в басне? Какие?

— Басня написана в иносказательной форме «Эзоповым языком». Что это значит?

— Назовите жанры, родственные басне?

— Назовите известных писателей баснописцев?

( ответы детей)

Учитель: К нам на урок прибыли необычные гости. А помогут мне их встретить двое учеников.

III Театрализованное представление.

(звучит музыка Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» .Появляется Эзоп. Волосы взлохмачены, в башмаках стоптанных, потертом плаще, в руках старая книга)

Девочка: Ой, какой страшный!

Мальчик: Кто это?

Эзоп: Приветствую вас, потомки! Я Эзоп, раб философа Ксанфа и сочинитель басен. Их острый язык стоил мне жизни. Раздраженные, недовольные мною подвели меня под смертную казнь, вложив похищенную в храме золотую чашу в мою котомку. Повелитель умерших Аид, с трудом поддавшись уговорам, отпустил меня на землю, к вам, дабы я убедился, что смерть моя не была напрасной и оживают спустя тысячелетия в устах ваших герои моих басен: боги, люди, животные…. Интересно, знаете ли вы что-нибудь обо мне, Эзопе.

1 ученица: Да, знаем. Эзоп жил в 440-430 г. до н.э. Его имя обросло легендами. Достоверно о нем ничего не известно. Согласно легендам, это был старец, участник тиров, мудрый собеседник. Он был фригийцем из малой Азии. А фригийцы, по твердому греческому убежденно только и годились, чтобы быть рабами.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «М. М. Пришвин. «Ребята и утята»

2 ученица: Портрет его был вовсе не привлекательным: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо выпученное . Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

Учитель: Да, Эзоп был очень мудрым. Народ создал о нем много притч. Вот одна из них.

4 ученик рассказывает притчу о языке.

Эзоп: Да, немало вы , ребята , обо мне рассказали. А вот басню хоть одну знаете?

5 ученик: И басни знаем. Я расскажу басню «Ворон и Лисица».

Эзоп: Порадовали вы меня, дети, потешили старика.

( Звучит музыка, появляется В. К. Тредиаковский: в парике, плаще в стили 18 в.)

Девочка: А это кто?

Учитель: А это еще один баснописец- Василий Кириллович Тредиаковский. Он жил и творил в 18 веке, был интереснейшим человеком своего времени: неуемная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг- отправиться за границу без необходимых средств, полагаясь в Голландии, около 2 лет он занимался европейской литературой, затем пешком отправился а Париж. Позже вернувшись на родину с жадностью включился в литер. жизнь России. Он писал стихотворения, драмы, но любимым жанром его была басня.

Девочка: Василий Кириллович, мы бы хотели послушать одну из басен в вашем исполнении.

Тредиаковский: Ну что ж, прочту с удовольствием, только стар я стал и слаб глазами, дайте мне очки. Басня «Ворон и Лиса» (читает)

Эзоп: Как важно, торжественно прочитано. Только народ Эллады такой красноречивой речи не поймет.

Тредиаковский: Но если я напишу так же просто как ты, учитель, то меня про дворе упрекнули бы в дурном тоне, примитиве.

(Звучит музыка, появляется И.А. Крылов)

Девочка: Смотри, у нас ещё гость!

Мальчик: Да это же Крылов!

Девочка: Мы счастливы вас приветствовать, уважаемый Иван Андреевич.

Мальчик: Иван Андреевич, удовлетворите наше Любопытство, ответьте на несколько вопросов.

Крылов: Извольте.

Девочка: Кто привил вам интерес к литературе?

Крылов: Мой батюшка Андрей Прохорович. Он был простым человеком, служил в драгунском полку, наукам не учился, но читать любил. Батюшка рано умер и в наследство мне оставил целый сундук книг.

Мальчик: Как вы стали баснописцем?

Крылов: Лет с 20 я писал пьесы. Они печатались, но успеха не имели. Кроме того переводил басни Лафонтена ,которым всегда восхищался .Году в 1805 с переводом двух из них познакомился известный поэт Дмитриев ,именно ему суждено было благословить меня: «Это истинный вам род, наконец, вы нашли его», _ эти его лова я, никогда, не забуду.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.Грин «Алые Паруса»" 8 класс

Девочка: Читатели знают, что в основе ваших басен реальные истории и люди. Как удавалось смертельных врагов не нажить и цензуру обойти?

Крылов: Его величество Николай Павлович выручал. Прочту ему басню, а он: «Пиши старик пиши»,- и басню печатают, деваться-то некуда: сам император одобрил.

Мальчик: А какая басня ваша любимая? Не могли бы вы прочитать её?

Крылов: С удовольствием только мне помогут дети:

4) Инсценировка басни И.А.Крылова « Ворона и Лисица»

Тредиаковский: Смело, Крылов, очень смело. Но зато как живописно. И характеры, характеры!..

Эзоп: Думаю, что и моему народу это понравилось бы. Он любит острое словцо.

Крылов: Спасибо, господа любезные. Только у меня что-то от этого ароматного сыра аппетит разыгрался. Не сыскать ли нам ещё одну глупую ворону и не отобедать ли за её счёт?

Эзоп: Хорошая мысль. Но вы обижаете жителя Эллады. Думаете, мне нечем вас угостить в таком славном месте? Пойдёмте, господа дорогие, для эллинов гости — самые желанные люди. Угощу вас на славу!

(Эзоп, Тредиаковский, Крылов уходят)

Учитель: Ребята, вы оказались свидетелями необычайной встречи баснописцев разных времён и прослушали басни этих авторов на один и тот же сюжет. А сейчас мы их сопоставим, выясним особенности каждой.

5)Сопоставительный анализ басен.

Эзоп «Ворона и Лиса», В.К.Тредиаковского « Ворона и Лиса» и И.А.

Крылова «Ворона и Лиса»

Словарная работа.

-В чем главное отличие басен Тредиаковского и Крылова от басни Эзопа?

-Найдите в каждой басне мораль-поучение. В какой из них она высказана прямо, в лоб, а где имеет более широкий смысл и как бы растворяется во всём тексте?

-В какой из этих басен мораль высказана не от лица автора, а вложена в уста героя?

-Сравните язык басен. Какие басни написаны простым разговорным языком, где используются просторечна, уменьшительно-ласкательные слова?

(выписываются слова: голубушка, пёрышки, носок из басни Крылова голосок, спёрло и др)

-А какая басня трудна для прочтения? Какие слова вам непонятны?

(выписываются слова из басни Тредиаковского домочься, надмен, вещбу, без сердца мех и др. и объясняется их значение)

-Как характеризуется Лисица в баснях Тредиаковского и Крылова? Какие слова помогают увидеть лисицу?

(выписываются слова: «плутовка», «на цыпочках», «вертит хвостом», «глаз не сводит», «говорит так сладко, чуть дыша» и др.)

Учитель: в баснях лиса характеризуется очень хитрой, льстивой .А сейчас обратимся к иллюстрации Е. Каневского к басне «Ворона и Лиса», которая есть в вашем учебнике. Какой изображается лиса? Как удалось художнику отразить хитрость лисы?

Свежие документы:  Тест по биографии А.С. Пушкина и его роману "Евгений Онегин" 9 класс

6)Работа по учебнику с Иллюстрацией Е. Каневского (ответы детей)

К уроку мы подготовили выставку ваших рисунков к басне « Ворона и Лиса» Проведём конкурс на лучший детский рисунок.

7)Конкурс детских рисунков к басне «Ворона и Лиса»

-Кому из детей удалось наиболее точно передать характер Лисы? (ответы детей)

8)Литературное состязание.

(По открыткам угадать баснописца (Эзопа, Тредиаковского, Крылова), зная особенности стиля, языка, манеру изложения)

  1. «Петух взбег на навоз, а рыть, начав тут вскоре.

Жемчужины вот он дорылся в оном соре.

Увидевши её: « Что нужды, — говорит,-

Мне в этом дорогом, что глаз теперь мой зрит,

Желая бы лучше я найти зерно пшеницы, которую клюём дворовые мы птицы»

(Тредиаковский.

«Петух и жемчужина»)

  1. «Васенька, мой друг, скажи скорее,

Кто здесь из мужиков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов.

Ты слышишь лай собак и страшных звук рогов!

(Крылов. «Волк и кот»)

  1. «Эта басня изобличает лихоимцев, лицемерных и тщеславных.

Медведь расхвастался, будто он любит

Людей и потому не трогает их трупов.

Лиса на это отвечала» « Уж лучше бы ты терзал мёртвых, да живых не трогал»

(Эзоп. «Медведь и Лисица»)



9)Подведение итогов.

-Ребята, сегодня на уроке мы много узнали о басенном творчестве. Зачинателем этого жанра был Эзоп, расширил возможности басни Тредиаковский, а возвысил басню, довёл её до совершенства И.А.Крылов.

Заинтересовало ли вас творчество баснописцев?

Я уверена, что у многих появилось желание взять в руки книгу с баснями и вдуматься в смысл и содержания. Ведь басня учит понимать истинные нравственные ценности, учит народной мудрости.

Использованная литература

1.Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.:Русское слово,2010.

2.Русская басня XVIIIXX веков.-М.: Дрофа, 2007.-350с.

3.Литература в школе от А до Я. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы

1.www.wikipedia.ru



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: