Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»
Конспект урока по литературе
в 5 классе
«В мире басен»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Уютова Мария Васильевна
Базарный Карабулак-2012
Цель урока: — обучение элементам сопоставительного анализа басен на один и тот же сюжет;
— развитие интереса к басенному творчеству;
— привитие моральных принципов поведения.
Оборудование урока:
— портреты Эзопа, В.К. Тредиаковского, И.А. Крылова;
— компьютер, мультимедийный проектор;
— детские рисунки;
— маски зверей для инсценировки, костюмы для театрализованного представления.
На доске – эпиграф:
Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать.
И.А. Крылов
I Вступительное слово учителя.
Ребята, у нас сегодня необычный урок литературы, урок- праздник. Мы окунемся в удивительный мир басен Эзопа, Тредиаковского, Крылова. Сопоставим басни этих авторов на один и тот же сюжет, выявим особенности каждой. А также устроим литературное состязание знаков басенного творчества.
Эпиграфом к уроку послужат слова всеми вами любимого баснописца И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
В чем заключается смысл данного эпиграфа? (ответы детей)
II Беседа.
Учитель: Вспомним ,что мы знаем о таком жанре, как басня.
— Что такое басня?
— Сколько частей в басне? Какие?
— Басня написана в иносказательной форме «Эзоповым языком». Что это значит?
— Назовите жанры, родственные басне?
— Назовите известных писателей баснописцев?
( ответы детей)
Учитель: К нам на урок прибыли необычные гости. А помогут мне их встретить двое учеников.
III Театрализованное представление.
(звучит музыка Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» .Появляется Эзоп. Волосы взлохмачены, в башмаках стоптанных, потертом плаще, в руках старая книга)
Девочка: Ой, какой страшный!
Мальчик: Кто это?
Эзоп: Приветствую вас, потомки! Я Эзоп, раб философа Ксанфа и сочинитель басен. Их острый язык стоил мне жизни. Раздраженные, недовольные мною подвели меня под смертную казнь, вложив похищенную в храме золотую чашу в мою котомку. Повелитель умерших Аид, с трудом поддавшись уговорам, отпустил меня на землю, к вам, дабы я убедился, что смерть моя не была напрасной и оживают спустя тысячелетия в устах ваших герои моих басен: боги, люди, животные…. Интересно, знаете ли вы что-нибудь обо мне, Эзопе.
1 ученица: Да, знаем. Эзоп жил в 440-430 г. до н.э. Его имя обросло легендами. Достоверно о нем ничего не известно. Согласно легендам, это был старец, участник тиров, мудрый собеседник. Он был фригийцем из малой Азии. А фригийцы, по твердому греческому убежденно только и годились, чтобы быть рабами.
2 ученица: Портрет его был вовсе не привлекательным: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо выпученное . Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.
Учитель: Да, Эзоп был очень мудрым. Народ создал о нем много притч. Вот одна из них.
4 ученик рассказывает притчу о языке.
Эзоп: Да, немало вы , ребята , обо мне рассказали. А вот басню хоть одну знаете?
5 ученик: И басни знаем. Я расскажу басню «Ворон и Лисица».
Эзоп: Порадовали вы меня, дети, потешили старика.
( Звучит музыка, появляется В. К. Тредиаковский: в парике, плаще в стили 18 в.)
Девочка: А это кто?
Учитель: А это еще один баснописец- Василий Кириллович Тредиаковский. Он жил и творил в 18 веке, был интереснейшим человеком своего времени: неуемная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг- отправиться за границу без необходимых средств, полагаясь в Голландии, около 2 лет он занимался европейской литературой, затем пешком отправился а Париж. Позже вернувшись на родину с жадностью включился в литер. жизнь России. Он писал стихотворения, драмы, но любимым жанром его была басня.
Девочка: Василий Кириллович, мы бы хотели послушать одну из басен в вашем исполнении.
Тредиаковский: Ну что ж, прочту с удовольствием, только стар я стал и слаб глазами, дайте мне очки. Басня «Ворон и Лиса» (читает)
Эзоп: Как важно, торжественно прочитано. Только народ Эллады такой красноречивой речи не поймет.
Тредиаковский: Но если я напишу так же просто как ты, учитель, то меня про дворе упрекнули бы в дурном тоне, примитиве.
(Звучит музыка, появляется И.А. Крылов)
Девочка: Смотри, у нас ещё гость!
Мальчик: Да это же Крылов!
Девочка: Мы счастливы вас приветствовать, уважаемый Иван Андреевич.
Мальчик: Иван Андреевич, удовлетворите наше Любопытство, ответьте на несколько вопросов.
Крылов: Извольте.
Девочка: Кто привил вам интерес к литературе?
Крылов: Мой батюшка Андрей Прохорович. Он был простым человеком, служил в драгунском полку, наукам не учился, но читать любил. Батюшка рано умер и в наследство мне оставил целый сундук книг.
Мальчик: Как вы стали баснописцем?
Крылов: Лет с 20 я писал пьесы. Они печатались, но успеха не имели. Кроме того переводил басни Лафонтена ,которым всегда восхищался .Году в 1805 с переводом двух из них познакомился известный поэт Дмитриев ,именно ему суждено было благословить меня: «Это истинный вам род, наконец, вы нашли его», _ эти его лова я, никогда, не забуду.
Девочка: Читатели знают, что в основе ваших басен реальные истории и люди. Как удавалось смертельных врагов не нажить и цензуру обойти?
Крылов: Его величество Николай Павлович выручал. Прочту ему басню, а он: «Пиши старик пиши»,- и басню печатают, деваться-то некуда: сам император одобрил.
Мальчик: А какая басня ваша любимая? Не могли бы вы прочитать её?
Крылов: С удовольствием только мне помогут дети:
4) Инсценировка басни И.А.Крылова « Ворона и Лисица»
Тредиаковский: Смело, Крылов, очень смело. Но зато как живописно. И характеры, характеры!..
Эзоп: Думаю, что и моему народу это понравилось бы. Он любит острое словцо.
Крылов: Спасибо, господа любезные. Только у меня что-то от этого ароматного сыра аппетит разыгрался. Не сыскать ли нам ещё одну глупую ворону и не отобедать ли за её счёт?
Эзоп: Хорошая мысль. Но вы обижаете жителя Эллады. Думаете, мне нечем вас угостить в таком славном месте? Пойдёмте, господа дорогие, для эллинов гости — самые желанные люди. Угощу вас на славу!
(Эзоп, Тредиаковский, Крылов уходят)
Учитель: Ребята, вы оказались свидетелями необычайной встречи баснописцев разных времён и прослушали басни этих авторов на один и тот же сюжет. А сейчас мы их сопоставим, выясним особенности каждой.
5)Сопоставительный анализ басен.
Эзоп «Ворона и Лиса», В.К.Тредиаковского « Ворона и Лиса» и И.А.
Крылова «Ворона и Лиса»
Словарная работа.
-В чем главное отличие басен Тредиаковского и Крылова от басни Эзопа?
-Найдите в каждой басне мораль-поучение. В какой из них она высказана прямо, в лоб, а где имеет более широкий смысл и как бы растворяется во всём тексте?
-В какой из этих басен мораль высказана не от лица автора, а вложена в уста героя?
-Сравните язык басен. Какие басни написаны простым разговорным языком, где используются просторечна, уменьшительно-ласкательные слова?
(выписываются слова: голубушка, пёрышки, носок из басни Крылова голосок, спёрло и др)
-А какая басня трудна для прочтения? Какие слова вам непонятны?
(выписываются слова из басни Тредиаковского домочься, надмен, вещбу, без сердца мех и др. и объясняется их значение)
-Как характеризуется Лисица в баснях Тредиаковского и Крылова? Какие слова помогают увидеть лисицу?
(выписываются слова: «плутовка», «на цыпочках», «вертит хвостом», «глаз не сводит», «говорит так сладко, чуть дыша» и др.)
Учитель: в баснях лиса характеризуется очень хитрой, льстивой .А сейчас обратимся к иллюстрации Е. Каневского к басне «Ворона и Лиса», которая есть в вашем учебнике. Какой изображается лиса? Как удалось художнику отразить хитрость лисы?
6)Работа по учебнику с Иллюстрацией Е. Каневского (ответы детей)
К уроку мы подготовили выставку ваших рисунков к басне « Ворона и Лиса» Проведём конкурс на лучший детский рисунок.
7)Конкурс детских рисунков к басне «Ворона и Лиса»
-Кому из детей удалось наиболее точно передать характер Лисы? (ответы детей)
8)Литературное состязание.
(По открыткам угадать баснописца (Эзопа, Тредиаковского, Крылова), зная особенности стиля, языка, манеру изложения)
«Петух взбег на навоз, а рыть, начав тут вскоре.
Жемчужины вот он дорылся в оном соре.
Увидевши её: « Что нужды, — говорит,-
Мне в этом дорогом, что глаз теперь мой зрит,
Желая бы лучше я найти зерно пшеницы, которую клюём дворовые мы птицы»
(Тредиаковский.
«Петух и жемчужина»)
«Васенька, мой друг, скажи скорее,
Кто здесь из мужиков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов.
Ты слышишь лай собак и страшных звук рогов!
(Крылов. «Волк и кот»)
«Эта басня изобличает лихоимцев, лицемерных и тщеславных.
Медведь расхвастался, будто он любит
Людей и потому не трогает их трупов.
Лиса на это отвечала» « Уж лучше бы ты терзал мёртвых, да живых не трогал»
(Эзоп. «Медведь и Лисица»)
9)Подведение итогов.
-Ребята, сегодня на уроке мы много узнали о басенном творчестве. Зачинателем этого жанра был Эзоп, расширил возможности басни Тредиаковский, а возвысил басню, довёл её до совершенства И.А.Крылов.
Заинтересовало ли вас творчество баснописцев?
Я уверена, что у многих появилось желание взять в руки книгу с баснями и вдуматься в смысл и содержания. Ведь басня учит понимать истинные нравственные ценности, учит народной мудрости.
Использованная литература
1.Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.:Русское слово,2010.
2.Русская басня XVIII — XX веков.-М.: Дрофа, 2007.-350с.
3.Литература в школе от А до Я. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы
1.www.wikipedia.ru