Урок на тему «Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге»»

Гурьянова Е.П.

Тема урока: Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге»

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н.А. Некрасов

О Волга!.. Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Н.А. Некрасов

Цели урока: познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение

в стихотворении «На Волге».проследить тематическую связь стихотворения «На Волге», русской

народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Словарная работа: антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви­тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Ре­пина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».

Ход урока

I. Повторение и рассказ о поэте

  1. Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Запись темы урока в тетради и работа с эпиграфами.

  2. Рассказ о писателе — ответ заранее подготовленного ученика.

  3. Дополнения учителя:

Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги ско­ро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уро­ки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, хо­дил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца…

«Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано по­гибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдаю­щийся журнальный редактор.

Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолю­бия и народолюбия.

Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщи­ны, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими — с вос­хищением: вот, оказывается, как можно!

Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара.

II. Работа с текстом стихотворения «На Волге».

Произведение имеет сложную композицию, сочетает два временных плана, построено на приеме антитезы, используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рас­суждение — обращение к читателю и героям — все это необходимо учитывать при анализе текста.

Учитывая ограниченное количество времени, предложим следующий вариант работы над произведением.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

  2. Составление плана предложенного с сокращениями произведения. Выразительное чте­ние учащимися отрывков. План записывается на доске и делаются пометки, с каким временем соотнесена часть (п — прошлое, н — настоящее). Говорим об авторском отно­шении.


  1. Волжские пейзажи. П. (восхищение автора).

  2. Волжские пейзажи. Н. (душевный трепет перед величием и красотой Волги)).

  3. Встреча с бурлаками. Н.

  4. Волжские пейзажи. П. (прекрасные воспоминания детства)

  5. Первая встреча с бурлаками. П.

  6. «Детские» вопросы испуганного ребенка. П.

  7. Волжские пейзажи. П. (негативные эмоции — река «рабства и тоски»)

  8. Размышления о судьбе бурлака. Н. III. Работа в группах.

Задание 1 группе: выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов. Какими предстают бурлаки перед лирическим героем?

( «ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик… их мерный похоронный крик», «с болез­ненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты,/ изнеможенные черты/ и, выражающий укор,/ спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца»).

Задание 2 группе: Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после, выпишите ключевые слова. Затем запись оформляется на доске.

До встречи с бурлаками

После

«кричали кулики»,

«я не узнал реки родной:

«шумели глухо камыши»,

С трудом ступает на песок

«стаи белых птиц, как изваяния гроб-

Моя нога, он так глубок,

ниц»,

Уж не манит на острова

«сидели важно»,

Их ярко-свежая трава,

«синий бесконечный лес»,

Прибрежных птиц знакомый крик

«куда … уходит солнце отдохнуть»,

Зловещ, пронзителен и дик,

«светла и величава»

И говор тех же милых волн

«даль и ширь»,

Иною музыкою полн.»

«монастырь», «звон колоколов»,


«темно-голубым волнам»,

Река «рабства и тоски».

«родной реке».


Задание 3 группе: дайте определение слова «бурлак» по словарю В.И. Даля. Расскажите, что из себя представляла артель бурлаков, кто в нее входил.

Задание 4 группе: работа с репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Опишите, что вы видите на картине. Дайте портретные характеристики изображенных бур­лаков.

Какую цветовую гамму использовал художник? В чем контраст? Можем ли мы говорить о принципе антитезы применительно к живописи?

Задание 5 группе: проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», опреде­лите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней?

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне —

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь —

Так затянет родную «дубину»:

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

Задание 6 группе: анализ последней строфы стихотворения.

Какие чувства испытывает мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Почему встреча в

настоящем оказалась не меньшим потрясением? Что возмущает поэта и какой смысл он

вкладывает в слова: «чем хуже был бы твой удел,/ когда б ты менее терпел?».

Проанализируйте выразительные средства.

IV. Беседа с использованием плана.

  1. Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.

  2. Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказал­ся противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?

Реализация задания 2 группы.

  1. Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Реализация задания 3 группы. (Бурлак — крестьянин, идущий в чужбину на заработки, осо­бенно на речные суда … с лямками для подъема судов бечевою. (Из словаря В.И. Даля))

  2. Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты. Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?

Реализация задания 1 группы.

  1. Обращение к репродукции картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Выступление 4 группы.

  2. Прослушивание записи русской народной песни «Дубинушка» и обмен впечатлениями. Реализация задания 5 группы.

  3. Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?

8) Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть
стихотворения?

Выступление 6 группы.

9) Что общего в стихотворении Н.А. Некрасова, картине И.Е. Репина и народной песне «Ду­
бинушка»?

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Что печалит поэта, что возмущает его, и какой смысл он вкладывает в стихотворение «На Волге»?»


Свежие документы:  Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама" как вершина пушкинской прозы" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: