Гурьянова Е.П.
Тема урока: Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге»
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
Н.А. Некрасов
О Волга!.. Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов
Цели урока: познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение
в стихотворении «На Волге».проследить тематическую связь стихотворения «На Волге», русской
народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».
Словарная работа: антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».
Ход урока
I. Повторение и рассказ о поэте
Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Запись темы урока в тетради и работа с эпиграфами.
Рассказ о писателе — ответ заранее подготовленного ученика.
Дополнения учителя:
Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца…
«Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано погибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдающийся журнальный редактор.
Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия и народолюбия.
Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщины, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими — с восхищением: вот, оказывается, как можно!
Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара.
II. Работа с текстом стихотворения «На Волге».
Произведение имеет сложную композицию, сочетает два временных плана, построено на приеме антитезы, используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение — обращение к читателю и героям — все это необходимо учитывать при анализе текста.
Учитывая ограниченное количество времени, предложим следующий вариант работы над произведением.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Составление плана предложенного с сокращениями произведения. Выразительное чтение учащимися отрывков. План записывается на доске и делаются пометки, с каким временем соотнесена часть (п — прошлое, н — настоящее). Говорим об авторском отношении.
Волжские пейзажи. П. (восхищение автора).
Волжские пейзажи. Н. (душевный трепет перед величием и красотой Волги)).
Встреча с бурлаками. Н.
Волжские пейзажи. П. (прекрасные воспоминания детства)
Первая встреча с бурлаками. П.
«Детские» вопросы испуганного ребенка. П.
Волжские пейзажи. П. (негативные эмоции — река «рабства и тоски»)
Размышления о судьбе бурлака. Н. III. Работа в группах.
Задание 1 группе: выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов. Какими предстают бурлаки перед лирическим героем?
( «ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик… их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты,/ изнеможенные черты/ и, выражающий укор,/ спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца»).
Задание 2 группе: Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после, выпишите ключевые слова. Затем запись оформляется на доске.
После | |
«кричали кулики», | «я не узнал реки родной: |
«шумели глухо камыши», | С трудом ступает на песок |
«стаи белых птиц, как изваяния гроб- | Моя нога, он так глубок, |
ниц», | Уж не манит на острова |
«сидели важно», | Их ярко-свежая трава, |
«синий бесконечный лес», | Прибрежных птиц знакомый крик |
«куда … уходит солнце отдохнуть», | Зловещ, пронзителен и дик, |
«светла и величава» | И говор тех же милых волн |
«даль и ширь», | Иною музыкою полн.» |
«монастырь», «звон колоколов», |
|
«темно-голубым волнам», | Река «рабства и тоски». |
«родной реке». |
|
Задание 3 группе: дайте определение слова «бурлак» по словарю В.И. Даля. Расскажите, что из себя представляла артель бурлаков, кто в нее входил.
Задание 4 группе: работа с репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Опишите, что вы видите на картине. Дайте портретные характеристики изображенных бурлаков.
Какую цветовую гамму использовал художник? В чем контраст? Можем ли мы говорить о принципе антитезы применительно к живописи?
Задание 5 группе: проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», определите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней?
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них и радость и горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне —
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.
Англичанин в упред, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину,
А наш русский мужик, коль работать невмочь —
Так затянет родную «дубину»:
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет.
Потянем, потянем, да ухнем.
Задание 6 группе: анализ последней строфы стихотворения.
Какие чувства испытывает мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Почему встреча в
настоящем оказалась не меньшим потрясением? Что возмущает поэта и какой смысл он
вкладывает в слова: «чем хуже был бы твой удел,/ когда б ты менее терпел?».
Проанализируйте выразительные средства.
IV. Беседа с использованием плана.
Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.
Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?
Реализация задания 2 группы.
Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Реализация задания 3 группы. (Бурлак — крестьянин, идущий в чужбину на заработки, особенно на речные суда … с лямками для подъема судов бечевою. (Из словаря В.И. Даля))
Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты. Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?
Реализация задания 1 группы.
Обращение к репродукции картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Выступление 4 группы.
Прослушивание записи русской народной песни «Дубинушка» и обмен впечатлениями. Реализация задания 5 группы.
Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?
8) Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть
стихотворения?
Выступление 6 группы.
9) Что общего в стихотворении Н.А. Некрасова, картине И.Е. Репина и народной песне «Ду
бинушка»?
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Что печалит поэта, что возмущает его, и какой смысл он вкладывает в стихотворение «На Волге»?»