Урок на тему «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задания для разминки.


1. Работа по карточкам у доски 2 учащихся. (Расшифровать значение литературоведческих терминов, соединить понятия).

КАРТОЧКА №1

«Что есть что»


МЕТАФОРА (?)

ГИПЕРБОЛА (?)

ЛИТОТА (?)

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2

КОНТЕКСТ(?)

ЭПИЗОД (?)

СЮЖЕТ(?)

2. Конструирование и озвучивание логико-структурной схемы «Сентиментализм» (Выполняет 1 ученик).

3. Тестирование «Знаешь ли ты содержание повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка?». (Выполняется сообща остальными учащимися с сигнальными карточкам).

Учитель:

— Вы получили задание прочитать I главу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» выписать из него непонятные или заинтересовавшие вас слова и определить их лексическое значение по «Толковому словарю» С.И. Ожегова.

Откройте учебники литературы на стр. 106, читаем текст «по цепочке» и выполняем словарную работу. Начнем с эпиграфа


Учитель: изрядно сказано – как именно сказано?

Того не надобно – чем отличается от «не надо» и «не нужно»? (не надо + б + но)



  1. Словарная работа по тексту первой главы: Читаем начало главы.

Учитель:

— Какие непонятные слова встретились вам в прочитанном фрагменте?

Учащиеся истолковывают подчеркнутые ими новые, интересные или непонятные слова.


при графе Минихе – в чем смысл детали?


Примечание: в дни дворцового переворота граф Миних был на стороне Петра III и после восшествия на престол Екатерины не мог оставаться у нее на службе.


Вышел в отставку премьер-майором – т.е.военным чином восьмого класса; согласно петровской «Табели о рангах», это был первый штабс-офицерский чин (между капитаном и полковником)

О свойствах борзого кобеля – можно ли определить происхождение названия породы собак?


Примечание: борзой – быстрый: так называлась особая порода охотничьих собак (для травли зайцев).


Учителя обыкновенно обносили – о какой бытовой традиции идет речь?

Примечание: обносить – означало нести кушанье или питье мимо обедающего.

Другого ментора я и не желал – ментор (лат.) – руководитель, наставник, учитель, воспитатель. (Имя Ментор— воспитатель сына Одиссея Телемаха, стало нарицательным)

Как-то согласились… кинуться матушке в ноги – какое значение имело здесь «согласились»? (договорились)


Каналью француза – от фр. «негодяй, бездельник, мошенник».

Придворный календарь – ежегодное издание, регулярно выходившее с 1745 года, в котором печатался список придворных служащих и лиц, награжденных орденами.

Записан в Семеновский полк – что это был за особый полк?


Примечание: это один из «потешных» полков юного Петра I, ставший затем гвардейским.



Читаем текст со слов «В ту же ночь приехал я в Симбирск…», с.110 до слов «между тем игра наша продолжалась…»



Играл с маркером – т.е. с прислужником и счетчиком в бильярдной игре. (Фр. – «отмечать»), ведет счет при игре.

Ротмистр гусарского полу – капитанский чин в легкой коннице (начальник эскадрона).

При приеме рекрут – так называл новобранцев, поступивших на солдатскую службу по повинности или найму.

Велел подать пуншу – (фр. «пять», по числу основных компонентов – вода, сахар, вино, пряности и фруктовый сок) .Который был и денег, и белья, дел моих рачитель – цитата из «Послания слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке» Фонвизина. Можно ли догадаться по контесту, что такое «рачитель»?

  1. Вопросы к тексту первой главы:

  1. Что означает эпиграф к повести? Кем он «озвучен» в тексте первой главы?

  2. Как с этим «общим» эпиграфом согласуются название первой главы и эпиграф к ней? Можно ли определить, не читая первоисточник, Ому из героев Княжнина (Верхолету или Честону) принадлежит каждая реплика? Что является «кодом»? Эти имена прозрачны по смыслу?

  3. На кого из персонажей «указывает» эпиграф?

  4. Каков ответ на вопрос: «Да кто ж его отец?» Какие детали характеризуют Гринева-старшего с важнейшей для повествования стороны? Какова художественная функция образа Андрея Петровича Гринева?

  5. Что представляло собой домашнее воспитание дворянского недоросля?

Читаем на стр. 107 «Я считался в отпуску до окончания наук…2 (комизм!)


  1. Чем мотивирован авторский выбор: почему из всех персонажей, участвующих в сюжете, именно Гриневу «поручена» роль мемуариста? Почему не Швабрину, принадлежавшему сливкам общества, ученику Тредиаовского? Какие черты личности этого героя соответствовали художественным целям автора? Имели ли какое-то значение:

а) юность героя?

б) его принадлежность к небогатому провинциальному дворянству?

в) фамильная честность?

  1. Домашнее задание:

1. прочитать главу «Вожатый», отмечая незнакомые слова и выражения и определяя их смысл;

2. подумать, почему именно в этой главе появляется еще один важнейший для сюжета герой.

3


Свежие документы:  Конспект урока 4 класс «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: