Автор – Козляковская Людмила Васильевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54
г.Брянска, заслуженный учитель РФ
Урок – размышление
«Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Оборудование урока
1. Выставка книг Ю. Бондарева.
2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может
материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к
собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.)
3. Эпиграф (запись закрыта).
Сколько в человеке ПАМЯТИ,
столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин, писатель
Таблица (заполняется по ходу урока).
5. Схема (заполняется по ходу урока).
Фонограмма звука идущего поезда.
Иллюстрации (рисунки учащихся).
Ход урока
Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).
Подготовка к восприятию.
Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение).
Память… В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.
Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева — Павлом Георгиевичем Сафоновым.
III. Чтение текста учителем под фонограмму с записью звука идущего поезда («Места, по которым мчал…») И Павел Георгиевич решил выйти на разъезде перед городом и пройтись пешком.
— Почему он решил выйти? («И вдруг его непреодолимо…).
IV. Анализ текста.
— Автор сразу знакомит нас с героем, рассказывает, кто такой Сафонов, чем он занимается?
Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе?
Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение? («С насыпи П.Г. спустился в степь…»).
И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.
V. Проверка домашнего задания (по вариантам).
Устное словесное рисование. «Два города». — Рисунки учащихся.
VI. Размышление над текстом и по теме урока.
Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом. Заполнение таблицы,
Почему он почувствовал себя экскурсантом?
Назовите три встречи героя с близкими людьми. Чтение эпизода «У Витьки Снегирева».
Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?
В мире детства, к которому так захотелось прикоснуться П.Г., был еще близкий человек — девушка, которая была его первой любовью, — Вера. Чтение или пересказ эпизода «Посещение матери Веры».
Какие чувства пришли к нему? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?
Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом? (Для нее встреча с Пашей — память о погибшей дочери. Эта память священна, но писатель заставляет нас подумать, что помнить надо и о живых).
Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг — как спасение, как нежданная радость — он увидел аллею, а в ее тени — школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.
Чтение учителем у рисунка (аллея, школа, домик учительницы).
Звучит музыкальное сопровождение. («Он представил себя все ярко… с этим именем Мария Петровна»).
Чтение в ролях эпизода «У старой учительницы».
Задание перед прослушиванием сцены.
«Деловая игра».
— Вы — режиссеры. Представьте себе, что эту сцену нужно снять для кинофильма.
Как будет выглядеть герои в этой сцене?
Что выражают их лица?
Какие детали, помогающие понять смысл этой сцены, вы показали бы крупным планом (Пальто, учительницы, чернильное пятно на пальце, скромность обстановки комнаты…)?
После чтения сцены.
— Что вы испытали, слушая эту сцену?
— Передайте внутреннее состояние Сафонова во время встречи с учительницей. Почему он испытывает стыд?
— Был ли Сафонов хорошим человеком до этих встреч?
— Что изменили в нем эти встречи, и особенно, встреча с учительницей? (заполнение схемы).
— Каким поступком Сафонов выразил своё прозрение?
— Какой Сафонов вам ближе и почему?
VIII. Заключительное слово учителя
Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас — преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».
IX. Выбор эпиграфа.
Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин, писатель
Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом величайшее нравственное значение памяти,
Д.С. Лихачев, академик
Все на земле стирается, все, кроме памяти.
И.Васильев, писатель