Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
Конспект урока по литературе.
Урок нравственности: «Наставление отца сыну»
( по литературному памятнику 16 века «Домострой»).
Подготовила учитель русского языка
и литературы
МКОУ «Кировский лицей»
Лавреникова Нина Алексеевна.
Киров
2014
Урок нравственности для учащихся 9 классов
«Наставление отца сыну»( по литературному памятнику 16 века «Домострой».
Цели: представить «Домострой» как уникальное произведение русской литературы 16 века и свод нравственных норм и правил; познакомить с домостроевским поучением отца сыну. Раскрыть содержание нравственной категории «совесть»: что такое совесть? Какую роль играет совесть в жизненном становлении человека? В чём проявляется совесть? Каковы пути формирования совести?
Наглядность урока:
1. На доске : полное название «Домостроя»- «Книга называется Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам!».
2. Эпиграф к уроку:
Сколь неизбежна власть твоя,
Глаза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судьба!
В.А.Жуковский.
3.Цитата из наставления отца сыну и происхождение слова «совесть» (правда):
…Жить с чистой совестью и по правде.
«Домострой», из наставления отца сыну.
Совесть, как калька, с греческого заимствована из посланий апостола Павла и означала просто сознание.
Правда — славянский эквивалент христианской совести.
4. Карточки с заданиями по группам.
5. Листы с текстами Поучения.
6. Книга «Домострой».
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Сообщение темы урока учащимися. Формулировка целей.
3. Слово о «Домострое». Индивидуальное домашнее задание ( См. Приложение №1).
Ребята, что послужит поводом для сегодняшнего разговора на уроке? Как сформулировать тему урока?
Во время проверки индивидуального домашнего задания, учащиеся составляют план материала «Слово о Домострое». Сверяют его с планом, который высвечивается на экране:
План:
1. «Домострой»- литературный памятник и свод нравственных правил и норм.
2. «Домострой» в19 веке.
3. «Домострой» и современность.
4. Поучение Владимира Мономаха и «Домострой».
5. Чтение одним из родителей Поучения отца сыну. (См. Приложение2).
6.Беседа по вопросам:
1. Какова главная мысль текста?
«… Жить с чистой совестью и в правде…»( Обратить внимание на запись на доске о происхождении слова «совесть»).
2. Актуально ли это Поучение в наши дни? (Записать вывод в тетради).
3. А как вы думаете, что такое совесть?( Обращаем внимание на эпиграф).
4. Ищем определение понятия «совесть» в словарях ( См. Приложение№3)
Вывод. Совесть –категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль.
5. Чтение учащимся наизусть стихотворения Н.И.Рыленкова «Совесть».( См. Приложение4.)
(Обратить внимание на последнюю строчку).
6. А теперь представим на миг, что исчезло из нашей жизни такое нравственное понятие, как, совесть, т.е. все люди перестали себя контролировать. Что бы по-вашему произошло? Возможно ли такое?
7. Художественное чтение сказки Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть». (См. Приложение №5 ).
( Обращаем внимание на конец сказки).
8. Работа в группах по карточкам.
9. Творческая работа в группах. Составление словесного собирательного образа совестливого человека. Обсуждение. (См.Приложение№6).
10. Итог урока:
Обобщение:
Какие выводы мы с вами сделали в ходе урока? Напомните , о какой нравственной категории шла речь? Какой вывод сделали для себя?
Приложения:
Приложение№1:
Слово учащихся о «Домострое».
1. «Домострой»- одно из выдающихся произведений русской литературы16 века, бывшего основным сводом нравственных норм и правил многих поколений российского православного общества.
«Книга, называемая «Домостроем», которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину- и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» -таково полное название этого уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи.
2. Заметим, что в разное время в обществе неоднозначно относились к «Домострою». Если до появления в общественной жизни революционных разночинцев он был бесспорным учителем «для всякого живущего в России», то начиная со второй половины19 века «Домострой» подвергается всё большей критике. Его постулаты объявляются косными, отжившими, тормозящими общественный прогресс.
3. Давайте взглянем на это уникальное явление человеческой мысли как на творение, сохранившее в основе своей немало ценного, полезного для современного человека, семьи, общества. Мы подвергаем сегодня переосмыслению и реабилитируем то, что ещё недавно осуждали, отвергали, веря на слово авторитетам, зачастую не читая «гонимое» произведение. Сегодня к нам возвратились книги А.Платонова, И.Шмелёва, А Солженицына, В Войновича и многих других писателей. Сколько ценного содержится в этих удивительных, вернувшихся к нам из небытия книгах!
Мы находим в них ответы на многие острые вопросы, мы обогащаемся новыми знаниями, мы меняем свои взгляды под их воздействием, они раскрывают нам тайны общественного бытия. заражают нас оптимизмом.
Думается, что к числу таких творений можно отнести и «Домострой». Уже с первых строк он заставляет размышлять, анализировать, делать выводы, удивляться и сожалеть.
4. Примечательно, что с той поры, как люди стали осознавать себя, формировать сообщества, самое пристальное внимание они уделяли прежде всего моральным и нравственным устоям.
История сохранила для нас великолепное тому свидетельство-Поучение Владимира Мономаха. Вот, в частности ,что в нём говорится: «…леность, мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится, вы же ,поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе».
Поучение Мономаха можно смело назвать предтечей «Домостроя». Возможно, именно оно вдохновило авторов этого удивительного труда на создание целого свода законов жизни русской семьи и общества.
Приложение№2.
( Домострой.- М.: Советская Россия,1990.-С.115.)
Благословляю Я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии жену наставляя и домочадцев своих ни понужденьем, ни битьём, ни тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в тёплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примите, наставлению не последуете, не станните жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день страшного суда, а я к преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил , и размышлял, и поучал, и писал вам.
Если же примите простое моё поучение и ничтожное наставление со всей чистотой душевной и прочтёте, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их всё в дело,- будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословление отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше, и богатство, какие вам Бог послал нашим благословлением и за наши труды,- да будет благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков.
Аминь.
Приложение№3.
Определение понятие «совесть».
1. Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития.
( Даль В.И. толковый словарь живого великорусского языка: 4т.-Т-М., 1989.)
2. Совесть-категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности ( во многих европейских странах слово «совесть» этимологически значит «совместное знание»; в русском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» и «ведать»- «знать»).
Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях «спокойной совести»… Таким образом, совесть- это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой.
( Словарь по этике под ред. АА Гусейнова и И.С. Кона. -М., 1989.)
Приложение№4
Совесть.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит не слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё равно — шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи –
Держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать – с ней нелегко живётся,
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовётся
В народе русская душа.
Приложение №5.
М.Е.Салтыков- Щедрин «Пропала совесть» (отрывок).
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах, по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать.
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная суета, которую приводила за собой обличительница- совесть! Осталось лишь смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение, и, разумеется, решили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенели, пошли грабежи и разбои, началось, вообще, разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов.
Всякий швырял её, как негодную вещь, подальше от себя, всякий удивлялся, каким образом в городе на самом бойком месте такое вопиющее безобразие.
…Долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий только и думал, как бы отделаться от неё и хотя бы обманом , да сбыть с рук. Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бедной голову преклонить и должна она свой век проживать без присмотра. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от этой торговли разжиться.
— За что меня тираните?- жаловалась бедная совесть.
— Что же я с тобой буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна?- спрашивал, в свою очередь, мещанинишка.
— А вот, что,- отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём. Авось, он меня, неповинный младенец выходит, приютит, да и в люди потом со мной выйдет.
По этому её слову всё так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть.
Растёт дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть.
И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет неробкая и захочет распоряжаться всем сама.
Приложение№6
Словесный собирательный образ совестливого человека.
Этот человек всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный, ответственный человек.
Он анализирует каждый свой сделанный шаг и поступает сознательно, обдуманно, строго соблюдает мораль.
Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает. Совестливый человек и работает с душой, а не для «галочки». Такого человека часто называют «добросовестным». Совестливый человек милосерден, он не пройдёт равнодушно мимо чужой боли. Не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, но непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.
Совесть выражается в глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков. Она побуждает человека к потребности делать добро, истине и справедливости, отвращает его от дурных поступков и действий, ущемляющих достоинство и интересы других людей.
Приложение №7
Карточки для работы в группах.
1 группа :
Что, по-вашему, означают выражения: «спокойная совесть», «чуткая совесть», «нечистая совесть»?
2 группа: Какого человека называют потерявшим совесть? Как могут складываться отношения таких людей с окружающими, с коллективом?
3 группа: У Пушкина есть выражение « Да жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
Литература: 1. « Домострой».- М.: Советская Россия,1990. – С.115.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в4 т.- Т4.- М. 1989.
3. Словарь по этике / под ред. А.А.Гусейнова и И.С. Кона.- М.,1989.