Бутенко Анна Андреевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№2» г. Мегион
Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка»
Основополагающие цели: содействовать в знакомстве детей с творчеством Сергея Есенина; в формировании навыков чтения, умении работать с текстом.
Способствовать в развитии внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, памяти, речи, мышления.
Сопутствовать в воспитании интереса к предмету, любви к книге.
Оборудование урока: портреты С.Есенина, А.С.Пушкина, И.Шишкина;
Толковый словарь С.И.Ожегова; учебник «Литературное чтение»,ч.2,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
Карточки со словами: красивая, гордая, умная, заботливая, любящая мать, самоотверженная;
репродукция М.Врубеля «Царевна-Лебедь», видиокассета П.И.Чайковский «Лебединое озеро».
Ход урока
1.Организация учащихся. Мотивационный момент.
Я представлю вам ряд портретов.( С. Есенин, А.С.Пушкин, И.Шишкин.)
-Чей портрет вы бы исключили и почему? (Портрет И.Шишкина, т.к. он художник, убирается портрет И. Шишкина)
-Что объединяет Есенина и Пушкина? (поэты, писали стихи о природе)
-О ком из них было сказано, что он «певец родных русских просторов»? (о С.Есенине)
(убирается портрет А.С.Пушкина)
2. Актуализация
—Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (о творчестве С.А.Есенина)
-Давайте вспомним, что мы знаем о С.А.Есенине?
-Когда и где родился С.Есенин?(3 октября 1895г. в селе Константинове, Рязанской губернии)
-В каком возрасте начал писать стихи? ( в 5 лет)
-Когда вышел его первый поэтический сборник?(1915 год)
-Как он назывался? (Радуница)
-Какие стихи С.Есенина вы знаете и хотели бы прочитать?
(критерии оценивания: автор, название стихотворения, правильность чтения, выразительность)
3.Постановка темы и цели урока
Познавательная мотивация.
—А сейчас вы послушаете отрывок из произведения, который прочитает Алёша и узнаете тему нашего урока.
«Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает»
-Кто автор этого произведения?( Д.Н.Мамин-Сибиряк)
-Как называется произведение?(Приёмыш)
-О ком это произведение? (о лебеде, на доске появляется иллюстрация лебедя)
-Какой показана эта птица в рассказе Д.Мамина-Сибиряка?(красивая, гордая, умная)
-Докажите, что она обладает этими качествами.
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением С.Есенина «Лебёдушка». При чтении стихотворения мы должны быть внимательны к авторскому слову, должны постараться увидеть те средства художественной выразительности, которые использовал Есенин; увидеть новые качества лебедя; будем совершенствовать технику чтения; воспитывать культуру общения и поведения на уроке.
4.Работа по теме урока
А)Словарная работа. Работа с Толковым словарём русского языкаС.И.Ожегова
В тексте стихотворения встретятся непонятные слова. Найдите их объяснение в Толковом словаре.
Багровые-(тёмно-красные)
Ватага – (шумная толпа)
Залив- (часть водного пространства, вдавшаяся в сушу)
Заводь – (небольшой залив в реке с медленным течением)
Дозорила –(охраняла)
Око- (глаз)
Расщелина-(трещина в дереве, в камне)
Схоронилися- (спрятались, скрывались)
Б)Комбинированное чтение стихотворения «Лебёдушка»
В)Проверка первичного восприятия текста
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
(грустное, печальное, жалостливое)
Почему?(погибла лебёдушка)
Г) Беседа по содержанию стихотворения
-Куда повела своих детушек лебёдушка?
-Как вела себя лебёдушка на лугу?
-Какое слово употребил Есенин?(дозорила)
Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.
-Какое качество проявляется здесь у лебёдушки? (заботливая)
— В какой момент вы почувствовали тревогу?(появление под облаками молодого орла)
Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров.
—Чем заканчивается стихотворение?(гибелью лебёдушки)
-Могла ли лебёдушка спастись?(да)
-Почему она этого не сделала?(она любящая мать)
-Кем становится лебёдушка для орла?(добычей, жертвой)
Она жертвует собой ради спасения лебежатушек, идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.
-Как называется такое качество? (самоотверженность)
-Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку?(на доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная)
Д) Выборочное чтение
-Меняется ли настроение этого стихотворения?(радостное, тревожное, печальное)
Докажите. 1ряд- радостное
2 ряд- тревожное
3 ряд – печальное
Е) Работа в группах
Какие средства художественной выразительности использовал Есенин?( эпитеты, метафоры, олицетворения)
Детям предлагается карточка со словосочетаниями:
Красна зорюшка,
покрывала златотканые,
роса жемчужная,
камыши, склонясь, шепталися,
и росинки серебристые, словно жемчуг осыпалися
А кругом цветы лазоревы …улыбались дню весёлому
Трава шелковая,
перешёптывались лилии
выплывала , словно зоренька, белоснежная лебёдушка
1группа находят и подчёркивают эпитеты
2 группа находят и подчёркивают метафоры
3 группа ——олицетворения
— Как автор относится к лебёдушке? ( с любовью, много ласковых слов)
-Можно ли назвать это стихотворение былиной?(да, история могла быть на самом деле, повествование напевное)
–Какова главная мысль стихотворения?(любовь к Родине, к природе, бережное отношение к ней)
Ж) Просмотр отрывка из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Поэты, композиторы и художники тоже восхищались этой прекрасной птицей и свои творения называли её именем.
Художник Врубель назвал свою картину «Царевна-лебедь9демонстрируется репродукция картины), а композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».
-Посмотрите отрывок из балета»Лебединое озеро»
5. Итог урока
-Что нового узнали на уроке?
-Что хотел сказать С.А.Есенин своим стихотворением?(любите природу, заботьтесь о ней)
Какая из предложенных пословиц больше соответствует стихотворению «Лебёдушка»
Материны глаза слепы.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.(третья. Мать как верный друг сама погибает, а детей спасает)
Можно ли произведение «Лебёдушка» связать с жизнью людей?
6. Домашнее задание ( по выбору)
1. Выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка». стр.120-126
2. Составить рассказ о лебёдушке, опираясь на те качества, которыми наделил её С.Есенин.
3.Привести примеры из жизни людей, когда мать идёт на самопожертвование, ради спасения своих детей.
Использованная литература:
Г.Е.Окулова «Слово о писателе – на урок» стр.63
М.И.Байкова, Е.С.Гостимская «Поурочные разработки по чтению»,4 класс стр.162, Москва «Вако» 2004г
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Москва 2001г
Учебник «Литературное чтение» 4 класс,ч.2, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова.