Урок по литературе в 5 классе
«Г.Х. Андерсен»
Автор: Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Дидактическая игра «Верно ли, что…» по сказке «Аисты» Г.Х. Андерсена разработана для учащихся среднего звена в виде вопросов, на которые учащиеся должны дать утвердительный или отрицательный ответ. Некоторые задания намеренно содержат фактические ошибки, которые учащиеся должны заметить, если хорошо знают содержание текста. Такая игра учит детей сообразительности и внимательности в ходе прочтения произведения.
Аудитория: учащиеся 5-ых классов
Цель: формирование памяти и зоркости чтения
Ход игры:
Учитель задаёт классу вопросы, начинающиеся словами: «Верно ли, что…».
Право ответа предоставляется тому ученику, кто быстрее поднимет руку.
Если ответ правильный, учитель даёт жетоны определённого цвета (жёлого, зелёного). Если же ответ неверный, то школьник получает красный жетон.
Время дидактической игры ограничено (5-7 минут). Ребята об этом должны знать.
Побеждает в игре тот, кто больше наберёт жёлтых и зелёных жетонов. Из числа победителей исключается, если получит во время игры красный жетон.
Вопросы
Верно ли, что …
На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. (+)
В нем сидела мамаша с двумя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, — они у них еще не успели покраснеть. (-)
На улице играла толпа ребятишек; увидав аиста, самый храбрый из мальчуганов замахнулся на него. (-)
На другой день ребятишки опять высыпали на улицу, увидали аистов и опять запели:
Одного повесим,
В пруд швырнем другого… (+)
Прошло несколько времени, птенцы подросли, могли уже вставать в гнезде и озираться кругом. (+)
Папаша-аист каждый день приносил им вкусных лягушек, маленьких ужей и всякие другие лакомства, какие только мог достать. (+)
— Ну, пора теперь и за ученье приняться! — сказала им в один прекрасный день мать, и всем четверым птенцам пришлось вылезть из гнезда на крышу. (+)
На третий день учений птенцы уже прекрасно летали над крышей. (-)
Задорнее всех из ребятишек был самый маленький, тот, что первый затянул песенку о воробьях. (-)
Настала осень; аисты начали приготовляться к отлету на зиму в теплые края. (+)
Вот так маневры пошли! Аисты летали взад и вперед над лесами и озерами: им надо было испытать себя — предстояло ведь огромное путешествие! Наши птенцы отличились и получили на испытании не кол с минусом, а пятерку с лягушкой и ужом! (+)
— Мы передумали мстить злым мальчикам! — сказали птенцы, когда выучились летать. (-)
— Хорошо! — сказала мать. — Вот что я придумала — это будет лучше всего. Полетим к пруду, возьмем оттуда малюток и отнесем к тем детям, которые не дразнили аистов; нехорошие же насмешники не получат ничего! (+)
— А тому злому, который первый начал дразнить нас, ему что будет? — спросили молодые аисты.
— Пусть порадуется, когда мы ему принесём сестричку. (-)
А вот тому доброму мальчику, — надеюсь, вы не забыли его, — который сказал, что грешно дразнить животных, мы принесем зараз и братца и сестрицу. (+)