Урок по литературе в 8-ом классе на тему:» С.Есенин.»Пугачев» — поэма на историческую тему»

Открытый урок по литературе в 8-ом классе на тему:

«С. Есенин. «Пугачёв» —

поэма на историческую тему».

Учитель русского языка и литературы

Данилова Татьяна Павловна

2011 – 2012 уч. год.

Тема: «С. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему».

Цели:

  • расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина;

  • развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

  • дать понятие о драматической поэме.

Эпиграф:

«Если  крикнет  рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»!

( С.Есенин).

Оборудование:

  • книжная выставка «Я последний поэт деревни…»;

  • презентация «С.Есенин. Страницы жизни и творчества»;

  • Слайд – шоу  «Родная природа в творчестве С.А.Есенина».

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Просмотр презентации «С.Есенин.  Страницы жизни и творчества» (с комментариями учителя).

1 слайд.

«В этом имени слово – «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нем от русских песен:

Поднебесье, тихие веси.

Сень берез и синь  — рассвет.

Что  — то есть в ней и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только  скажут: «Сергей Есенин»

Всей России встают черты!»

(Николай Браун)

4 слайд.

21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей.

Маленький Сережа воспитывался в семье деда по матери. Есенин вспоминает о деде: «Это был удивительный человек, яркая личность, умственный мужик».

5 слайд.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское – годичное земское училище. А потом с 1909 по 1912 года учился в Спас-Клепиках в церковно – учительской школе.

7 слайд.

В августе 1921 года Есенин приезжает в Москву.

8 слайд.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря стараниям друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143.

  1. Выразительное чтение стихов С.Есенина учащимися и учителем.     (Стихи читаются на фоне  показа   слайд – шоу  «Родная природа в творчестве С. А. Есенина»).

Стихи: выразительно читают учащиеся на фоне презентации:

  • «Отговорила роща золотая…»

  • «Береза»

  • «Топи да болота…»

  • «Пороша».

  1. Работа с литературными источниками.

Чтение народных песен о Пугачёве: «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён».

   Вопросы:

  • Как народ относился к Емельяну Пугачеву?

  • С чем это было связано?

  • В каком художественном произведении  мы знакомимся с образом   Е.Пугачева?

  • Каким изображает А.Пушкин  в своем произведении Е.Пугачёва?

Знакомство с содержанием поэмы С.Есенина «Пугачёв». ( Обучающиеся кратко пересказывают содержание поэмы,  выборочное чтение отрывков из поэмы учителем)

  1. Беседа по вопросам.

  • Как в поэме С.Есенина  показан образ Пугачева?

  • Почему  С.Есенин так считает?

  • Почему Пугачев в поэме выдает себя за царя Петра 3?

  • Каким изображен в поэме народ? Как он относится к Пугачеву?

  1. Элементы сопоставительного анализа произведений о Пугачеве.        (Сопоставляются повесть А. Пушкина «Капитанская дочка» и поэма С. Есенина «Пугачев»).

  2. Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачёвым и Пушкиным словом «чара»?
    – Образ Пугачёва бессмертен. Уже в XX веке, в 1921 году, Сергей Есенин заканчивает свою поэму «Пугачёв». Он называет его «почти гениальным человеком».Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. Он поет ему славу, вкладывая свои мысли в слова ближайшего сподвижника Хлопуши

(СЛАЙД «Монолог Хлопуши»)

  1. Итог урока:

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».


Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?

Сегодня, проанализировав произведения великих классиков, Пушкина и Есенина, увидев Пугачёва глазами великого поэта, рассмотрев портретные зарисовки и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя.
Но насилие и жестокость, в полной мере проявленные противоборствующими сторонами, не могли решить ни одну из назревших проблем социально -экономического развития. Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди
жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Что же такое крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и
крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Каждое время дает на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания (что, между прочим, делали в нашем недавнем прошлом), а также гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…

  1. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев». Ответить на вопросы  (стр. 134 учебника).

  1. Оценки за урок.



Свежие документы:  Урок-игра «Рыцарский турнир"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: