Урок по литературному чтению 3 класс «В. П Астафьев «Капалуха»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аникина Наталья Михайловна – учитель начальных классов

Педагогический стаж работы – 13 лет

Первая квалификационная категория

Работаю по УМК «Школа России»

Характеристика 3 класса «А» МБОУ СОШ № 29

В 3 классе учится 21 ученик. Из них 10 девочек и 11 мальчиков. Дети растут в семьях, в которых родители уделяют внимание и заботу своим детям. В семьях присутствуют взаимопонимание, уважение между взрослыми и детьми. В классе 5 неполных семей.
   Большинство ребят в классе способны учиться на «4» и «5», ответственно готовятся к урокам. На уроках они способны достаточно долгое время сохранять повышенное внимание, способны воспринимать и хорошо запоминать учебный материал. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам. Учащиеся принимают участие в творческих конкурсах. Ребята никогда не пропускают уроки без уважительной причины.

По итогам прошлого учебного года на «4» и «5» учебный год завершили 12 учеников, что составляет 57%. Неуспевающих нет.

Любимыми предметами у многих являются математика, окружающий мир. Дети с удовольствием занимаются физкультурой, рисованием и пением. Дома дети не читают ничего больше школьной программы, отдавая предпочтение компьютерным играм, просмотру телевизора. Поэтому на уроках, чтобы привлечь внимание детей к предмету, часто проводится групповая работа, игры, викторины, тестовые работы (они детям очень нравятся) по прочитанному материалу. На все каникулы дается список литературы, который рекомендуется прочитать. Свои впечатления о прочитанном ребята записывают в читательский дневник, который ведётся с первого класса. На первом уроке каждой четверти дети делятся своими впечатлениями от прочитанном в классе.

В классе климат благоприятный, царит атмосфера доброжелательности. Здесь заботятся о каждом, доверяют друг другу.

   Все ребята серьёзно относятся к выполнению поручений, старательны и умеют вовлекать в работу других ребят. На классных собраниях обсуждаем, как каждый относится к порученному делу.









Урок по литературному чтению

Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: В. П Астафьев «Капалуха»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи:

  1. обогащение и уточнение словаря;

  2. прививать интерес и любовь к природе, ее секретам и тайнам;

  3. учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает;

  4. развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

  5. развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор;

  6. развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;

  7. воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.

  8. учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем

Оборудование:

правила поведения в лесу;

иллюстрации к тексту;

портрет автора;

раздаточный материал;

опорные слова;

карточки для самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организатор — фасилитатор

разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий

Определять жанр, тему, формулировать основную мысль произведения; сравнивать произведения по жанрам; осмысленно читать текст вслух и про себя; давать характеристику героям; формулировать вопросы по тексту и уметь давать полные ответы на вопросы товарищей; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; давать оценку своей работе, работе своей группы, оценивать работу на уроке других групп.

Личностные УУД:

Знание основных правил отношения к природе, осознание того, что человек – часть природы, воспитание любви к матери, умение работать в группах, распределять роли, вести диалог;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах, парах сменного состава; умение представлять высказывания в письменной и устной форме; умение вести диалог в группе, учитывая разные мнения;

Познавательные УУД:

Поиск информации

( биография автора, сообщение о глухарях, работа со словарём), открытие этих знаний всем детям; выбор эффективных способов решения задач

( распределение на группы не только по определению жанра, но и по значку; составление пословиц: первая часть написана с заглавной буквы);

Регулятивные УУД:

Умение оценивать свою работу, работу своей группы, оценивать работу других групп на уроке; контроль работы, распределение время на выполнение заданий.



Ход урока:

1.Организационный момент

В начале урока детям предлагаются карточки со строчками произведений из разных литературных жанров. Детям нужно определить к какому жанру относятся их произведения и объединиться в группы. В конце урока дети должны определить к какому жанру относится новый текст.

Басни

* Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?



* Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.



*»А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»



* По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.



*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

Сказки

# За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было.



# Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.



# Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.



# Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.



# Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть.

Загадки

^ Явился в желтой шубке. Прощайте две скорлупки (цыпленок)

^ Удивительный ребенок — только вышел из пеленок — может плавать и нырять как его родная мать! (утенок)

^ Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)

^ Не король, а в короне. Не гусар, а в шпорах. На часы не взглянет, а время знает (петух).

^ Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)

Стихи


& В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

& То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.



& По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.



& Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.



& Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу. Перед вами на партах лежит конверт с зелёным кружком с правилами поведения. Из предложенных правил выбирайте только те, которые мы станем соблюдать в лесу!

не опаздывай

не разоряй птичьих гнёзд

нельзя ходить без необходимости в автобусах

 не нарушай тишины

не мешай лесным жителям

не оставляй мусор

Не ходи по проезжей части

не разговаривай с полным ртом

не разводи костров

не шуми в лесу

Дети находят правила поведения в лесу, учитель вывешивает их на доску.

Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

А сейчас возьмите в руки конверт с пословицами.

Соберите пословицы

Работа парами

— На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Всякая птица к своей стае летит.

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая птица своим пером красуется.

Всякая птица тепла ищет.

Каждая птица кричит по-своему.

— Что объединяет эти пословицы?

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, — т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Артём подготовил нам сообщение о глухарях давайте послушаем его.


Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры 3 недели. Малыши, едва обсохнув ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

3. Определение темы и задач урока.

— Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о глухаре? Откройте учебники на странице 101, прочитайте название произведения. Кого так называют, как вы считаете? (капалуха так сибирские охотники называют самочку глухаря)

Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».

Юля подготовила нам рассказ об авторе этого произведения.

 Родился     В.П Астафьев. 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска .
Все детство  Витя  Астафьев провел в детдоме.
Прекрасных  людей он знавал немало ,но не из родни.
Первым — после мамы, бабушки и деда- был Василий Иванович Соколов воспитатель в детдоме. Василий Иванович, будто угадав ,что Витю не только много унижали, попрекали  хлебом ,даже тем, что он зачем-то   живет , но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.
Витя любил читать без разбора и передыха все, что пропадало в руки , дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом.
На протяжении тех лет , которые он прожил в детдоме при Василий Ивановиче ,он частенько твердил ему о его “природных данных”,о  ” несомненной литературной одаренности “,
и от этих слов он впадал то в лихую ,дурашливую веселость ,то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки , участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая  прочитанные книги.


Замечательный человек,  встретившийся ему в начале   жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал  русский язык и литературу.
Впервые за все время существования 5-Б класса, в котором учился Виктор Астафьев даже у лентяев в графе “поведение”  появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы , книжки — это было тогда редкостью — и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно.
Дети очень полюбили самостоятельною работу- не изложение писать,не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять ,творить самим .
 В.П Астафьев закончил школу ФЗО на станции Енисей и работал  близ города Красноярска на станции Базаиха  составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт,
воевал солдатом. Вернулся из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город- Чусовой. В.П Астафьев работал сначала где придется , затем попал в горячий цех.

Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная.
Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши- для колбасного завода . Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол , затем солить,
и сваливать  мясо в бочки -труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом ему поручено было дежурить на заводе по ночам.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку , который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П Астафьев с радостью написал о нем статью , которую напечатал журнал “Октябрь”.
Наступил новый, очень  напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети. Он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”,
они положили начало его литературному пути.
В1959 году он поступил  в Москве на Высшие литературные курсы.
Писательский  труд — беспрестанный поиск, сложный

4. Чтение текста с остановками и его анализ.

Пришло время познакомиться с самим произведением. Найдите на партах конверты с вопросами. Сейчас мы будем читать текст по частям и отвечать на вопросы, которые соответствуют прочитанной нами части.

Работа по 1-й части рассказа.

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

Работа со словарём.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю

Черничник – заросли черники

Добавьте свои вопросы.

Б) Работа по 2-й части рассказа.

Чтение.

Вопросы:

1. Что обнаружили дети на бугорке?

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

Добавьте свои вопросы.

Работа со словарём.

Космы – взлохмаченные пряди волос

5. Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

В лес сегодня мы пришли,

Ягодки в лесу нашли.

Ягод много наберём,

Домой маме унесём.

В) Работа по 3-й части рассказа.

Чтение вслух.

Вопросы:

1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

3. Какой матерью была капалуха?

4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

5.Почему крылья птицы «закостенели»?

6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

7.Почему же брюшко у птицы было голое?

Добавьте свои вопросы.

Г) Работа по 4-й части рассказа.

Чтение про себя.

1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

2.Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

4. О чем самом главном хотел сказать нам автор?

Добавьте свои вопросы.


6.Написание синквейна.

Вспомните главных героев этого произведения. (капалуха, мальчишки, автор)

Сейчас я предлагаю вам попробовать написать синквейн, посвящённый тому герою, которого выберет ваша группа.

Работа в группах. Написание синквейна. Самооценка и взаимооценка.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна вы найдёте у себя на партах.

Правила написания синквейна.

Первая строка — тема синквейна, о ком или о чём идёт речь (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Проверка групповых работ.

7. Домашнее задание.

Подготовить рассказ от имени одного из героев.

8.Итог урока

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

— В начале урока мы определяли литературные жанры. К какому жанру вы отнесёте это произведение?

А сейчас соберитесь в «карусель» и задайте свой вопрос одноклассникам по данному тексту.


9.Самооценка своей работы.


На индивидуальных листочках оцените свою сегодняшнюю работу на уроке.

Лист индивидуальной самооценки

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Оценка ученика

Оценка группы

Комментарий для учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.




Я умею выслушивать чужие аргументы. Принимать другую точку зрения




Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждения.




Я отстаиваю своё мнение корректно




Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения.




Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.




Я умею формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи.




Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться





Лист для оценки групповой работы

Утверждение

Ваш комментарий

Наша группа работала как единая команда.


Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе.


Мы обсуждали решения и принимали решения вместе


Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу


В нашей группе уважается мнение каждого


В наше группе ценятся таланты и способности каждого.




Свежие документы:  Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: