ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аникина Наталья Михайловна – учитель начальных классов
Педагогический стаж работы – 13 лет
Первая квалификационная категория
Работаю по УМК «Школа России»
Урок по литературному чтению
Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: В. П Астафьев «Капалуха»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.
Задачи:
обогащение и уточнение словаря;
прививать интерес и любовь к природе, ее секретам и тайнам;
учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает;
развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор;
развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.
учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем
Оборудование:
правила поведения в лесу;
иллюстрации к тексту;
портрет автора;
раздаточный материал;
опорные слова;
карточки для самооценки
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организатор — фасилитатор разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий | Определять жанр, тему, формулировать основную мысль произведения; сравнивать произведения по жанрам; осмысленно читать текст вслух и про себя; давать характеристику героям; формулировать вопросы по тексту и уметь давать полные ответы на вопросы товарищей; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; давать оценку своей работе, работе своей группы, оценивать работу на уроке других групп. | Личностные УУД: Знание основных правил отношения к природе, осознание того, что человек – часть природы, воспитание любви к матери, умение работать в группах, распределять роли, вести диалог; Коммуникативные УУД: Умение работать в группах, парах сменного состава; умение представлять высказывания в письменной и устной форме; умение вести диалог в группе, учитывая разные мнения; Познавательные УУД: Поиск информации ( биография автора, сообщение о глухарях, работа со словарём), открытие этих знаний всем детям; выбор эффективных способов решения задач ( распределение на группы не только по определению жанра, но и по значку; составление пословиц: первая часть написана с заглавной буквы); Регулятивные УУД: Умение оценивать свою работу, работу своей группы, оценивать работу других групп на уроке; контроль работы, распределение время на выполнение заданий. |
Ход урока:
1.Организационный момент
В начале урока детям предлагаются карточки со строчками произведений из разных литературных жанров. Детям нужно определить к какому жанру относятся их произведения и объединиться в группы. В конце урока дети должны определить к какому жанру относится новый текст.
Басни
* Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
* Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
*»А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
* По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
Сказки
# За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было.
# Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.
# Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
# Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
# Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть.
Загадки
^ Явился в желтой шубке. Прощайте две скорлупки (цыпленок)
^ Удивительный ребенок — только вышел из пеленок — может плавать и нырять как его родная мать! (утенок)
^ Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)
^ Не король, а в короне. Не гусар, а в шпорах. На часы не взглянет, а время знает (петух).
^ Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)
Стихи
& В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
& То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
& По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
& Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
& Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу. Перед вами на партах лежит конверт с зелёным кружком с правилами поведения. Из предложенных правил выбирайте только те, которые мы станем соблюдать в лесу!
не разоряй птичьих гнёзд | |
нельзя ходить без необходимости в автобусах | не нарушай тишины |
не мешай лесным жителям | не оставляй мусор |
Не ходи по проезжей части | не разговаривай с полным ртом |
не разводи костров | не шуми в лесу |
Дети находят правила поведения в лесу, учитель вывешивает их на доску.
Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.
А сейчас возьмите в руки конверт с пословицами.
Соберите пословицы
Работа парами
— На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Всякая птица к своей стае летит.
Большой птице большое гнездо нужно.
Всякая птица своим пером красуется.
Всякая птица тепла ищет.
Каждая птица кричит по-своему.
— Что объединяет эти пословицы?
-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:
«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, — т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)
Артём подготовил нам сообщение о глухарях давайте послушаем его.
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры 3 недели. Малыши, едва обсохнув ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
3. Определение темы и задач урока.
— Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о глухаре? Откройте учебники на странице 101, прочитайте название произведения. Кого так называют, как вы считаете? (капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря)
Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
Юля подготовила нам рассказ об авторе этого произведения.
Родился В.П Астафьев. 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска .
Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.
Прекрасных людей он знавал немало ,но не из родни.
Первым — после мамы, бабушки и деда- был Василий Иванович Соколов воспитатель в детдоме. Василий Иванович, будто угадав ,что Витю не только много унижали, попрекали хлебом ,даже тем, что он зачем-то живет , но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле. Витя любил читать без разбора и передыха все, что пропадало в руки , дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом.
На протяжении тех лет , которые он прожил в детдоме при Василий Ивановиче ,он частенько твердил ему о его “природных данных”,о ” несомненной литературной одаренности “,
и от этих слов он впадал то в лихую ,дурашливую веселость ,то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки , участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.
Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу.
Впервые за все время существования 5-Б класса, в котором учился Виктор Астафьев даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы , книжки — это было тогда редкостью — и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно.
Дети очень полюбили самостоятельною работу- не изложение писать,не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять ,творить самим .
В.П Астафьев закончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт,
воевал солдатом. Вернулся из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город- Чусовой. В.П Астафьев работал сначала где придется , затем попал в горячий цех.
Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная.
Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши- для колбасного завода . Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол , затем солить,
и сваливать мясо в бочки -труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом ему поручено было дежурить на заводе по ночам.
В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку , который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П Астафьев с радостью написал о нем статью , которую напечатал журнал “Октябрь”.
Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети. Он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”,
они положили начало его литературному пути.
В1959 году он поступил в Москве на Высшие литературные курсы.
Писательский труд — беспрестанный поиск, сложный
4. Чтение текста с остановками и его анализ.
Пришло время познакомиться с самим произведением. Найдите на партах конверты с вопросами. Сейчас мы будем читать текст по частям и отвечать на вопросы, которые соответствуют прочитанной нами части.
Работа по 1-й части рассказа.
Вопросы:
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
Работа со словарём.
Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю
Черничник – заросли черники
Добавьте свои вопросы.
Б) Работа по 2-й части рассказа.
Чтение.
Вопросы:
1. Что обнаружили дети на бугорке?
2. Почему сердце автора забилось от испуга?
3. Как выглядело гнездо?
4. Почему дети не взяли яйца?
Добавьте свои вопросы.
Работа со словарём.
Космы – взлохмаченные пряди волос
5. Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
В лес сегодня мы пришли,
Ягодки в лесу нашли.
Ягод много наберём,
Домой маме унесём.
В) Работа по 3-й части рассказа.
Чтение вслух.
Вопросы:
1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).
3. Какой матерью была капалуха?
4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»
5.Почему крылья птицы «закостенели»?
6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?
7.Почему же брюшко у птицы было голое?
Добавьте свои вопросы.
Г) Работа по 4-й части рассказа.
Чтение про себя.
1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
2.Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?
4. О чем самом главном хотел сказать нам автор?
Добавьте свои вопросы.
6.Написание синквейна.
Вспомните главных героев этого произведения. (капалуха, мальчишки, автор)
Сейчас я предлагаю вам попробовать написать синквейн, посвящённый тому герою, которого выберет ваша группа.
Работа в группах. Написание синквейна. Самооценка и взаимооценка.
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Правила написания синквейна вы найдёте у себя на партах.
Правила написания синквейна.
Первая строка — тема синквейна, о ком или о чём идёт речь (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
— Проверка групповых работ.
7. Домашнее задание.
Подготовить рассказ от имени одного из героев.
8.Итог урока
— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
— В начале урока мы определяли литературные жанры. К какому жанру вы отнесёте это произведение?
А сейчас соберитесь в «карусель» и задайте свой вопрос одноклассникам по данному тексту.
9.Самооценка своей работы.
На индивидуальных листочках оцените свою сегодняшнюю работу на уроке.
Лист индивидуальной самооценки
Оценка ученика | Оценка группы | Комментарий для учителя | |
Я пытался внести максимальный вклад в работу группы. |
|
|
|
Я умею выслушивать чужие аргументы. Принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждения. |
|
|
|
Я отстаиваю своё мнение корректно |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения. |
|
|
|
Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно. |
|
|
|
Я умею формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи. |
|
|
|
Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться |
|
|
|
Лист для оценки групповой работы
Ваш комментарий | |
Наша группа работала как единая команда. |
|
Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе. |
|
Мы обсуждали решения и принимали решения вместе |
|
Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу |
|
В нашей группе уважается мнение каждого |
|
В наше группе ценятся таланты и способности каждого. |
|