«ЧТЕНИЕ ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ!»
Чтение – серьезный познавательный процесс.
Это не простая техника воспроизведения отдельных звуков и не формальное количество прочитанных страниц.
Во время чтения Вы думаете, размышляете, учитесь подмечать интересные соответствия между написанием и звучанием, вслушиваясь в звучание и смысл каждого отдельного слова или словосочетания.
Главное вы узнаете много нового!
Читать необходимо каждый день!
Пусть немного, но обязательно ежедневно! Это очень важно для правильного развития речи и мышления.
Любой текст мы читаем, используя два уровня понимания:
— на уровне значения отдельных слов;
— на уровне смысла отдельного словосочетания или смыслового сегмента;
— на уровне смысла всего предложения.
Оба уровня должны быть взаимосвязаны.
В процессе чтения текста очень важно выделять ключевые слова и выражения, передающие основную мысль или идею.
Важно отметить, что в любом тексте следует, прежде всего, обращать внимание на заголовок, первый и последний абзац. Они заключают в себе основную идею и выводы.
Главная мысль, как правило, заключена в середине текста.
Читая, учитесь разбивать текст на смысловые сегменты и выделять главное в каждом из них.
По окончании прочтения текста целесообразно сделать небольшое устное или письменное резюме по смыслу прочитанного.
Чтение, как и любой другой процесс, требует конечного результата!
Чтение текста вслух предполагает:
— отличное владение голосом (громкость и четкость);
— правильную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, отрицание, вопрос, просьба (приказ));
— точность воспроизведения звуков (правильное произношение);
— скорость (соблюдение заданных норм);
— смысл (понимание и передача смысла текста в процессе чтения).
Чтение текста «про себя» предполагает:
— быстрый и полный охват содержания текста;
— умение правильно выделять главную мысль;
— запоминание большого количества информации за небольшой промежуток времени.
Как видите, разные типы чтения преследуют различные, но очень полезные цели. Старайтесь их комбинировать, переходя с чтения вслух, на чтение «про себя», и наоборот.
Еще один полезный совет:
Сокращайте звуковые паузы между словами при чтении вслух и мысленные паузы между отрезками смысла при чтении про себя! Чтение должно быть монолитным, плавным, без разрывов.
Учеными отмечена интересная закономерность: как человек читает, так же и слышит; как слышит, так же и говорит.