Урок по рассказу В.Г. Распутина «Нет на земле ответственней призванья» 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Исилькуль








«Нет на земле ответственней призванья…»

(Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)

урок литературы

6 класс















Силова Надежда Владимировна

учитель русского языка и литературы



Цели урока: 1. раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;

2. развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; Развитие самостоятельного критического мышления;

3.воспитывать уважение к профессии учителя

Оборудование: Использование ИКТ ( презентация), Раздаточный Материал для учащихся ( вопросы и задания по группам).

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Чтение стих ученицей.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский «Родной человек»



_Как вы думаете, какую тему мы попытаемся раскрыть на уроке?

_Какие цели можно поставить к данному уроку?

На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку , в голодное послевоенное время., вдали от родного места увидели , как в этом ребенке так рано появились такие важные качества как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и преданность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. Образу этой учительницы будет посвящен наш сегодняшний урок, название которого

«Нет на земле ответственней призванья…»

— Запишите в тетради тему и эпиграф к уроку «Почему мы все так же , как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями»? И не знаем за то вовсе, что было с нами в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после « (В.Г.Распутин)

На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.

Рассказ В.Г.Распутина автобиографичный. Он посвятил его своей учительнице . Послушаем сообщение об истории создания рассказа.

Свежие документы:  Викторина по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

2.Сообщение ученицы

— Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина живет в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова. Случайно школьница Лидия Данилова оказалось во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт . Собиралась – то она в университет на исторический, но ее слушали.. стены: высокие , мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе.

Случайно оказалось она и районной школе, в глухом поселке Усть – Уда. Это было самое худшее место. Куда можно было попасть по распределению. И почему – то она досталась студентке с отличным дипломом.

За дерзость, — объясняет сама героиня. В подшефном 8 классе молоденькая учительница поначалу не произвела никакого серьезного впечатления. Ребята попались озорные.

А Валя Распутин учился в параллельном классе . Там собрались ученики посерьезней. Классным руководителем была учитель математики Вера Андреевна Кириленко. Отработав положенные три года , Вера Андреевна уехала из Усть – Уда на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на себя классное руководство в объединенном 9 классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске , растила двух дочерей. Вскоре перебралась в Саранск. В Саранском государственном университете Лидия Михайловна отработала 40 лет. Были еще командировки за границу. А во время командировки во Францию Лидия Михайловна узнала, что стала книжной героиней .

«На самом деле Валентин Распутин , в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, — считает Лидия Михайловна. –Красивая, немножко косили глаза, — это все про нее. Сдержанная , опрятная с хорошим вкусом. Но почему–то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

А посвящено произведение учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, Анастасии Прокопьевне Копыловой.



3.Работа в группах

— Слово учителя

Следующий этап нашего урока – это работа в группах .Наша задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить какую роль она сыграла в жизни мальчика;

— раскрыть неповторимость образа этой учительницы

  • Поступок это со стороны учительницы или преступление?

Каждой группе предлагается вопросы для обсуждения.

1 –ая группа

1. Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора?

2. Какова ее манера держаться? Как она характеризует учительницу?

3. Каковы особенности речи Лидии Михайловны .

Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того, ..

Ключевыми с ловами будут слова и словосочетания : «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя- это ее призвание. Говорила она немного , правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной.



2 группа

1. Как герой относился к учительнице?

2. Как Лидия Михайловна относилась к мальчику?

3. Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?

Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способность, за склонность и интерес к учебе, она видела чувство собственного достоинства,которое рано в нем развивалось. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают.., а ты способный мальчик, школу тебе бросать нельзя».Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства.

3 группа

1.Рассмотрите иллюстрациюГальдяева Совпадает ли ваше представление об учительнице с восприятием художника. Какой вы увидели Лидию Михайловну?

2. Какой она представлялась мальчику?

(Она была особенным ,каким-то сказочным существом? )

3. Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?Любому ли учителю можно довериться?

(Видео игра в замеряшки)

4 группа

1. Почему учительница предложила ребенку игру на деньги?»

2. Как ведет себя учительница во время прихода директора?

3. Каким человеком был директор?

Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства .Это роднит ее с главным героем рассказа .

Учитель


— А сейчас, ребята, давайте разберемся :

Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как сказал директор

Подведем итоги

1)Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (Доброта, порядочность, способность к состраданию, милосердие , жалость, достоинство и т. д.)

Составление синквейна

-Почему повесть называется «Уроки французского»?Какой главный урок преподала учительница ?

(Урок доброты и отзывчивости)

ИТОГ: Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. И я ,думаю , что добро имеет способность распространяться,передаваться от человека к человеку. Из текста повести мы увидели , что наш герой действительно многое испытал в своей жизни. Главное, что он остался человеком ,приобрел духовный опыт самостоятельно ,не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу, не только сверстников, но и взрослых

Высказывание великих мыслителей о доброте :

Запишите понравившееся высказывание ,объясните его и запомните:

  • Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Н.Толстой

  • Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А.Сухомлинский

  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.

  • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его Л.Н.Толстой.

4)Вернемся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос , который поставил Валентин Распутин в предисловии к рассказу?

(Эти мысли принадлежат зрелому человеку , а не мальчишке, если учитель настоящий, стыдно его подвести)

Каким же должен быть учитель? Может быть, нам помогут слова В.П.Астафьева «Фамилию учителя можно и забыть , важно, чтобы осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми.

Настоящий учитель – это такой , которого помнят всю жизнь. Не зря Распутин сказал:» Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем , кем я стал».

Домашнее задание:

написать сочинение – эссе «Мой любимый учитель»,

связав сочинение с рассказом ,учитывая и ваш жизненный опыт.

Список литературы:

  1. Коровин В.И. «Литература 6 класс», Москва «Просвещение», 2010г.

  2. Коровин В.И. «Литература 6 класс», поурочные планы, Волгоград 2013г.







































Свежие документы:  Сочинение на лингвистическую тему "РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: