Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Исилькуль
«Нет на земле ответственней призванья…»
(Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)
урок литературы
6 класс
Силова Надежда Владимировна
учитель русского языка и литературы
Цели урока: 1. раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;
2. развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; Развитие самостоятельного критического мышления;
3.воспитывать уважение к профессии учителя
Оборудование: Использование ИКТ ( презентация), Раздаточный Материал для учащихся ( вопросы и задания по группам).
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Чтение стих ученицей.
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Любимый учитель, родной человек.
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил.
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких, смешных первоклашек.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
М.Садовский «Родной человек»
_Как вы думаете, какую тему мы попытаемся раскрыть на уроке?
_Какие цели можно поставить к данному уроку?
На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку , в голодное послевоенное время., вдали от родного места увидели , как в этом ребенке так рано появились такие важные качества как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и преданность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. Образу этой учительницы будет посвящен наш сегодняшний урок, название которого
«Нет на земле ответственней призванья…»
— Запишите в тетради тему и эпиграф к уроку «Почему мы все так же , как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями»? И не знаем за то вовсе, что было с нами в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после « (В.Г.Распутин)
На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.
Рассказ В.Г.Распутина автобиографичный. Он посвятил его своей учительнице . Послушаем сообщение об истории создания рассказа.
2.Сообщение ученицы
— Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина живет в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова. Случайно школьница Лидия Данилова оказалось во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт . Собиралась – то она в университет на исторический, но ее слушали.. стены: высокие , мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе.
Случайно оказалось она и районной школе, в глухом поселке Усть – Уда. Это было самое худшее место. Куда можно было попасть по распределению. И почему – то она досталась студентке с отличным дипломом.
За дерзость, — объясняет сама героиня. В подшефном 8 классе молоденькая учительница поначалу не произвела никакого серьезного впечатления. Ребята попались озорные.
А Валя Распутин учился в параллельном классе . Там собрались ученики посерьезней. Классным руководителем была учитель математики Вера Андреевна Кириленко. Отработав положенные три года , Вера Андреевна уехала из Усть – Уда на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на себя классное руководство в объединенном 9 классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске , растила двух дочерей. Вскоре перебралась в Саранск. В Саранском государственном университете Лидия Михайловна отработала 40 лет. Были еще командировки за границу. А во время командировки во Францию Лидия Михайловна узнала, что стала книжной героиней .
«На самом деле Валентин Распутин , в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, — считает Лидия Михайловна. –Красивая, немножко косили глаза, — это все про нее. Сдержанная , опрятная с хорошим вкусом. Но почему–то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.
А посвящено произведение учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, Анастасии Прокопьевне Копыловой.
3.Работа в группах
— Слово учителя
Следующий этап нашего урока – это работа в группах .Наша задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить какую роль она сыграла в жизни мальчика;
— раскрыть неповторимость образа этой учительницы
Поступок это со стороны учительницы или преступление?
Каждой группе предлагается вопросы для обсуждения.
1 –ая группа
1. Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора?
2. Какова ее манера держаться? Как она характеризует учительницу?
3. Каковы особенности речи Лидии Михайловны .
Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того, ..
Ключевыми с ловами будут слова и словосочетания : «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя- это ее призвание. Говорила она немного , правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной.
2 группа
1. Как герой относился к учительнице?
2. Как Лидия Михайловна относилась к мальчику?
3. Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?
Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способность, за склонность и интерес к учебе, она видела чувство собственного достоинства,которое рано в нем развивалось. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают.., а ты способный мальчик, школу тебе бросать нельзя».Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства.
3 группа
1.Рассмотрите иллюстрациюГальдяева Совпадает ли ваше представление об учительнице с восприятием художника. Какой вы увидели Лидию Михайловну?
2. Какой она представлялась мальчику?
(Она была особенным ,каким-то сказочным существом? )
3. Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?Любому ли учителю можно довериться?
(Видео игра в замеряшки)
4 группа
1. Почему учительница предложила ребенку игру на деньги?»
2. Как ведет себя учительница во время прихода директора?
3. Каким человеком был директор?
Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства .Это роднит ее с главным героем рассказа .
Учитель
— А сейчас, ребята, давайте разберемся :
Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как сказал директор
Подведем итоги
1)Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (Доброта, порядочность, способность к состраданию, милосердие , жалость, достоинство и т. д.)
Составление синквейна
-Почему повесть называется «Уроки французского»?Какой главный урок преподала учительница ?
(Урок доброты и отзывчивости)
ИТОГ: Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. И я ,думаю , что добро имеет способность распространяться,передаваться от человека к человеку. Из текста повести мы увидели , что наш герой действительно многое испытал в своей жизни. Главное, что он остался человеком ,приобрел духовный опыт самостоятельно ,не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу, не только сверстников, но и взрослых
Высказывание великих мыслителей о доброте :
Запишите понравившееся высказывание ,объясните его и запомните:
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Н.Толстой
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А.Сухомлинский
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его Л.Н.Толстой.
4)Вернемся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос , который поставил Валентин Распутин в предисловии к рассказу?
(Эти мысли принадлежат зрелому человеку , а не мальчишке, если учитель настоящий, стыдно его подвести)
Каким же должен быть учитель? Может быть, нам помогут слова В.П.Астафьева «Фамилию учителя можно и забыть , важно, чтобы осталось слово «учитель».
Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми.
Настоящий учитель – это такой , которого помнят всю жизнь. Не зря Распутин сказал:» Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем , кем я стал».
Домашнее задание:
написать сочинение – эссе «Мой любимый учитель»,
связав сочинение с рассказом ,учитывая и ваш жизненный опыт.
Список литературы:
Коровин В.И. «Литература 6 класс», Москва «Просвещение», 2010г.
Коровин В.И. «Литература 6 класс», поурочные планы, Волгоград 2013г.