Урок по сказке «В. Гауфа «Карлик-Нос»
Цель урока: познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.
Задачи урока:
— сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;
— выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:
— определить проблематику сказки В. Гауфа «Карлик-Нос»
О6орудование к уроку:
— портрет В.Гауфа.// Дошкольное воспитание. 8. 2002;
— картины с изображением средневекового города;
— книги В. Гауфа разных изданий;
— реквизиты: костюмы Якоба, Ханны, старухи; овощи на столе, изображающем овощной прилавок , где торгует Ханна с Якобом.
Ход урока:
Нет сказки причудливей. чем сама жизнь
Г. Х. Андерсен
Слово учителя:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной литературной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф — величайший немецкий писатель-сказочник.
Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет,но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.
Выступление 3—х ребят:
Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа , министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках , и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.
В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы ,которые никому не приходят в голову, кроме него.
Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.
Еще в ранней юности , будучи студентом ,он… пишет. Сочиняет стихи , повести , романы и даже мемуары . И в 20 лет он уже признанный писатель.
Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам , сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.
Три тома сказок Гауфа объединены общим заглавием «Сказки для сыновей и дочерей знатных сословий». Открываются они программной статьей «Сказка под видом альманаха” , в которой Гауф дает свое понимание сказки , ее назначения.
«Сказка под видом альманаха”
Сказка дочь королевы Фантазии, в стране которой никогда не заходит солнце и всегда зеленеют леса. Щедрой рукой она дает людям , живущим среди забот и трудов , а иногда и суровой печали свою любовь, порой не замечая, что не все из них способны оценить ее щедрость.
Она уверена , что тем, кто не утратил способности видеть прекрасное , чьи сердца бьются сильнее , когда их владельцы с помощью воображения попадают в иные чудесные миры, не прожить без сказки.
Фантазия свято верит , что без сказки земная жизнь невозможна и отправляет свою дочь, набросив на нее чудесный наряд альманаха , ко взрослым, но прежде всего — к детям.
Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой — в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.
Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.
— Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?
Особенности жанра литературной сказки:
— сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;
— многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;
— как и в народной сказке , в сказках литературных всегда добро побеждает зло:
— следить за событиями сказки очень увлекательно , но развлекая , сказка учит.
А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой , какие испытания ему нужно преодолеть , мы должны обратиться к содержанию этой сказки.
Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе , где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб , стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.
Этот мальчик и будет героем нашей сказки.
Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.
— Какое?
Появление на рынке старухи-волшебницы.
Вот как это было.
(Инсценировка фрагмента сказки.
Участники: автор, Хана , Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана , как всегда , торговала на базаре” до слов “Якоб… пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха” ).
И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.
— За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?
За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила:
— Кушай, сынок, — сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься — надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.
Это дар злой колдуньи Крейтервейс.
Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха ,а что он за это получил?
Он не только научился готовить разные кушанья , чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт , друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.
—А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?
Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.
Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке — ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу… несколько раз чихнул и проснулся.
— Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! — подумал Якоб. — То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.
Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок .
— Почему автор не оставляет своего героя навсегда у злой колдуньи?
Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.
Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире , а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться , если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.
Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.
— Гусыня Мими — тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?
Это чудесный помощник — традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно , что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» — уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.
Итак, чудесный помощник — это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.
А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:
— нет традиционного зачина и концовки;
— нет в конце свадебного пира;
— нет магического числа “три”:
— нет традиционных эпитетов
— авторство принадлежит конкретному человеку;
— один вариант , но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).
И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным — это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.
Понятие о литературном герое. Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен , чем герой народной сказки.
-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?
( В начале сказки мы испытываем интерес , в конце- симпатию и большое уважение)
— В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?
(Когда отец побил и выгнал его.)
— Когда сказку читать было страшно ?
(Когда кочаны превратились в головы).
— Что вызвало ваше негодование и возмущение?
(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).
Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок , знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,
“сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок , но развлекая, учит…, представляя жизнь как чудо”.
Вопросы к уроку:
— Как вы хотели бы закончить сказку?
— Обозначьте ключевые сцены.
(Ключевые сцены:
1 Встреча со старухой на рынке.
2.Превращение в доме колдуньи.
3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.
4.Изгнание из дома.
5.У герцога на службе.
6.Вызволение Мими.
7.Поиск травки и избавление.)
— Выявите особенности литературной сказки Гауфа.
Домашнее задание для всех:
заполнить таблицу противостояний , решив, какие герои, предметы, явления в сказке В.Гауфа олицетворяют добро, а какие -зло.
Задание не для всех: сравнить две сказки, найти сходство в “Карлике-Носе» В. Гауфа и «Снежной королеве» Г.Х.Андерсена.