МОУ СОШ № 29 «Гармония»
города Пятигорска
Ставропольского края
УРОК ПО ТЕМЕ:
«КУЛЬМИНАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ.
Л.Н. ТОЛСТОЙ «АКУЛА»
Учителя:
Багдасарова Татьяна Анатольевна
Козинец Мария Александровна
Прокофьева Лариса Михайловна
Цель урока: развивать читательские умения
Задачи:
Образовательные
познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность;
работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся.
Развивающие
развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
Воспитательные
воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.
Оборудование: портрет писателя, фрагмент об акулах из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», печатные листы с биографией Л.Н. Толстого, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы | |||||
Стадия вызова | 1.Организационный момент — Сейчас у нас урок литературного чтения. Мы продолжим работать над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать. |
Настрой на урок
|
| ||||
2. Вызов уже имеющихся знаний Показ портрета Л.Н. Толстого -Вы узнали кто это? -Что вы уже знаете об этом человеке? — Давайте проверим. -Все ли знаете об этом писателе? (приложение 1) — При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. V – уже знал + — узнал новое Проверка. -Что узнали нового? | Рассматривание портрета Л.Н. Толстого Заполнение таблицы
Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы). Заполнение правой части таблицы. | Прием «Корзина понятий»
Метод «Чтение с пометами»
| |||||
|
-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого. Посмотрите небольшой видеоролик, определите тему рассказа. — Как бы Вы озаглавили? — Что знаете об этих животных? — Что может произойти в рассказе с таким названием? |
Просмотр видеоролика
Предполагают название рассказа |
прием «Предположение»
| ||||
Стадия осмысления |
Чтение 1 части (Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.) Лексическая работа — Значение какого слова вам непонятно? Артиллерист – человек, состоящий на военной службе в артиллерии. Групповая работа. (На столах карточки с заданием). — Подумайте и дайте ответы на вопросы. 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится текст? 3.Как могут развиваться события? -Озвучить свои мысли. -У кого другой вариант? Чтение 2 части (Раздался выстрел…) Лексическая работа — Значение какого слова вам непонятно? Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. -Какие у Вас возникли чувства? — Что произойдет дальше? Чтение текста до конца. Лексическая работа — Значение какого слова вам не понятно? Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. |
Слушают рассказ, ищут ответы на поставленные учителем вопросы
Работают с «Толковым словарем»
Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».
Работают с «Толковым словарем»
Работают с «Толковым словарем» |
Прием «Чтение с остановками»
Приём «Дерево предсказаний»
| ||||
Стадия рефлексии |
— Совпали ли предположения? — Какой это рассказ? — Что поразило? — Расскажите, что переживали во время чтения? -Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится. |
Соотносят новую информацию со «старой»
| Прием «Мозговой штурм»
| ||||
Музыкальная физкульт- минутка. |
| | |||||
-Разделите текст на части. Одинаковое ли настроение в них? -На какие части можно разделить текст? |
Делят текст на части
| | |||||
(приложение 2) | Заполнение кластера
| Заполнение кластера | |||||
-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение. -Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете? -А кто является главным героем рассказа? Почему? — Расскажите обо всех переживаниях отца. -Мужественный ли он человек?
|
Ответы на поставленные вопросы, осмысление полученной информации | | |||||
-Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков? -Как вы оцениваете поступок капитана? -Какие качества характера проявились у капитана? -А как бы вы поступили на месте отца? -Что двигало им? -О ком нам стоило еще поговорить? -А как ведут себя матросы на палубе? -Что хотелось бы сказать о произведении? — Вспомните другой рассказ Л.Н. Толстого, где была похожая ситуация. Как назывался этот рассказ? — Сравните эти произведения. -Почему так озаглавлен текст? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? |
|
| |||||
— А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ) 1. Написать имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы. |
Составляют синквейн на основе осмысления изученной информации |
Творческая работа | |||||
дать характеристику отцу и мальчику – заполнить кластер (приложение 3) |
|
|