Шевляк Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района».
Тема: М.Ю.Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь к Родине.
Цель: познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения; обучать основам анализа поэтического произведения; воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, репродукции картин М. Лермонтова, аудиозаписи со стихами и романсами на стихи М. Лермонтова, раздаточный материал.
Словарная работа: мотив в литературе.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Начинаем мы наш урок с минутки поэзии.
Прослушивание стихотворения «И скучно, и грустно». Слайд 1.
Учитель. Это стихотворение было написано за год до смерти величайшим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым.
— Имя Михаила Юрьевича Лермонтова вам давно знакомо. Сегодня на уроке вы узнаете о нём много нового, познакомитесь со стихотворениями М.Лермонтова, узнаете, что волновало поэта, какие проблемы он затрагивал в своих произведениях.
Сегодня мы проведём исследовательскую работу в небольших группах.
1-я группа – биографы,
2-я – литературоведы,
3-я – историки,
4-я – искусствоведы,
5-я – творческие аналитики,
6-я – краеведы,
7-я – экскурсоводы.
8-я — чтецы
Каждая группа предварительно получила задание, и мы начинаем работать. Слайд 2.
«Одинок я – нет отрады…» Почему Лермонтов так написал о себе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны познакомиться с биографией поэта.
V.Выступление биографов.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Слайд 3.
Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Слайд 4.
Это была усадьба бабушки — помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Слайд 5.
Тарханы — край лермонтовского детства и отрочества. Слайд 6.
Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов,был капитаном в отставке.
Слайд 7.
Его брак с матерью поэта Марией Михайловной (слайд 8), по понятиям того времени, был неравным. Слайд 9.
Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его. Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.
Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.
Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, (слайд 10) писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. (слайд 11). Трудным был этот период. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ. Слайд 12.
В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Слайд 13. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.
Учтиель.
Мы видим, насколько трагична судьба поэта: рано лишился родителей, не имел друзей, неоднократно был сослан с «милой родины» на Кавказ. Однако это не помешало Лермонтову создавать чудесные стихи. Помимо этого он был ещё и замечательным художником. Давайте попросим искусствоведов рассказать о картинах Лермонтова.
VІ. Выступление искусствоведов.
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры.
Слайды 14-20.
М.Ю.Лермонтов.
Автопортрет.
Вид Пятигорска.
Перестрелка в горах Дагестана.
Воспоминания о Кавказе.
Бой при Валерике.
Конь.
Рисунок из альбома матери.
Учитель.
Какое стихотворение напомнил вам этот рисунок?
Дома вы попробовали себя в роли художников и нарисовали иллюстрации к знаменитому стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус».
Давайте попросим наших чтецов прочитать стихотворение.
— Как вы понимаете, о чём это стихотворение?
— С чем поэт сравнивает море?
— Море здесь предстает как жизнь человека. Она может быть спокойной и прекрасной
( «светлей лазури») а может пройти в постоянной борьбе и страстях («гуляют волны, ветер свищет»).
— Что представляет собой парус?
-Парус – это человек, который «плывет» по жизненному пути. Из стихотворения видно, что судьба благосклонна к парусу. Она дарит ему спокойную и размеренную жизнь.
-Но счастлив ли парус? Доволен ли он? Какой эпитет использует Лермонтов?
-Нет: «он, мятежный, просит бури». Парусу нужна яркая, насыщенная, бунтующая жизнь. Поэтому автор называет его мятежным.
-Как ещё характеризует парус Лермонтов?
-Поэт называет парус одиноким. Парус – это вечный странник («что ищет он в краю далеком, что кинул он в краю родном»).
— Запомним этот эпитет «одинокий». Можно ли сказать, что на парус в какой-то степени сам Лермонтов?
— Какие приёмы использует Лермонтов, чтобы подчеркнуть одиночество паруса?
VІІ.Задание для литературоведов.
— Какие литературоведческие понятия зашифрованы здесь?
за ти ан те
си я ин вер
Инверсия и антитеза.
Антитеза – противопоставление образов, героев, картин.
Под ним струя светлей лазури, над нм луч солнца золотой, а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Изменяя прядок слов, Лермонтов делает ударение на слове «одинокий».
Учитель.
Итак, запомним эпитет «одинокий», который характеризует не только парус, но и самого поэта.
А сейчас мы попросим литературоведов выполнить задание. Слайд 21.
— Перед вами названия стихотворений. Определите, какие из них принадлежат Лермонтову.
— Кто авторы остальных стихотворений?
Чтение наизусть стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»
Вопрос историкам:
— Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»? Какой юбилей мы празднуем в этом году?
VІІІ. Выступление историков.
Стихотворение «Бородино» было посвящено одному из самых героических событий в истории России — Бородинскому сражению, которое состоялось в 1812 году. Стихотворение было написано в 1837 году как отклик на 25-летие Отечественной войны 1812 года.
Чтение отрывка наизусть.
ІХ.Физминутка. Закрыли глаза, представили, как шумит море.
Х.Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
Учитель.
Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.
Выступление историков.
Стихотворение «Тучи» было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. По воспоминаниям товарища, Лермонтов написал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»Он словно чувствовал, что ему уже никогда не придется вернуться назад.
Прослушивание стихотворения. Задание творческим аналитикам: в ходе анализа стихотворения составить синквейн.
Беседа.
— Как вы понимаете слова «степью лазурною»?
Лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная – простор неба». Выражение это употреблено в переносном значении.
Как называются такие выражения?
-Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»?
— В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка. Лишь одно слово нарушает её. Какое? (Изгнанники)
Здесь, как и в стихотворении «Парус», сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» – туч.
В чём особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений). Поэт обращается к тучам, а на самом деле к самому себе. Клевета, злоба, судьба, зависть, преступление — Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?
( несчастным, одиноким, изгнанником.)
В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи.
Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?
( «Друзей клевета ядовитая «– что может быть страшнее? Друзья как враги. )
Мы видим. Что поэт одинок, у него нет друзей.
-Что представляет собой третья строфа?
Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Тучкам чужды страдания, им просто скучно. У них нет родины, значит, они не могут быть изгнанниками. А поэт изгнанник, он покидает любимую родину не по своей воле (вспомним историю написания стихотворения) Здесь используется приём антитезы.
-Что такое антитеза?
— Что противопоставляется в стихотворении? (судьба поэта и туч)
Давайте ещё раз прослушаем стихотворение, пока литературоведы записывают синквейн.
Домашнее задание – выучить стихотворение наизусть.
Задание для творческих аналитиков. Составление синквейна.
Синквейн – творческая работа — должен составятся с 5 строк:
1 Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. Вторая строка представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима, который передает, сущность темы.
Тучки
холодные, свободные
скучают, путешествуют, мчатся
Нет родины — нет изгнания.
Свобода.
Поэт.
Изгнанный, несчастный.
Уезжает, страдает, любит
Тяжело жить без родины
Одиночество.
Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.
Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.
Посмотрите на таблицу, на которой представлены строчки из стихотворений Лермонтова. Слайд 22. Каков один из основных мотивов лирики поэта?
Жизнь Лермонтова тесно связана с Краснодарским краем, с Кавказом, с Таманью. Мы не можем сегодня на уроке не затронуть эту тему, и попросим краеведов рассказать нам о связи Лермонтова с нашим краем.
ХІ. Выступление краеведов.
Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах;
облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю о вас да о небе.
Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала в 1837 году за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в пехотный полк, в район тяжёлых военных действий.
В 1841 году он написал стихотворение «Казачья колыбельная песня». Лермонтов был сам играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. К колыбельной были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли.
На слова Лермонтова, действительно, написано огромное количество песен. Дадим слово искусствоведам.
Искусствоведы.
Многие композиторы писали музыку на слова Лермонтова. Например, такое стихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку сто композиторов, а «Утес» более восьмидесяти (в том числе молодого Рахманинова,), Множество музыкальных воплощений получили «Казачья колыбельная песня» (около девяноста), «Молитва» — «В минуту жизни трудную» (более восьмидесяти).
Что скажут нам историки о «Казачьей колыбельной»?
Историки.
«Казачья колыбельная песня » М. Ю. Лермонтова, как гласит предание, написано под впечатлением песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице в станице Старомышастовской на Кубани. Музыка к «Казачьей колыбельной песне» была написана позже многими композиторами.
Давайте её послушаем. Слайд 23.
Учитель.
В Краснодарском крае много памятных лермонтовских мест, о которых нам поведают краеведы.
Выступление краеведов.
Дом-музей Лермонтова мы можем встретить в Тамани, которую Лермонтов посетил трижды. В романе «герой нашего времени» у него есть глава «Тамань». Слайд 24.
В Пятигорске много Лермонтовских тропинок, но все они сходятся к маленькому домику на улице, названной именем поэта. У входа – небольшая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году. Здесь поэт прожил последние месяцы своей жизни. Слайд 25. Здесь мы можем побывать на месте дуэли Лермонтова, увидеть много памятников. Слайд 26.
ХІІ. Итог урока.
Итак, мы сегодня многое узнали о замечательном поэте М.Ю. Лермонтове, познакомились с его стихотворением «Тучи», выделили основной мотив творчества поэта.
— Каков основной мотив поэзии Лермонтова?
В конце урока давайте прослушаем песню «Тучи» на стихи Лермонтова , исполненную кубанской молодёжной группой Тамань.