Урок по теме: В. Медведев «Фосфорический мальчик»

Автор: Шаршина Галина Валерьевна

Место работы: КГКСКОУ Уссурийская КШ

Должность: учитель русского языка и литературы



Тема: В. Медведев « Фосфорический мальчик»

Цель:

  • учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки;

  • развивать умение делать выводы, подтверждать ответ примером из текста;

  • отработка навыка правильного, беглого чтения;

  • корректировать недостатки мыслительной деятельности – памяти, восприятия;

  • воспитывать положительные черты характера.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: опорные слова, картинки по каждой части, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр.

В урок включены следующие виды чтения:

  • выборочное чтение;

  • чтение по цепочке;

  • деление текста на части;

  • озаглавливание частей;

  • пересказ прочитанного.

Дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций.

  1. Дидактическая игра «Найди и выбери нужное» – коррекция мыслительной деятельности, памяти.

  2. Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает» – коррекция памяти, восприятия.


Ход урока:

  1. Орг. момент.

II.

1.Повторение:

— Вспомните, какие произведения мы с вами прочли из раздела «О друзьях товарищах?» Давайте сложим мозаику из иллюстраций к произведениям. Ваша задача выбрать рисунок. Назвать автора, название рассказа. По мере изучения новых произведений мы будем добавлять иллюстрации и в итоге сделаем вывод о том, какие должны быть настоящие друзья.

Будьте внимательны, так как среди них есть рисунки к произведениям из ранее изученных разделов.

— Учащиеся выбирают рисунки и называют произведения.

Почему в этот раздел включили рассказ «Колючка»? Можно ли назвать мальчика другом Веры? Почему? А были ли у него друзья? Почему?

Как называется рассказ, который вы читали дома? Кто автор? Почему он оказался в этом разделе? Как можно охарактеризовать двух друзей?

Найдите и прочитайте отрывок рассказа, который изображен на рисунке.

Оцените поступок мальчиков?

А как поступили бы вы, если вас попросил друг о том же?

Поняли они, что совершили дурной поступок? Докажите словами текста.

Прочтите последние слова Ольги Николаевны. Что она хотела сказать Вите? А что сказали бы вы?

Итог выполнения д/з.

2. Тема урока:

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фосфорический мальчик». Автор В. Медведев. Вам нужно будет ответить на вопросы:

— Кто главные герои рассказа;

— Составить характеристику – какие они по характеру;

— подумать и сказать, почему рассказ попал в раздел «О друзьях- товарищах».


3.Словарная работа: фосфор, пешка, фора


4.Первичное чтение – учитель, хорошо читающий ученик.

Проверка восприятия:

— О ком мы прочитали рассказ? Чем увлекались мальчики? Почему ребята сразу догадались об увлечении новенького? Схожи ли у них характеры?


5.Физминутка.


6.Повторное чтение, анализ произведения.


Как одноклассники отнеслись к Толиным победам в шахматной игре?

А в ребята в школе?

Как об этом сказал Гена Слонов? Зачитайте. Почему он так сказал?

Почему Толя Шароков вызвал Слонова на поединок?

Расскажите как мальчики готовились к поединку.

Зачем Слонов поедал столько рыбы? Прочитайте его объяснения? Что значит «Главное в мысли – фосфор»?

Прочитайте что Гена Слонов говорит о том, какой фосфор бывает.

Что он имел в виду.

Какой вывод сделали одноклассники после его поражения? Прочитайте. Что же по — вашему надо иметь в голове?




7. Образы героев:

Какие качества (черты характера) вы отметили у Шарокина и Слонова?

Составим сравнительную характеристику. Свой ответ подтверждает примером из текста.



скромный хвастун

веселый ленивый

настойчивый самонадеянный решительный глупый


Какого мальчика бы вам хотелось иметь в качестве друга? Почему?

Почему рассказ помещен в этот раздел. Чему он вас учит?

8. Модель рассказа:

Дома вам надо будет рассказ пересказать. Для этого мы сейчас попробуем составить план рассказа.

На доске помещена модель – рассмотрите внимательно. В правильном порядке указаны события? Может, есть лишние или недостающие части?

Какие?

Составьте в правильном порядке все эпизоды рассказа:



Правильно:



III. Итог урока. Д/з.

Чему вас учит этот рассказ? Каким надо быть, чтобы иметь друзей?

Используя модель рассказа подготовьте пересказ к следующему уроку.

Теперь вы можете поместить иллюстрацию к этому рассказу в мозаику. Сколько еще произведений нам предстоит прочитать в разделе «О друзьях- товарищах»?

Оценки за урок.

Свежие документы:  Сценарий "Носил он совесть близко к сердцу"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: