Автор: Шаршина Галина Валерьевна
Место работы: КГКСКОУ Уссурийская КШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Тема: В. Медведев « Фосфорический мальчик»
Цель:
учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки;
развивать умение делать выводы, подтверждать ответ примером из текста;
отработка навыка правильного, беглого чтения;
корректировать недостатки мыслительной деятельности – памяти, восприятия;
воспитывать положительные черты характера.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: опорные слова, картинки по каждой части, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр.
В урок включены следующие виды чтения:
выборочное чтение;
чтение по цепочке;
деление текста на части;
озаглавливание частей;
пересказ прочитанного.
Дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций.
Дидактическая игра «Найди и выбери нужное» – коррекция мыслительной деятельности, памяти.
Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает» – коррекция памяти, восприятия.
Ход урока:
Орг. момент.
II.
1.Повторение:
— Вспомните, какие произведения мы с вами прочли из раздела «О друзьях товарищах?» Давайте сложим мозаику из иллюстраций к произведениям. Ваша задача выбрать рисунок. Назвать автора, название рассказа. По мере изучения новых произведений мы будем добавлять иллюстрации и в итоге сделаем вывод о том, какие должны быть настоящие друзья.
Будьте внимательны, так как среди них есть рисунки к произведениям из ранее изученных разделов.
— Учащиеся выбирают рисунки и называют произведения.
Почему в этот раздел включили рассказ «Колючка»? Можно ли назвать мальчика другом Веры? Почему? А были ли у него друзья? Почему?
Как называется рассказ, который вы читали дома? Кто автор? Почему он оказался в этом разделе? Как можно охарактеризовать двух друзей?
Найдите и прочитайте отрывок рассказа, который изображен на рисунке.
Оцените поступок мальчиков?
А как поступили бы вы, если вас попросил друг о том же?
Поняли они, что совершили дурной поступок? Докажите словами текста.
Прочтите последние слова Ольги Николаевны. Что она хотела сказать Вите? А что сказали бы вы?
Итог выполнения д/з.
2. Тема урока:
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фосфорический мальчик». Автор В. Медведев. Вам нужно будет ответить на вопросы:
— Кто главные герои рассказа;
— Составить характеристику – какие они по характеру;
— подумать и сказать, почему рассказ попал в раздел «О друзьях- товарищах».
3.Словарная работа: фосфор, пешка, фора
4.Первичное чтение – учитель, хорошо читающий ученик.
Проверка восприятия:
— О ком мы прочитали рассказ? Чем увлекались мальчики? Почему ребята сразу догадались об увлечении новенького? Схожи ли у них характеры?
5.Физминутка.
6.Повторное чтение, анализ произведения.
Как одноклассники отнеслись к Толиным победам в шахматной игре?
А в ребята в школе?
Как об этом сказал Гена Слонов? Зачитайте. Почему он так сказал?
Почему Толя Шароков вызвал Слонова на поединок?
Расскажите как мальчики готовились к поединку.
Зачем Слонов поедал столько рыбы? Прочитайте его объяснения? Что значит «Главное в мысли – фосфор»?
Прочитайте что Гена Слонов говорит о том, какой фосфор бывает.
Что он имел в виду.
Какой вывод сделали одноклассники после его поражения? Прочитайте. Что же по — вашему надо иметь в голове?
7. Образы героев:
Какие качества (черты характера) вы отметили у Шарокина и Слонова?
Составим сравнительную характеристику. Свой ответ подтверждает примером из текста.
скромный хвастун
веселый ленивый
настойчивый самонадеянный решительный глупый
Какого мальчика бы вам хотелось иметь в качестве друга? Почему?
Почему рассказ помещен в этот раздел. Чему он вас учит?
8. Модель рассказа:
Дома вам надо будет рассказ пересказать. Для этого мы сейчас попробуем составить план рассказа.
На доске помещена модель – рассмотрите внимательно. В правильном порядке указаны события? Может, есть лишние или недостающие части?
Какие?
Составьте в правильном порядке все эпизоды рассказа:
Правильно:
III. Итог урока. Д/з.
Чему вас учит этот рассказ? Каким надо быть, чтобы иметь друзей?
Используя модель рассказа подготовьте пересказ к следующему уроку.
Теперь вы можете поместить иллюстрацию к этому рассказу в мозаику. Сколько еще произведений нам предстоит прочитать в разделе «О друзьях- товарищах»?
Оценки за урок.