Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Соль-Илецка Оренбургской области»
Урок – путешествие «О дивный град! О чудо света!»
Милютина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Предмет: литература
Тема: « О чудный град! О чудо света!»
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: УМК по литературе для 10 класса под редакцией В.И. Коровина, программа по литературе для 10-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной.
Время реализации занятия: 2 урока – 80 минут
Цель урока: дать понятие о городе как одном из способов характеристики героев и выражения авторской позиции;
развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления
Задачи урока:
1.Образовательная: создать условия для эмоционального восприятия образа города Петербурга; узнать особенности поэтики произведений; закрепить умения анализа композиции поэтического текста, интерпретировать поэтический и прозаический тексты; познакомить с архитектурой города на Неве.
2. Развивающая: обогащение словарного запаса, овладение выразительными свойствами языка; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать,
развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения.
3.Воспитательная: . воспитывать чувство любви к истории нашей Родины, гордости за высокие достижения мастеров прошлых столетий, эстетического вкуса.
Форма урока: урок — путешествие
Оборудование: 1. Сборники стихов, посвященных Петербургу.
2. А. Пушкин «Медный всадник»
3. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
3. Презентация учителя в формате PowerPoint «Город чудный…»
4.Презентации учащихся в формате PowerPoint «Мой Петербург», «Литературный Петербург», «Петербург Достоевского»
5. Н.Гоголь « Вечера на хуторе близ Диканьки» «Ночь перед Рождеством»
6. Творческие работы учащихся «Архитектура Петербурга», «Поэты и писатели, жившие в Петербурге»
7. Компьютер, проектор, экран.
8. Тестовые задания.
9. Выставка книг и иллюстративного материала о Петербурге
Ход урока
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
В.Романовский «Петербург с Адмиралтейской башни»
1. Оргмомент и мотивация познавательной деятельности учащихся.
Слово учителя: Добрый день, ребята.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский(С.Я.Маршак)
Презентация учителя « Чудный город » Слайды 1- 3
Литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он являлся столицей на протяжении как Золотого, так и Серебряного века русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. Отношение к нему всегда было разным — в Петербурге видели то «окно в Европу», то «проклятие России» — мёртвый город, который возник из болота и обречён кануть туда же.
И мчится всадник с поручением
Ко мне — сквозь дымные столбы,
Вручая город на прочтение,
Как книгу тайны и судьбы (Вадим Шефнер)
2. Целеполагание.
Цель нашего урока – совершить путешествие по страницам стихов и прозы о Петербурге, по одному из прекрасных городов мира. Запишите тему урока и эпиграф. Слайд 4
3.Виртуальное путешествие по Петербургу. Беседа.
— Ребята, Что вы знаете о Петербурге? Какова его история? Слайд 5
( Историческая справка: 16 (27) мая 1703 г. в день святой Троицы на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх («город-крепость святого Петра»), вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Начало строительства крепости считается днем основания города. Уже 29 июня 1703 года Петр 1 и все строители торжественно праздновали окончание работ и закладку деревянного собора во имя святых апостолов Петра и Павла. Вскоре вокруг крепости возник город, названный на голландский манер Санкт-Петербургхом. Сам Петр 1 называл свой город-мечту «парадизом», что в переводе с французского означает «рай», а с греческого — «сад». Петербург он строил по европейскому образцу, по единому плану. Вот почему и сейчас северную столицу отличает «строгий, стройный вид»: четкие линии улиц, геометрическая прямота старых кварталов, европейская архитектура зданий.Петербург стал не только одним из крупнейших русских городов, но и одной из самых красивых европейских столиц. Для того, чтобы утвердить величие России, создавались величественные здания. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров.)
— Каким вы представляете город на Неве?
Посмотрите, совпадёт ли ваше представление с реальностью.
Просмотр видеофильма « Петербург» Приложение 1
https://www.youtube.com/watch?v=M8jkooWE2Xs&feature=related
— Так что же это за город? Слайд 6
«Петербург – это русские Афины, стольный город духовной культуры» Слайд 7
Н. П. Анциферов
«Петербург –удивительный город, имеющий мало себе подобных по красоте…» А. Бенуа
«Люблю, тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит» А. С. Пушкин
«Рим создан человеческой рукою, Венеция богами создана,
Но каждый согласился бы со мною, Что Петербург построил сатана»
А. Мицкевич
«Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе в мире» Ф. М. Достоевский
— Кто прав? В ходе нашего путешествия мы постараемся ответить на этот вопрос.
Защита творческой работы. Презентация учащихся «Мой Петербург» Приложение 2
Защита творческой работы « Архитектура Петербурга» Приложение 3
Слайд 8
4. Поэтическая страница. Анализ и интерпретация поэтического текста.
Слово учителя. Слайд 9
Какой-то город, явный с первых строк,
Растёт и отдаётся в каждом слове. ( Б Пастернак)
Петербург вошёл в русскую литературу и «прожил» в ней весь XVIII век на максимально мажорной ноте. Какие поэтические строки подтвердят мои слова?
( Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне…
Тредиаковский «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу»)
( О, дивный город! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
И силой творческой, в мгновенье,
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град,- и, в удивленьи,
Свет чудо новое узрел.
Романовский « Петербург с Адмиралтейской башни»)
— Тредиаковский писал о временах, когда Петербургу исполнится сто лет:
Что ж бы тогда, как пройдет уж сто лет?
О! вы, по нас идущие потомки,
Вам слышать то, сему коль граду свет,
В восторг пришед, хвалы петь будет громки.
— К 1810-м годам громкая риторика и одические восторги по поводу Северной Пальмиры постепенно уходят из русской поэзии. Город воспринимается как произведение искусства, как город искусства, где произошёл, по словам П.Вяземского, «юных русских муз блистательный рассвет». В эти годы Петербург воспринимался как город больших надежд, благородных стремлений, город декабристов, город Пушкина. Слайд 10
— Отличительная черта пушкинского образа Петербурга – переданная в нём противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стойный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
Проанализируйте это стихотворение. (самостоятельная работа)
— Почему поэма А.Пушкина «Медный всадник» — одно из самых загадочных произведений русской литературы?
(У поэмы колоссальное количество источников: это тексты и устные преданья, документальные работы, мемуарная литература, городской фольклор и художественные произведения различных авторов (Державина, Батюшкова, Вяземского, Одоевского, Хвостова и др. Новаторский характер проявился в выборе героя, в построении конфликта и в решении темы Петербурга. В поэме А.Пушкина « правда» Петра и «правда» Евгения сосуществуют в трагическом противостоянии , намечена вековая история Петербурга: замысел Петра, рост столицы, трагические события в день наводнения. А.Блок заметил : «Медный всадник» — все мы находимся в вибрациях его меди»)
— Заполнение таблицы « Петербург Пушкина»
«:юный град полнощных стран краса и диво:» «Вознесся пышно, горделиво, | |
Символ могущества России | «Сюда по новым им волнам |
Город русской славы | «:Отсель грозить мы будем шведу» |
Петербург для Пушкина — олицетворение русской государственности |
— Сделайте вывод. ( «Люблю тебя, Петра творенье!»,- эти строки из поэмы «Медный всадник» характеризуют Петербург как удивительно красивый, блистательный, великолепный ,символ могущества России ,город русской славы )
Рефлексия в форме тестирования по поэме А.Пушкина «Медный всадник» Приложение 4 Слайд 11
— В. Белинский и А.Герцен в 1840-е годы заговорили о «странной» любви к Петербургу, любви, которая возникает вопреки логике и обыденному сознанию. В послепушкинской литературе каждое поколение русских поэтов и писателей в той или иной форме говорило о своём неприятии Петербурга или даже о ненависти к нему. Но в то же время это не исключало тяги или даже любви к этому городу. Это У.Надсон, П.Якубович, А.Григорьев, В.Катенев, Н. Огарёв и др. Например, в стихотворении П.Якубовича «Сказочный город» есть такие строки:
Ах! любовью болезненно-страстной
Я люблю этот город несчастный.
— Интерпретация поэтического текста (самостоятельная работа)
Приложение 5.
— Произведения каких поэтов о Петербурге вас заинтересовали?
Защита творческой работы. Презентация учащихся «Литературный Петербург» Приложение 6
5. Прозаическая страница. Анализ и интерпретация прозаического текста.
Слово учителя: Не только поэты посвятили множество строк граду Петра, писатели тоже по-своему раскрывали образ великого города на Неве. Это Н.Гоголь, Ф Достоевский, Д.Мережковский, А. Белый, Е. Иванов и многие другие. Сегодня мы остановимся лишь на некоторых фрагментах произведений русской литературы о Петербурге.
— Действие каких произведений, прочитанных вами, происходят в Петербурге?
( Гоголь «Портрет», Лесков «Призрак в Инженерном замке», Пушкин «Медный всадник», Некрасов «Русские женщины», «Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда», Достоевский « Преступление и наказание», « Белые ночи», А Пушкин «Евгений Онегин») Слайд 12
— Н. В. Гоголь — современник Пушкина, он в Петербург приехал из провинции. Каким он увидел город? Об этом можно судить по его произведениям. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Петербург, увиденный глазами кузнеца Вакулы, очень своеобразен. Вспомним, как воспринимает Вакула Петербург.
(«Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и раздавались со всех сторон; домы росли, и будто поднимались из земли на каждом шагу; мосты дрожали, кареты летели; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней»)
— Обратили внимание, как описаны люди? Что они ощущают? (В этом шуме, блеске, суете люди теряются, им словно нет места в этом городе. Человек ощущает себя маленьким, ненужным, он испуган, подавлен.)
— В 1835 г. в сборнике «Арабески» впервые были опубликованы вместе повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», условно названные «Петербургскими повестями». По построению они представляют собой серию сюжетов, связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-ых годов. Мы прочитали с вами повесть «Портрет». Каким Н.Гоголь рисует Петербург в этом произведении?
(Главный герой живет в Петербурге, но описанию города автор, кажется, уделяет совсем немного места. И все же именно страницы, посвященные городу, помогают лучше понять, что же происходит с героем. Герой повести «портрет» — художник, но в произведении почти нет описания природы. Можем убедиться в этом. Найдите и прочитайте описание природы в первой части.)
— Случайно ли почти полное отсутствие пейзажей в повести «Портрет»?
— Петербург Гоголя: какой он? (Суетливый, соблазняющий, щеголеватый, богатый, нищий)
— В Петербурге Гоголя нет монументальности, торжественности, поэзии. Гоголь воспринимает Петербург со стороны быта. Я думаю, вы убедились в том, что город — не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события. Город — участник этих событий, «организм, обладающий душой сложной и тонкой, живущий своей таинственной жизнью». Тем более такой город как Петербург. «Непостижимым» назвал его А. Блок. Постигает его каждый человек, читая роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и поэму «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и « Петербург» А.Белого. Слайд 13
— Петербург конца XIX – начала XX века — это уже большой капиталистический город, что сказалось на его архитектуре, ритме жизни. А.Блок в поэме «Возмездие» пишет: «Петербург рождается новый, напророченный Достоевским». Для писателей конца XIX-начала XX века громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским. «Следуя за Пушкиным («Медный всадник»), Достоевский по-новому воплотил в Петербурге национальную трагедию – трагедию подавления личности. Следуя за Гоголем (петербургские повести), Достоевский сделал Петербург антитезой стихийного гуманизма русского народа», — писал В.Топоров.
— Так какой же, он, Петербург Достоевского? Сравните строки В Жуковского, стихотворение Владимира Канева «Тебе, Петербург» и страницы описания Петербурга в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
О Петербург, проклятый Петербург. Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
Тебе, Петербург
Раскинут темными кварталами,
Ты замер, каменный, в гробу,
Дома безмолвны над каналами
И люди мечутся в бреду.
Глазами улицы усталыми
Ты зажигаешь фонари,
И женщины устами впалыми
Сулят отраву до зари.
Ты стянут туго на окраине
Позорным поясом лачуг,
Там дети шепчутся о Каине
И по ночам живет испуг.
И вшиты полосы туманные
В твой беззастенчивый наряд.
Тот разгадает судьбы странные,
Кто встретит, каменный, твой взгляд….
— Как влияет этот Петербург на Раскольникова?
(И этот простор давит на него, мучит, гнетет, как и духота, теснота)
— Какие еще черты говорят о противоречивости Петербурга Достоевского?
(Голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло)
— Какой вывод мы можем сделать? Каким предстаёт Петербург Достоевского в романе«Преступление и наказание»?
(Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.)
— Изучая роман, вы писали творческую работу “Символика цвета в романе Достоевского”. Давайте вспомним, какой цвет доминировал на страницах романа? (В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку; на Петровском острове ярко-жёлтые домики…и т.д.Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова… Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение. Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”. Стоит прочитать вслух следующие предложения: “Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал… Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”. Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание. Следующий отрывок: “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке! При жизни Достоевского слова “жёлтый” и “жёлчный” писались через “о”. Вот что отмечает по этому поводу критик: “…это написание как-то грубее и выразительнее… Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский”. Если вспомнить, что “жёлтый дом” означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.)
— Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город –дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние»
Рефлексия. Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского – это…»
( Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург- главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть и жить )
Защита творческой работы учащихся. Презентация «Петербург Достоевского» Приложение 7
— Конечно же, говоря о Петербурге, нельзя не сказать о тех поэтах и писателях, которые жили в этом городе, творили в нём и о нём, выражали свои чувства и чувства своих столь разных героев, благодаря им, мы можем сегодня окунуться в атмосферу строящегося Петербурга, его расцвета и торжества, подышать одним воздухом с Обломовым и Раскольниковым, прогуляться по Летнему саду с Онегиным или увидеть страшное наводнение вместе с Евгением и услышать звон приближающегося Медного всадника.
Сообщение учащегося «Поэты и писатели, жившие в Петербурге» Приложение 8.
Подведение итогов урока: — Каким вы увидели Петербург? Слайд 14
— Изменилось ли ваше отношение к городу, к литературным героям, к поэтам и писателям после урока?
Рефлексия. Закончите фразу «Урок-путешествие стал для меня…»
— Где можно применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?
(написать статью в газету, издать свою газету, рассказать о Петербурге, написать эссе, творческую работу и т.д)
— Вся история города утверждает, что Петербург, рождённый творческим порывом Петра 1, возник как художественное произведение. Город стал поистине шедевром искусства, душа которого пронизана светом Истины и Красоты. И опять мне вспоминаются замечательные пушкинские строки:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Домашнее задание: написать статью, репортаж с урока, эссе о Петербурге, интерпретацию поэтического произведения о городе на Неве, путешествие по страницам прозы о граде Петра. (дифференцированно) Слайд 15
Список используемой литературы
Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга, Пг, 1924
Коровин В.В. Литература. М, «Просвещение»,2008
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. Петербург, 1986
Макагоненко Г.П. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя, Л, 1987
Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982
Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии , Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1988
Топоров В.Н Петербург и петербургский текст в русской литературе, Петербург, 1986