Урок развития действия в драме. Н.В. Гоголь «Ревизор»

Мансурова Лилия, 401

Урок развития действия в драме. Н.В. Гоголь «Ревизор»

Цели урока:



Образовательные:

  1. Выявить сюжетную основу развития действия

  2. Доказать, что страх – является движущей силой развития действия.

  3. Помочь представить Городничего и Хлестакова во втором действии

  4. Выявить авторские приемы создания комического.



Развивающие:

  1. Развивать навыки анализа текста, характеристики героев, составление таблиц.

  2. Развивать навыки выразительного чтения;




Воспитывающие:

  1. Формировать положительные нравственные качества

  2. Воспитывать интерес к литературе, театру.



Оборудование: мультимедийная установка, учебники, таблицы.



Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку. На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным произведением – с комедией Н.В. Гоголя «Ревизор». Мы изучили историю ее создания, вспомнили основные моменты, связанные с драматическими произведениями и начали изучать афишу действующих лиц.

Темой сегодняшнего урока звучит высказывание Юрия Владимировича Манна, известного российского литературоведа, главного специалиста по изучению Гоголя. А высказывание таково: «Ревизор – это целое море страха».

Записываем число и тему урока.

Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что именно страх является движущей силой развития действия в комедии.



— Итак, во-первых, я хочу спросить у вас, читая какое либо произведение, мы всегда обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте в комедии?

(если затрудняемся ответить просматриваем 1 действие 1-2 явление)

(Уездный город удален от центра, Городничий говорит: « Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» Время действия 1831 год, т.к. судья докладывает Хлестаков, что он с 1816 был избран на трехлетие по воле дворянства, а сейчас сидит уже на судебном стуле 15 лет)

2. Проверка Д.З.

-Правильно. Вашим домашним заданием было составление таблицы о чиновниках города. Все справились с заданием? Молодцы.

Давайте рассмотрим таблицу и попытаемся выявить общий коллективный образ чиновников?

(взятки дают, пьянствуют, нелицеприятно себя ведут)

-Правильно, ребята, посмотрите, каким предстает перед нами образ города с его обитателями?

-Каковы его особенности?

( Город – типичный для всей России, показаны все стороны делопроизводства, чиновничества; дела во всех сферах обстоят плохо, неблагополучно)

-Совершенно верно. Как выразился Юрий Манн:

«Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные. Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь»

Итак, мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие, и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта. Для этого нам необходимо вспомнить 1-3 явления 1 действия.





Открываем учебники на стр____И читаем по ролям.(или смотрим видеофрагмент)



-Итак, скажите, пожалуйста, почему нашего городничего так волнует «инкогнито проклятое» ?

( Боится за свою репутацию, за свои грешки)

— Все чиновники испуганы и встревожены известием о приезде ревизора, а кто напуган более всех? Кто особенно боится ревизора и почему?

(потому что он глава города, с него весь спрос)

— А почему городничий старается не показать испуг? Найдите цитату в тексте 2 явления.



— Давайте теперь еще раз обратимся к тексту и посмотрим, почему же Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора? Подтвердите свое мнение цитатой из текста.

( Сплетни чиновников: «Такой наблюдательный: все обсмотрел.

Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр

Иванович насчет своего желудка… да, так он и в тарелки к нам заглянул.

Меня так и проняло страхом.»

«другую уж неделю живет, из трактира не

едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне

это, а меня так вот свыше и вразумило» )



— Почему же чиновники и сам городничий поверили сплетням Добчинского и Бобчинского?

(потому что были испуганы, нервничали, растерялись)


Итак, ребята, из всего вышесказанного можно сделать предварительный вывод. Что является движущей силой пьесы. Благодаря чему развивается конфликт в пьесе?

( Страх чиновников)


-Совершенно верно. Страх чиновников. По уже знакомому выражению Юрия Манна « Ревизор – это целое море страха».

Давайте попытаемся это доказать.


-Какие причины для страха есть у каждого чиновника? Приведите примеры ремарок и реплик. Но страх может быть разный, поэтому мы должны разграничить причины внутренние и внешние. Как они проявляются?

Обратимся к тексту.

Итак, городничий….


(Примеры:

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и – шасть…

Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва-ва- … ва-. Это внешние причины)





— Итак, теперь обратимся к образу Хлестакова.

— Скажите, когда появляется Хлестаков в пьесе?

( при встрече с городничим в явлении)

-А что предшествует этой встрече, посмотрите, в тексте дан монолог Осипа, рассказывающего о сущем, настоящем Хлестакове. Как вы думаете, зачем Гоголь рассказывает читателю о Хлестакове перед встречей его с городничим?

( Чтобы показать комизм ситуации. Его принимают за ревизора, хотя он всего лишь низший из чинов)

— Все верно. Осип говорит о Хлестакове «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой»(слайд)

Давайте посмотрим видеофрагмент (почитаем по ролям 8 действие) и обратим внимание на ремарки героев, на их реплики вслух и про себя.


— Теперь давайте составим таблицу: Городничий и Хлестаков, которая поможет нам сравнить их поведение и выявить общие и отличные черты.

(таблица)

Сопоставляем ремарки наших героев с тем, что они говорят про себя и вслух.

( коллективная работа)

Таблица на слайде.


— Ребята, почему у Хлестакова мы не наблюдаем речи про себя?

( он говорит как есть, он не играет, не понимает происходящего)

— А почему есть расхождение между репликами городничего и тем, что он делает при этом?

— Почему Городничий «неглупый по-своему человек» не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?

-Что особенно смешного, комического мы здесь наблюдаем?



Комедийный конфликт — столкновение, лежащее в основе действия, — начатый так диалогом городничего и Хлестакова, основан на ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и глупец. Мы смеемся не только над городничим, но и над простодушием, искренностью, с которой принимает Хлестаков «преданность и уважение, уважение и преданность».

-В итоге, ребята, что послужило сюжетной основой развития? Из-за чего начинается конфликт и развитие действия в комедии?

(страх)

— Действительно, Боится в первую очередь и городничий, боятся и чиновники, боится и сам Хлестаков. Именно страх позволил состояться обману, сбил всех с толку, сделал Хлестакова центром ситуации, наделил его тем, чем он не обладал. Боится в первую очередь и городничий, боятся и чиновники, боится и сам Хлестаков.

Ребята, молодцы, вы хорошо работали сегодня на уроке. Хочется отметить работу………



Запишите домашнее задание: вам нужно будет проанализировать сцену приема в доме Городничего. (действие 3 явление 5)











Свежие документы:  Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Н.Некрасов. «Мороз-воевода»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: