Урок риторики в 3 классе «Монолог и диалог»

Урок риторики в 3 классе по программе «Школа 2100»


Тема: монолог и диалог.


Цель урока:

— познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог.

Задачи:

— усвоить понятия «монолог» и «диалог», учить различать монолог и диалог,

учиться применять на практике правила поведения во время разговора;

— развивать коммуникативные способности; развивать монологическую речь учащихся;

— воспитывать интерес к предмету; повышать уровень культуры речевого общения детей.


Оборудование: учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках» автор Т.А. Ладыженская и др., компьютер, экран, проектор, свеча, спички, листочки со стихотворением «Пугливые камыши» В. Орлова и скороговорками, маски Буратино, лисы Алисы, листок — помощник для групповой работы.


Ход урока.


I. Организационный момент.


— Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.


II. Речевая разминка.


В жизни вы не раз слышали правильную, красивую речь. Правильная речь — это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию. Все упражнения по риторике выполним стоя!

Слайд 2.

Упражнение 1. «Свеча»

Поупражняться на настоящей свече — вызвать 2 учеников. Свечу держит учитель.

Вы видите — перед вами горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально! Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше! Получается? (Выполнение упражнения. )

Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить «взахлёб», это очень затрудняет понимание.

Слайд №3

Упражнение 2. «Камыши»

Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость.

(Текст на листочках каждому ученику.)

Пугливые камыши.


Я сижу и слушаю,  не дыша,  (шепотом)                        

шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

—   Ши, ши, ши!

Что  вы  тихо  шепчете, камыши?  (спокойным голосом)

Разве так шушукаться хорошо?

А  в   ответ  шуршание:

Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу: (немного громче)

С вами я шушукатьcя не хочу! (громко)

Я спою над речкою и спляшу! (совсем громко, крик)

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся: (спокойным голосом)

—   Ша, ша, ша!

Словно просят шёпотом: (шепотом)

Не пляши!

До чего пугливые камыши! (спокойным голосом)

В. Орлов.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Получилось? Повторите еще раз. Этим упражнением мы можем добиться очень большой гибкости голоса, окружающие смогут вас лучше понимать.

Слайд №4

Упражнение 3. «Скороговорки»

На карточках каждому ряду – разная скороговорка.

1ряд: Слоны умны, слоны смирны.

Слоны спокойны и умны.

2 ряд: Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.

3ряд: Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Прочитайте скороговорку самостоятельно — шепотом, в парах — вслух по очереди, проговариваем хором по рядам. По 1 паре учеников от каждого ряда спросить у доски.


III. Проверка домашнего задания.


— Молодцы, хорошо справились с разминкой.

— А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (О видах текстов: объявление, инструкция, письмо, афиша, реклама). Дома вы готовили тексты, сейчас их послушаем и определим вид. (Постараться спросить так, чтобы звучали разные виды текстов).

Хорошо подготовили домашнее задание. Молодцы!


IV. Введение нового материала.


Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются.

Максим С. и Иван Л.

-Ваня, ты кем хочешь стать?

— Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?

— А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?

— Конечно, сможешь. Главное верить в себя!

Кирилл Б.

Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.

-Чем похожи выступления ребят? (о профессиях) А чем отличаются? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором — один человек рассказывал).


Максим и Ваня беседовали, попеременно вступали в разговор. Мы слышали диалогическую речь. В словаре Ожегова сказано так: «Разговор между двумя лицами, обмен репликами – называется…

Слайд №5

(ребята могут сказать сами, если нет – говорит учитель ) – диалог.

Слайд №6

Итак, если разговор двух человек называется диалог, то монолог – это….. (речь одного человека).

-Что такое диалог? Монолог? Это и есть тема нашего урока.

Слайд №7

Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.


V. Усвоение новых знаний. Работа с учебником.


Сейчас мы поработаем по учебнику. На странице 12 дан текст о диалоге и монологе. Прочитайте самостоятельно и скажите:

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев" (по роману И.Гончарова «Обломов») 10 класс

-Чем диалог отличается от монолога?

Итак, строим схему.

Слайд № 8

Диалог — говорят…. (2 человека).

Происходит ….(смена говорящего).

Слайд №9

Монолог – говорит…..(1 человек).

Смена говорящего….. (не происходит).

Молодцы.


VI. Первичная проверка понимания.


А сейчас поупражняемся в различении монолога и диалога.

I вариант выполняет задание №10

II вариантзадание №11.

Проверка. №10 по рисункам 1,2,3.

11 читаем вслух текст.

— Как форма записи помогла определить диалог?

Верно. При записи диалога слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед репликой ставится тире.

— С кем чаще вы ведёте диалог, и на какие темы?

Конечно, вы общаетесь с родителями, с родственниками и, конечно, с друзьями. Это очень хорошо, что у вас есть друзья, с которыми можно общаться, играть. А можно и отправиться в путешествие.

— У кого есть друзья? Встаньте. (Подразумевается, что встанут все).


VII. Физминутка.


Слайд №10

Ссылка для скачивания песни https://muzofon.com/search/%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C


Под песенку «Если с другом вышел в путь» выполним физминутку.

Учитель показывает движения, ребята повторяют.


VIII. Закрепление новых знаний.


— Ребята, слова этой песни можно назвать диалогом? Почему?

Правильно, это монолог. Монологи бывают различных видов:

Слайд № 11

Монолог – описание.

Монолог – рассуждение.

Монолог – повествование.

Монолог – оправдание.

Монолог – поздравление.

Подумайте, монолог – описание.

— О чём в нём будет говориться?

— Текст только звучавшей песни, какого вида?

Слайд №12

Дома придумайте монолог – поздравление на день рождения нашей гимназии.

— А что мы называем диалогом?


Работа в парах по учебнику.


В задании №15 реплики диалога перепутались. Нужно поставить их так, чтобы получился текст. Выполните это задание в парах.

Слайд №13

Проверка. (Театрализация. Детям надеваются маски Буратино, лисы Алисы и разыгрывается диалог.)

— Как называется эта сказка? Кто её автор?

А сейчас я предлагаю вам ещё один диалог сказочных героев.

Слайд №14

Просмотр отрывка из кинофильма «Морозко» (сцена: Морозко и мачехина дочка лесу).

— Что вы можете сказать об этом диалоге?

Слайд №15

Значит, существуют правила ведения диалога.


Работа в группах.


Поработайте в группах и составьте правила ведения диалога.

(Каждой группе выдаётся листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога).

1. В разговоре старайся затронуть такую тему,

Свежие документы:  Обобщающий урок по чтению для 8 класса по теме: "И.С. Тургенев «Муму»"

которая ………………………. и тебе, и собеседнику.

2. Поменьше говори о……………… .

Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой:

«А вот я… .»

3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не

согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.

4. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно

тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.

5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить

перебившего, а …………………. . Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ……………….


Проверяем. Каждая группа читает по одному правилу. Если одинаковые — не повторяться. Молодцы, справились с заданием.


Работа в парах.


А теперь помня о правилах, составьте диалоги на тему, которая указана у вас на листочке.

Слайд №16

Мама тебя будит утром, ты не хочешь вставать.

Слайд №17

Учитель спрашивает, почему ты опоздал.

Слайд №18

Два ученика спорят: как правильно написать: «спишат» или «спешат.

Проверка. Опрос 3 пар учеников.

Ребята разыгрывают диалоги.

Молодцы!


IX. Итог урока.


Подведём итоги.

Слайд №19

Составьте предложения со словами «мне запомнилось», «я узнал», «мне было интересно».

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке.


6


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: