Урок риторики в 3 классе по программе «Школа 2100»
Тема: монолог и диалог.
Цель урока:
— познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог.
Задачи:
— усвоить понятия «монолог» и «диалог», учить различать монолог и диалог,
учиться применять на практике правила поведения во время разговора;
— развивать коммуникативные способности; развивать монологическую речь учащихся;
— воспитывать интерес к предмету; повышать уровень культуры речевого общения детей.
Оборудование: учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках» автор Т.А. Ладыженская и др., компьютер, экран, проектор, свеча, спички, листочки со стихотворением «Пугливые камыши» В. Орлова и скороговорками, маски Буратино, лисы Алисы, листок — помощник для групповой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.
II. Речевая разминка.
В жизни вы не раз слышали правильную, красивую речь. Правильная речь — это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию. Все упражнения по риторике выполним стоя!
Слайд 2.
Упражнение 1. «Свеча»
Поупражняться на настоящей свече — вызвать 2 учеников. Свечу держит учитель.
Вы видите — перед вами горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально! Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше! Получается? (Выполнение упражнения. )
Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить «взахлёб», это очень затрудняет понимание.
Слайд №3
Упражнение 2. «Камыши»
Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость.
(Текст на листочках каждому ученику.)
Пугливые камыши.
Я сижу и слушаю, не дыша, (шепотом)
шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
Что вы тихо шепчете, камыши? (спокойным голосом)
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Я хожу по берегу и кричу: (немного громче)
— С вами я шушукатьcя не хочу! (громко)
Я спою над речкою и спляшу! (совсем громко, крик)
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся: (спокойным голосом)
— Ша, ша, ша!
Словно просят шёпотом: (шепотом)
— Не пляши!
До чего пугливые камыши! (спокойным голосом)
В. Орлов.
Получилось? Повторите еще раз. Этим упражнением мы можем добиться очень большой гибкости голоса, окружающие смогут вас лучше понимать.
Слайд №4
Упражнение 3. «Скороговорки»
На карточках каждому ряду – разная скороговорка.
1ряд: Слоны умны, слоны смирны.
Слоны спокойны и умны.
2 ряд: Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
3ряд: Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Прочитайте скороговорку самостоятельно — шепотом, в парах — вслух по очереди, проговариваем хором по рядам. По 1 паре учеников от каждого ряда спросить у доски.
III. Проверка домашнего задания.
— Молодцы, хорошо справились с разминкой.
— А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (О видах текстов: объявление, инструкция, письмо, афиша, реклама). Дома вы готовили тексты, сейчас их послушаем и определим вид. (Постараться спросить так, чтобы звучали разные виды текстов).
Хорошо подготовили домашнее задание. Молодцы!
IV. Введение нового материала.
Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются.
Максим С. и Иван Л.
-Ваня, ты кем хочешь стать?
— Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?
— А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
— Конечно, сможешь. Главное верить в себя!
Кирилл Б.
Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.
-Чем похожи выступления ребят? (о профессиях) А чем отличаются? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором — один человек рассказывал).
Максим и Ваня беседовали, попеременно вступали в разговор. Мы слышали диалогическую речь. В словаре Ожегова сказано так: «Разговор между двумя лицами, обмен репликами – называется…
Слайд №5
(ребята могут сказать сами, если нет – говорит учитель ) – диалог.
Слайд №6
Итак, если разговор двух человек называется диалог, то монолог – это….. (речь одного человека).
-Что такое диалог? Монолог? Это и есть тема нашего урока.
Слайд №7
Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.
V. Усвоение новых знаний. Работа с учебником.
Сейчас мы поработаем по учебнику. На странице 12 дан текст о диалоге и монологе. Прочитайте самостоятельно и скажите:
-Чем диалог отличается от монолога?
Итак, строим схему.
Слайд № 8
Диалог — говорят…. (2 человека).
Происходит ….(смена говорящего).
Слайд №9
Монолог – говорит…..(1 человек).
Смена говорящего….. (не происходит).
Молодцы.
VI. Первичная проверка понимания.
А сейчас поупражняемся в различении монолога и диалога.
I вариант выполняет задание №10
II вариант – задание №11.
Проверка. №10 по рисункам 1,2,3.
№11 читаем вслух текст.
— Как форма записи помогла определить диалог?
Верно. При записи диалога слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед репликой ставится тире.
— С кем чаще вы ведёте диалог, и на какие темы?
Конечно, вы общаетесь с родителями, с родственниками и, конечно, с друзьями. Это очень хорошо, что у вас есть друзья, с которыми можно общаться, играть. А можно и отправиться в путешествие.
— У кого есть друзья? Встаньте. (Подразумевается, что встанут все).
VII. Физминутка.
Слайд №10
Ссылка для скачивания песни https://muzofon.com/search/%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C
Под песенку «Если с другом вышел в путь» выполним физминутку.
Учитель показывает движения, ребята повторяют.
VIII. Закрепление новых знаний.
— Ребята, слова этой песни можно назвать диалогом? Почему?
Правильно, это монолог. Монологи бывают различных видов:
Слайд № 11
Монолог – описание.
Монолог – рассуждение.
Монолог – повествование.
Монолог – оправдание.
Монолог – поздравление.
Подумайте, монолог – описание.
— О чём в нём будет говориться?
— Текст только звучавшей песни, какого вида?
Слайд №12
Дома придумайте монолог – поздравление на день рождения нашей гимназии.
— А что мы называем диалогом?
Работа в парах по учебнику.
В задании №15 реплики диалога перепутались. Нужно поставить их так, чтобы получился текст. Выполните это задание в парах.
Слайд №13
Проверка. (Театрализация. Детям надеваются маски Буратино, лисы Алисы и разыгрывается диалог.)
— Как называется эта сказка? Кто её автор?
А сейчас я предлагаю вам ещё один диалог сказочных героев.
Слайд №14
Просмотр отрывка из кинофильма «Морозко» (сцена: Морозко и мачехина дочка лесу).
— Что вы можете сказать об этом диалоге?
Слайд №15
Значит, существуют правила ведения диалога.
Работа в группах.
Поработайте в группах и составьте правила ведения диалога.
(Каждой группе выдаётся листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога).
1. В разговоре старайся затронуть такую тему,
которая ………………………. и тебе, и собеседнику.
2. Поменьше говори о……………… .
Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой:
«А вот я… .»
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.
4. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить
перебившего, а …………………. . Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ……………….
Проверяем. Каждая группа читает по одному правилу. Если одинаковые — не повторяться. Молодцы, справились с заданием.
Работа в парах.
А теперь помня о правилах, составьте диалоги на тему, которая указана у вас на листочке.
Слайд №16
Мама тебя будит утром, ты не хочешь вставать.
Слайд №17
Учитель спрашивает, почему ты опоздал.
Слайд №18
Два ученика спорят: как правильно написать: «спишат» или «спешат.
Проверка. Опрос 3 пар учеников.
Ребята разыгрывают диалоги.
Молодцы!
IX. Итог урока.
Подведём итоги.
Слайд №19
Составьте предложения со словами «мне запомнилось», «я узнал», «мне было интересно».
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке.
6