Борисова Наталья Ивановна
Тема «ДВЕ КАТЕРИНЫ» (по драме А.Н.Островского «Гроза» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
«Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу» Лесков.
Повесть «Леди Макбет…» была написана в 1865 году, в начале творческого пути писателя.
— В чём странность названия повести?
(Известная Шекспировская трагедия «Леди Макбет», а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией. Так писатель определяет масштабы происходящих в повести событий.)
П 1) Читаем начало повести, выясняем краткую предысторию мценской трагедии.
«Выдали её замуж… не по любви…»
— Эти строки вызывают в памяти другую судьбу. Чью? (Катерины Кабановой)
— Назовите ряд сходных параллелей в драме Островского «Гроза» и в повести Лескова?
(*Молодая купчиха – жена расстаётся с мужем, не время уезжающим из дому. *.Во время этой разлуки к героиням приходит любовь.
*.Трагическая гибель героинь.)
Обнаруженное сходство не случайно. Лесков высоко ценил драму «Гроза» и полимизировал с критиками, считавшими, что народный быт может быть лишь предметом уголовной хроники, а не искусства.
2) Однако повесть Лескова стала своеобразной полемикой с известной драмой. Лесков противопоставляет свою героиню Катерине из «Грозы»; выявляя прямо противоположную стихию русского национального характера.
-Сравните характер Катерины Измайловой, суть которого передана в нескольких строках « от автора», с монологом исповедью Катерины Кабановой, вспоминающей о беззаботном житье дома.
«У Катерины Львовны характер был… пылкий…» СТР.16.
К.Кабанова | |
Лесков подчёркивает жизнерадостность, озорство, непосредственность героини | Обострённое поэтическое воображение. Она страдает от внутренней несвободы. «Темное царство» посягает на мир чувств и переживаний. Сны и видения для Катерины – вторая реальность. Не случайно она очень религиозна. |
СХОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
«Скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться», бездетность, «жизнь за неласковым мужем», — «Экспозиция» двух разных по своей нравственной и духовной наполненности судеб.
— Как героини реагируют на обстоятельства, определившие их жизнь после замужества?
К.Кабанова | |
Сонное оцепенение, доходящее до одури, и подчёркнутое повторяющейся деталью: «Катерина Львовна начинает зевать со скуки», «посидит, поглазеет…опять ей зевнётся», «зевала, зевала, ни о чём определённом не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало» | Внутреннее беспокойство, тоска о былом. |
П. ЛЮБОВЬ приходит к Катерине Кабановой, словно «мечта какая-то». Сама эта мечта окрашена поэтической образностью народной лирической песни:
«Всё мерещится шёпот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует». «И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»
Героиня Островского задолго до свидания с любимым человеком страдает и страшится своей любви: так сильно в ней чувство долга. ЕЁ ЛЮБОВЬ – изначально психологическая драма, заставляющая её и радоваться, и страдать.
К Катерине Измайловой любовь приходит как игра со скуки. Во время первой встречи с приказчиком Сергеем она словно меряется с ним силою.
(Текст. Игра на «галерее у амбаров»)
Выход сжатой в скуке энергии оборачивается для Катерины Львовны испепеляющей страстью.
— Чем же пленил Сергей героиню? (необычными речами, которых так жаждет женское сердце)
Никто не говорил так с Катериной Львовной, и душа её, жаждущая любви, не заподозрила обмана и расчёта.
— Как автор предупреждает читателя об обмане Сергея?
Ш. Сцены первых свиданий в повести окрашены народно-песенной стилизацией. (-Докажите на примере речи Сергея).
Для Сергея песенный образ – мелкая разменная монета, которой он привычно пользуется в корыстных целях; для Катерины Львовны – выражение тайных, неосознанных влечений. Сама Катерина Львовна песенное слово произносит редко, но слыша признания Сергея, готова за него «в огонь, в воду, в темницу и на крест».
ВЫВОД: Одна и та же ситуация приводит героинь к прямо противоположным действиям.
Следовательно, основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для Катерины Кабановой греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона , при котором она не может жить по совести. Для Катерины Измайловой внутренних преград для страсти нет. И она устраняет внешние препятствия.
История её любви – история уголовных преступлений.
1У. Анализ 4-5 глав.
Стихийность поведения Катерины Львовны.
— Почему она убила свекра? (Она его не собиралась убивать. Но он стал первой помехой её любви и предрешил свою судьбу).
— Что изменилось? (В городе ничего. Изменилась сама Катерина Львовна).
-ЭПИГРАФ повести. В чём смысл?
(В «Предуведомлении к сборнику «Пересмешник или славянские сказки» русского писателя и фольклориста М.Д.Чулкова (1744-1792 г.г.) читаем: «Привычка и частое упражнение в делах, слыхал я, приводят в совершенство. Когда желаем мы чему-нибудь научиться, то приступаем к нему весьма тупо, и от того-то произошла пословица: «Первую песенку зардевшись спеть»)
Хладнокровное убийство свёкра – первый шаг на пути нравственного самоубийства Катерины Львовны, за которым следует преступление. Изменение в поведении и повадках Катерины Львовны использует приказчик Сергей, который становится тонким режиссёром Мценской трагедии.
Второе убийство: — Как оно совершается? Почему? (Оно отличается изощрённой жестокостью. – Моральное унижение. – Физическая расправа.)
ЛЕСКОВ подчёркивает хладнокровие, с которым совершает задуманное. («Подержи его,- шепнула она равнодушно…» -Просьба об исповеди. Что она отвечает? — Спокойно и педантично смывает пятна крови.)
— Каков итог психологического состояния преступников после убийства? («Губы Сергея дрожали..»)
4. – Как далее развивается сюжет? (С появлением наследника – развитие действия становится предсказуемым).
Эта сцена только подчёркивает глубину нравственного падения Катерины Львовны и Сергея, не прибавляя ничего нового их характерам.
5.- В чём своеобразие развязки?
1- разоблачение – суд – наказание = конец уголовной хроники
2- трагическая развязка истории любви Катерины Львовны
6. –Как меняется поведение героини после ареста? (Она впадает в состояние равнодушного оцепенения. Разрушительная сила страсти: не только во вне, но и внутри:
— убивает материнское чувство, равнодушно отрекается.
— Лесков объясняет это так: «Любовь к его отцу не переходит на ребенка».
У. ИТАК, мы вначале определили, что Екатерина Измайлова «сильная, свободная натура». Но свобода , не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Сильная натура, оказавшись во власти преступлений, неминуемо гибнет.
— Как, за счёт чего уголовная хроника приобретает трагическое звучание?
(На этапе Катерина Львовна вызывает не ужас, изумление, а ЖАЛОСТЬ. Преступница сама становится жертвой. Её бывший любовник не знает границ в садизме. Бездна нравственного падения приказчика так страшна, что его пытаются усовестить каторжники, видавшие виды.)
— Предел собственных страданий вызывает у Катерины Львовны пробуждение проблесков нравственного сознания. В волжских тёмных водах мерещатся ей головы убитых ею свёкра, мужа и племянника. Это леденящее душу видение оказывается последним впечатлением в жизни «леди Макбет Мценского уезда». Погибая, она увлекает за собой последнюю жертву – соперницу Сонетку, и страшная, хищная сила её натуры проявляется в последнем живом движении: «Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу, и обе более уже не показались».
ВЫВОД: Личность Катерины Кабановой, как и её гибель, — «луч света в тёмном царстве»
Катерина Измайлова – плоть от плоти тёмного царства, его прямое порождение.
Вспоминая о своей работе над повестью, Лесков говорил:
«…когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов, одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
«Леди Макбет…» стоит особняком в творчестве писателя ещё и потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся «устоять целой земле».