Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Удомли Тверской области
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе
по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Плотникова Светлана Николаевна
г. Удомля
2011
Тема: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Урок внеклассного чтения в 10 классе
Цель:
проблемный анализ повести
сопоставительный анализ героинь повести Лескова и пьесы Островского «Гроза»
усвоение понятия литературная полемика
Ход урока:
Я люблю литературу как средство, которое
дает мне возможность высказать все, что я
считаю за истину и за благо…
Н.С.Лесков
I. Актуализация знаний
Знакомо ли вам слово полемика? литературная полемика?
(Ученики вспомнят статьи Добролюбова и Писарева, посвященные «Грозе» Островского. Итог беседы – таблица, отражающая отправную точку обращения критиков к пьесе А.Н.Островского – вопрос о движущей силе русской революции – и позиции, занятые Добролюбовым и Писаревым в споре.
Добролюбов | Писарев |
стихийный порыв к свободе забитых и бесправных (таких, как Катерина) | интеллект, профессионализм мыслящих личностей (таких, как Базаров) |
Слово учителя: Н.С.Лесков был натурой страстной. И ни в чем, пожалуй, эта страстность так не проявлялась, как в литературных полемиках, которые он вел (точнее сказать — в которые он бросался) с первых своих шагов в литературе. «Не зная России, не беритесь затевать в ней революции», — говорил Лесков своим современникам Герцену и Чернышевскому. «Не зная России, не беритесь судить о русском национальном характере», — говорил Лесков своим современникам Островскому, Помяловскому, Писемскому.
Вызовом современным драматургам и романистам прозвучали слова о том, какая в России бывает любовь: «…Любовь не вашенская, не мозглявая, наша русская, каторжная, занозистая любва, про которую эти адски-мучительные песни поются, за которую душатся и режутся» («Некуда»). И вот в «Леди Макбет…» в прямой полемике с «Грозой» Островского показана эта любовь и главное — самобытный русский женский характер.
II. Осмысление названия
В чем странность названия лесковского очерка? (Столкновение понятий из разных стилистических пластов: «Леди Макбет» — трагедия Шекспира, Мценский уезд — глухая российская провинция)
Жанр? – (Очерк) — Почему? (Автору важно убедить читателя, что все описанное происходило на самом деле)
III. Проблемный анализ повести
Художественный пересказ — монолог «История замужества Катерины Измайловой» (гл. I)
От образа Катерины Измайловой постоянно обращаемся к образу Катерины Кабановой, результаты сравнения фиксируем в таблице
жизнь до замужества | Катерина Измайлова |
поэтичность природа песни | простота и свобода |
Найдите ключевое слово в I главе. (Скука)
Скука и послужила причиной страсти. Сцена из гл. 3 — чтение.
Сравниваем сцену свидания с «Грозой», фиксируем наблюдения в таблице.
первое свидание | Катерина Измайлова |
Волжские просторы природа, песни греха боится | темный угол скука, зевота ничего не боится |
«Невмоготу» Катерине для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. И Лесков настойчиво подчеркивает звериное, демоническое начало в своей героине, словно перекликаясь со словами короля из трагедии Шекспира: «Я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен». Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл.5, гл.8, гл.15).
Гл.5. «И к утру умер он [Борис Тимофеевич], и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы.
Гл.8 «…Зиновий Борисович…страшно рванулся…, как зверь, закусил зубами его [Сергея] горло.
Гл.15. «Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкую плотицу, и обе более уже не показались»
Катерина Львовна познала счастье любить и быть любимой. «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет» (Лесков «Несмертельный Голован»). Через что перешагивает Катерина?
«Смерть свекра» — пересказ
«Смерть мужа» — выразительное чтение по ролям
Сравните поведение Сергея и Катерины во время убийства. («Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодны», гл.8.)
По Библии, закон брака — «Двое — одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими руками раздавила — спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.
чувства | Катерина Измайлова |
Покаяние | злодеяния ради необузданной страсти |
У героини Лескова нет чувства вины, только сны тревожные снятся. Выразительное чтение снов (гл.6 — первый сон, гл.7 — второй сон. Сравнить.)
И все же сны символичны. Как символичны слова в устах бабушки Феди: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь, потрудись».
— Расшифруйте эти слова.
— Как потрудилась Катерина? (Совершила очередное убийство)
— Как природа, женское естество предостерегает ее от задуманного? (гл.10, «Катерина Львовна вдруг побледнела, собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем, и в груди у неё протянуло холодом»)
— Кто инициатор этого убийства? (Сергей)
Литература и живопись. Обращение к иллюстрации Ильи Глазунова.
(https://900igr.net/fotografii/literatura/Urok-po-Leskovu/008-Ledi-Makbet-Mtsenskogo-uezda.html)
— Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди. Что подчеркнул художник? (Перед нами невинное, безгрешное дитя. Образ словно сошел с иконы, поражает одухотворенностью, молитвенностью. Глаза ребенка словно обращены к небу, к Богу.)
— Что означает имя Федор? (Божий дар)
Погублена душа ангельская, поэтому и возмездие приходит сразу (гл.11)
Две силы есть — две силы роковые,
Всю жизнь свою у них мы под рукой.
От колыбельных дней и до могилы,-
Одна есть смерть, другая — Суд людской.
Суд людской, суд земной свершился. Произвел ли он особое впечатление на Катерину Львовну? (гл.13) (Нет, ей важно только одно – любимый рядом)
Изменила ли героиню каторга? (Она страдает, но покаяние к ней так и не приходит)
Изменяется ли наше отношение к героине? (Да, испытываем к ней жалость)
Б.Шоу предупреждал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?
Работа в группах. Анализ эпизода.
Найти ключевые слова, расшифровать символику.
II группа | |
глава 6 | глава 15 |
Золотая ночь белый цвет молодой цвет яблони | Грязь тьма серое небо ветер стонет |
РАЙ — в природе | АД вокруг |
В душе — ? | В душе — очищающая боль |
Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине? (гл.15, «И вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другой выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит гуммами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»)
Волга сразу заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы». Определите различия в трагической развязке судеб героинь.
кого винит? | Катерина Измайлова | |
Себя | Сергея Сонетку | |
Монолог — порыв к свободе покаяние изменила жизнь в Калинове вытащили тело из воды | трагическая развязка | Самоубийство и месть одновременно ничего не изменила не вытащили |
Такие, как Катерина Измайлова, пойдут в своей страсти до конца. Тут и русская грязь, и русская душа, тут самые глубинные начала русского национального характера.
IV. Возвращение к понятию «полемика»
Итак, «Леди Макбет…» — центральное звено в споре Лескова и Островского. А не оказывается ли Лесков участником отнюдь не литературного спора Добролюбова и Писарева. (Возвращение к схеме, созданной в начале урока)
Ни Добролюбов, ни Писарев не представляли себе, что будет, когда самые низы «сорвутся с цепей» и развернуться во всю ширь своей проснувшейся натуры. Будет страшно. Придет не апофеоз свободы, а цепь зловещих злодеяний. И пророчество, и предупреждение. Так заглядывает Лесков ХХ век.
V. Подведем итоги.
Вернемся к образу Катерины Измайловой. Кто же она? Запишите (страстная натура, больная душа и т.п.)
VI. Домашнее задание
Для всех: Сочинение-миниатюра (на выбор): «Катерина Измайлова или Катерина Кабанова: кто мне ближе?» или «Что я чувствовал после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда»
Для продвинутого уровня дополнительно: Статья для словаря литературоведческих терминов «Литературная полемика»
Список использованной литературы
Анненский Л. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Анненский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2008.
ЛЕСКОВСКИЙ СБОРНИК / Научный редактор М.В. Антонова. Орёл: Изд-во Орловского гос. ун-та, ООО ПФ «Картуш», 2006. 148 с. (Учёные записки Орловского гос. ун-та. Том III)
Харина Л. Загадка женской души. Конспект урока по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Литература. Приложение «Первое сентября» — №4 – 1998.