Курилкина Светлана Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района
Приморского края
Предмет: литература
урок внеклассного чтения по сказкам Г. Х. Андерсена
5 класс
Урок внеклассного чтения по сказкам Г. Х. Андерсена в 5 классе
Урок заключительный по сказкам Г. Х. Андерсена. Предыдущие уроки посвящены сказке «Снежная королева»
Предварительная подготовка: прочитать любимые сказки Г. Х Андерсена (список составлен совместно с учителем:
Соловей
Огниво
Принцесса на горошине
Дикие лебеди
Дюймовочка
Свинопас
Стойкий оловянный солдатик
Новое платье короля
Русалочка
Маленький Клаус и большой Клаус.
Перед уроком учащиеся выполнили домашнее задание: подготовить иллюстрации к сказкам, инсценировать отрывок из сказок «Снежная королева», «Огниво», прочитать по ролям отрывок из сказки «Свинопас».
Тема: Г. Х. Андерсен и его сказочный мир.
Цель: Обобщить знания по творчеству Андерсена, развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес.
Задачи: Развитие внимания, интереса к литературе, как искусству слова, воспитание лучших качеств характера на примере произведений Андерсена.
Оборудование: Портрет Г. Х. Андерсена, иллюстрации к сказкам.
Эпиграф к уроку: В цветущей Дании, где свет увидел я, берет мой мир свое начало….
(Г. Х. Андерсен)
Ход урока:
Слово учителя.
Сегодня, мы с вами совершим путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всем мире, Г. Х. Андерсену. Перелистывая страницы его сказок, мы услышим его голос, веселый, и грустный, добрый и ироничный. По – разному приходит к каждому из нас этот удивительный мастер слова. То прокрадывается на цыпочках в комнату, навевая нам чудесные сны, словно добрый волшебник Оле-Лукойе. То проплывает на крохотном листике кувшинки. Любовь мужественной и нежной Русалочки, которая делает ее бессмертной, пленяет нас навсегда. Доказательством этому является скульптура на берегу моря в Копенгагене, столицы Дании: на большом камне сидит прелестная русалочка. И поднимающееся над морем ласковое солнце согревает своими лучами сказочную героиню. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
Давайте прикоснемся еще раз к удивительному миру его творений и ответим на главный вопрос:
За что народ любит сказочника? За что мы ему так благодарны?
Послушайте отрывок из сказки «Дикие лебеди». От слов «Народ толпами шел за город смотреть казнь королевы…» до конца.. Какие чувства вы испытали, познакомившись с этой сказкой? Какой мы видим Элизу?
Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена.
Кто из героев сказки так говорит о своем таланте? («Моя песня порадует тебя и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых днях и несчастных, о добре и зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя»)
В каких сказках Андерсена действуют птицы?
Кто из сказочных героев А. отправляется на поиски близких людей?
Любимые цветы сказочника-розы. На страницах каких сказок они встречаются?
Какие слова чаще всего говорили о короле из сказки «Новое платье короля»? Каков ее смысл?
В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели?
Кто охранял огниво в одноименной сказке?
Какой рост был у Дюймовочки?
Почему одного из Клаусов называли маленьким, а другого большим? Расскажите одним из эпизодов этой сказки? Что осуждает писатель в ней?
С помощью какого приспособления Оле-Лукойе навевал людям сны?
Инсценирование сказки.
Инсценирование отрывка из сказки «Огниво». Что случилось с солдатом после этого?
Инсценирование отрывка из сказки «Снежная королева». Как сложилась судьба Маленькой Разбойницы? Что стало с Гердой? Почему она смогла спасти Кая?
Игровые задания.
Класс делится на две группы. Игра «Живая картинки». Одна группа изображает эпизод сказки Андерсена, другая должна догадаться, что это за эпизод, найти его в тексте и прочитать вслух.
«Угадай сказку»
Ученик ведет рассказ от лица любого героя сказки. Остальные дети пытаются определить героя и сказку.
«Фантастическая гипотеза».
«Что было бы.., если…» Вариант: кусочек волшебного зеркала троллей залетел к нам в класс и попал к…»
Конкурс на лучшего рассказчика сказки Г. Х Андерсена «Принцесса на горошине»
Работаем с детскими рисунками к сказкам великого сказочника
Угадайте, какой момент сказки изображен.
Слушаем выступление ученика на тему «Иллюстраторы Андерсена». Рассказ о детском художнике Борисе Аркадьевиче Диодорове, который за свои работы к сказкам Андерсена «Снежная королева», «Русалочка» получил Гран-при Премии Г. Х Андерсена.
С помощью мозаики составляются иллюстрации к сказкам А.
Афоризмы Андерсена.
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А давайте попробуем поймать слово и даже определить, из чьих уст оно вылетело. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
«А король – то голый!»
«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься»..
«Я слишком тонка, я не создана для этого мира»
«Как добры все люди и животные».
Сказочный калейдоскоп. Известные персонажи (например, Снежную королеву, Трубочиста и стойкого Оловянного солдатика) объединить в новой сказочной истории.
Подведение итогов урока. Скажите, за что народ любит сказки Андерсена? А вы?
Учитель благодарит учеников за хорошую работу на уроке.
Домашнее задание.
Составить сказку наизнанку.
Ребята готовят про добрую Снежную Королеву и злую Герду (1 в.)
Про то, как хорошенький утенок становится с возрастом гадким. (2 вар)
Литература: К. Паустовский. «Великий сказочник»
С. П. Коромыслова «Иллюстраторы Г. Х. Андерсена».
Т. Г. Соловей «Солдатские сказки Андерсена».
Данный урок помог обобщить знания по творчеству великого датского сказочника Г. Х. Андерсена. Встреча с героями, его произведениями еще раз заставила учеников задуматься о добре и зле, о том, что нужно стремиться быть сильными, верными, стойкими, любить все, что окружает человека. Ведь, если чесловек любит, то он победит любое зло. Урок внеклассного чтения позволил проявить творческие способности учеников, еще раз доказал, что литература учит нас, читателей, быть добрыми, мужественными, любящими, терпеливыми, не поддаваться искушениям.