МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Конспект
урока внеклассного чтения в 5 классе
по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Белкина Татьяна Алексеевна
2010 год
Путешествие по страницам любимой сказки
Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»
Цели: познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания
сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать
литературное произведение, аргументировать свой ответ, развивать
логическое мышление, речь учащихся.
I. Слово учителя
Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.
В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
Какое впечатление оставила у вас сказка «Конёк-Горбунок»?
(Выступления учащихся, обмен мнениями)
С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой замечательной сказки?
Слайд №2
Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии.
Слайд №3
Он был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.
В 1830 году он с отличием окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым. Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В общей сложности она выдержала семь изданий.
Слайд №4
В 1836 году Ершов окончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию, а в 1844 году он был назначен инспектором гимназий, хотя он хотел возглавлять свою гимназию. Эта мечта осуществилась только через тринадцать лет. Это было нелёгкое время в жизни Ершова. Ему суждено было влюбиться в дочь бывшего директора гимназии, вдову с несколькими детьми. После женитьбы Ершову пришлось оставить литературную деятельность: надо было изо дня в день думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами. Две внучки Ершова, Ольга и Надежда, усыновили детей-инвалидов, отдав им всё тепло своих сердец. До нас дошло несколько фотографий членов семьи поэта и несколько его портретов, выполненных разными художниками.
Слайд № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
В Тобольске и Ишиме свято хранят память о великом земляке. В Тобольске поставлен памятник его сказочным героям, (слайд №12) в 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет (слайд №13), в 1941 году снят фильм (слайд №14), а в 1947, а затем в 1975 годах снят мультфильм по сказке (слайд №15). В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.
Слайд № 16, 17, 18
II.Аналитическая беседа по сказке
Что общего между сказкой «Конёк-Горбунок» и русскими народными сказками?
В сказках часто встречается число три. В каких случаях оно использовано автором «Конька-Горбунка»? (Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана).
А где встречается цифра семь? (Путешествует Иван каждый раз семь дней).
Какое слово использует автор для обозначения этих семи дней? (седмица)
Приведите примеры из текста, где использовано это слово.
Вот Иванушка поднялся,
В путь-дорожку собирался,
Взял корыто и пшено,
И заморское вино;
Потеплее приоделся,
На коне своём уселся,
Вынул хлеба ломоток –
Доставать свою жар-птицу
Едут целую седмицу.
Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою.
Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения.
Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность).
Чему ещё учит сказка? (Настоящей дружбе). Докажите это утверждение.
Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья?
От кого же зависит наше счастье?
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»?
III. Литературная викторина
Презентация №1
IV. Лексическая работа
В тексте сказки нам встретились фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания. Вот одно из них:
Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери.
Под дождём я весь промок
С головы до самых ног!
Что обозначает выражение «сонные тетери»? (Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря»).
Какую роль играют фразеологизмы в тексте? (Украшают речь, делают её выразительной, образной)
Определите дома значение фразеологизмов «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки».
Домашнее задание
Выписать значения фразеологизмов.
Сравнить по содержанию сказку «Конёк-горбунок» и одноимённый мультфильм.
Литература