МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.Льгова»
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА
УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
по теме: «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты»
в 10 классе
Разработку подготовила:
учитель русского языка и литературы
Жильцова Оксана Сергеевна
2014 год
Технологическая карта
урока литературы по теме: «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты»
Предмет: литература
Класс: 10.
ФИО учителя: Жильцова Оксана Сергеевна
Наименование образовательного учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области
Место урока в системе уроков по данной теме: 3 урок по теме «Систематизация знаний по творчеству М.Ю.Лермонтова»
Триединая дидактическая цель урока:
— Образовательная (познавательные УУД) поиск и выделение необходимой информации , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение, умение анализировать;
— воспитательная (коммуникативные и личностные УУД) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации, стремление к речевому совершенствованию;
— развивающая (регулятивные УУД) целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция
Планируемые результаты: развитие творческих способностей обучающихся , развитие связной речи, воспитание интереса к предмету.
Цель/задача этапа | Планируе- мое время | Деятельность и слова учителя | Планируемая деятельность и слова учащихся | Запланированный результат урока | |
Организационный момент
| Организация начала занятия Целеполагание | 2 мин | Приветствует учеников. Настраивает на работу. Звучит эпитет Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем! В.Г. Белинский | Готовятся к уроку. Слушают учителя Воспринимают материал. | Формирование коммуникативных УУД. |
Мотивация к учебной деятельности | Формирует регулятивные УУД. Постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено обучающимися , и того, что ещё неизвестно | 5 мин | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь — это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова — это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…,- размышляет лирической герой М.Ю. Лермонтова.
Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я», но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Всякий плакал, кто любил Любил ли он морские волны Иль сердце женщине дарил…(поэма «Моряк»)
Неразделенная любовь, начиная с разных стихов
Три раза я любил Любил три раза безнадежно…
И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).
Лермонтов был очень восприимчив, душевно раним (что связано с обстоятельствами жизни, смертью матери, неблагоприятными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом). Поэтому Лермонтов рано духовно повзрослел. Лермонтов впервые влюбился в 10 лет, это он запомнил на вся жизнь. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь — это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова — это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…,- размышляет лирической герой М.Ю. Лермонтова.
| У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. Выступление ученика: В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет в роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её там видел. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я ещё не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность — нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз». | Подготовка обучающих к обобщённой деятельности |
Актуализация знаний | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 15 мин | Слушает учеников и демонстрирует слайды. Комментирует их: «В 1830 году Лермонтов посвящает Екатерине 11 стихотворений, составившей «Сушковский цикл» его любовной лирики» | Демонстрация полученных знаний Сообщение 1 ученика: 1828 год — 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова — Софье. Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в москвском высшем свете одной из первых красавец. Почти три года длилось это увлечение. Как? Вы поэта огорчили, И не наказаны потом? Три гола ровно вы шутили Его любовью и умом? Нет, вы не поняла поэта, Его души печальный сон; Вы небом созданы для света, Но не для вас был создан он! (1831 год) Посвящение«Сабуровой». В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел. Сообщение 2 ученика: 1832 год: Екатерина Сушкова — русская дворянка, мемуаристка.(Слайд №3) в 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летний Екатериной Сушковой( 1812-1868). «Черноокой» называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэма. Она не отвечала ему взаимностью, а он страдал. Позже М.Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Через 5 лет здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. Лермонтов никому никому ничего не прощал в силу своего лестительного характера. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил её предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным. Благодарю! Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю! (1830) («Благодарю!») Весной 1835 года Лермонтов писал из Петербурга А.М. Верещагиной: «Вначале это было просто разлечением, а затем, когда мы поладили друг с другом, стало расчетом… Я понял, что m—lle S., желаю изловить меня, легко себя скомпрометирует со мною. Вот я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не скомпрометировав самого себя»: И так, прощай! Впервые этот звук Тревожит так жестоко грудь мою «Прощай!»-шесть букв приносят столько мук! Уносят все, что я теперь люблю! Я встречу взор её прекрасных глаз И, может быть, как знать… В последний раз.(«Итак, прощай!…» 1830) История их отношений нашла свое отражение в повести «Княгиня Лиговская». Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
| Формировать Умения обучающихся свободно владеть устной речью, применяя живой литературный слог |
Исследователь ская работа с текстом | Проверить умения выявлять поэтику теста, Специфику его содержания и смысла | 10 мин | Учитель: В 1830 году Лермонтов посвящает Екатерине 11 стихотворений, составившей «Сушковский цикл» его любовной лирики.
| 1)Ученики проводят анализ стихотворения «Нищий» и прослушивают романс 2) Сообщение 3 ученика: Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова «Н.Ф.И.».(Слайд №4)
Летом 1829-32 годах, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных — родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: «Н.Ф.И.». Некоторые из этих стихов вошли в драму «Странный человек». Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова.
В начале знакомства, ободренный внимание со стороны « Н.Ф.И.», Лермонтов писал:
Мои неясные мечты Я выразить хотел стихами, Меня бы примирила ты С людьми и с буйными страстям; Но взор спокойный, чистый твой В меня вперился изумленный. Сказав, что болен разум мой, Желаньем вздорным ослепленный.
Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:
Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я всегда скажу, что ты Несправедливо поступила.
Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.
Что может краткое свиданье Мне в утешенье принести, Час неизбежный расставанья Настал,и я сказал: «Прости»
В лирике поэта появляются трагические ноты, «мотивы неверия в прочности женского чувства,ревность,укоры в обмане»,-писал В.А. Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости,обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэты следующие строки:
Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам… (1832) 4) Ученики проводят анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобой» | Развитие самостоятельности суждений и оценок |
Обобщение и повторение материала | Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений. | 10 мин | Слушает учеников и демонстрирует слайды(5-7) Комментирует их: «Разрыв с Ивановной вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокий ответственности за него. У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, объединенных название «Ивановский цикл»
Учитель:
| Ученики демонстрируют свои знания. Сообщение 4 ученика: Ещё одна вдохновительница произведений М.Ю. Лермонтова — Варвара Александровна Лопухина(Бахметева) — русская дворянка Сообщение ученика: Веской 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме №2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры — Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. «Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровь была небольшая родинка». Поэт посвятил ей множество произведений. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа «Герой нашего времени».
Ученик: Обращаясь к Вареньке в 1832 году, Лермонтов писал: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем! (…) Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, 15 Но с тобой, мой луч путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: «В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, сказал: «Вот новость — прочти!». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной». В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки — Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное «Молитва странника». Странник — это сам поэт, а молит он о «деве невинной», «душе достойной». Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному. В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.(1837)
Стихотворение «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. Это гимн чистоте, нежности, душевной красоте.
Сообщение ученика: Так, разбирая в заточенье Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской: Есть речи — значенье Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: « Нет, ничего нейдет в голову. Печатай, как есть».
Сообщение ученика: Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении “М. А. Щербатовой”. (Чтение стихотворения). Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Доргомыжским. Романс “Отчего” быстро стал популярен.(Слайд №9) Сообщение ученика: Екатерина Быховец — дальняя родственница поэта. Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром Екатерина Быховец беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник. Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. Одно из последних стихотворений поэта, посвящено – Екатерине. По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека: Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье, Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою… (1841) | Формировать умения обучающихся Применять полученные знаний в новой ситуации,четко нести организованную информацию |
Рефлексия и итоги урока | Формировать умения делать выводы и обобщения | 2 мин | Организует обратную связь.Задаёт вопросы: – Назвать адресатов любовной лирики Лермонтова. – Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского? Аргументируйте свой ответ. – Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова. – Обратите внимание на выставку, посвященную творчеству Лермонтова. | Осознание учащимися своей учебной деятельности Отвечают на вопросы. | Самооценка результатов своей деятельности |
Используемая литература и ресурсы:
Ю.В.Лебедев «Литература 10 класс», М.Просвещение,2012г.
Лермонтовская энциклопедия, М.Советская энциклопедия, 1981 г.
В.И.Коровин. «М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве».
М.Русское слово.,2011 г.
4) Сообщество взаимопомощи учителей(http://pedsovet.ru)
5) cайт «Фестиваль педагогических идей»(http://festival.1september.ru)