Урока для 7 класса на тему «Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Цели:
обучающая: выявить художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
развивающая: развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, умения давать развернутый аргументированный ответ на вопросы учителя, развитие памяти и логического мышления;
воспитывающая: в образах генералов и мужика увидеть то, что подлежит отрицанию.
Оборудование: иллюстрации к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина (Кукрыниксов, Н.Муратова, А.М. Каневского и М. Черемных), мультимедийный проектор, компьютер)
Внутрипредметные связи: с литературоведением (термины)
Методы и приемы работы: репродуктивный метод (пересказ текста, слово учителя, пропедевтическая беседа, запись выводов в тетрадь), метод творческого чтения (инсценирование эпизода сказки, работа с иллюстрациями), эвристический метод (аналитическая беседа)
Ход урока
Организационный момент (приветствие учащихся, отметка присутствующих (отсутствующих), проверка готовности учащихся к уроку, ___3 мин.
Объяснение нового материала 30 мин.
Рассматриваемые вопросы | ||||||
Инсценирование эпизода сказки (метод творческого чтения Краткий пересказ текста (репродуктивный метод) Пропедевтическая беседа (репродуктивный метод) Аналитическая беседа (эвристический метод) Слово учителя (репродуктивный метод) Аналитическая беседа (эвристический метод) Просмотр фрагмента мультфильма Пропедевтическая беседа (репродуктивный метод) Аналитическая беседа (эвристический метод Выразительное чтение (метод творческого чтения) Аналитическая беседа (эвристический метод) Слово учителя (репродуктивный метод) Запись определения в тетрадь (репродуктивный метод) Аналитическая беседа (эвристический метод Работа с иллюстрациями (метод творческого чтения)
| Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается посмотреть небольшую сценку. Инсценирование учащимися эпизода сказки (со слов «вчера,- читал взволнованным голосом один генерал…» до слов «…пустились отыскивать мужика»). Учитель: Узнали героев? Расскажите их историю. Учащиеся рассказывают о генералах, их петербургской жизни, событиях, происходящих на необитаемом острове. Учитель: Ребята, давайте посмотрим на начало произведения (по просьбе учителя ученики зачитывают первый абзац «Повести…»). Что вам напоминают слова «жили-были?» Учащиеся: Так начинается большинство сказок. Учитель: Правильно, а что мы с вами знаем о таком жанре как сказка? Учащиеся: Сказка — повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. В сказке используются определенные сказочные выражения и формулы, происходят фантастические события, все герои делятся на добрых и злых, всегда в сказках побеждает добро. Результатом беседы будет кластер (особенности жанра сказки), который учитель рисует на доске, а учащиеся в тетради. Учитель: А есть ли эти признаки в «Повести…»? Учащиеся: Да, есть. Сказочные выражения («Жили да были», «сказано – сделано», «долго ли, коротко ли», «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»,фантастичен способ попадания на необитаемый остров: «по щучьему велению, по моему хотению». Учитель: А генералов мы можем отнести к сказочным образам? Учащиеся: Наверное, нет, так как из текста мы узнаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в «Подъяческой улице». Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о пенсии. Не сказочна причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны». Учитель: Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Учащиеся вспоминают роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил, волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным. Комментарий учителя: «Повесть…» Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий автор избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочно смешной форме. В чем отличия ситуации романа и «Повести…»? Учащиеся: Поведение героев полностью противоположно. Робинзон выдерживает все испытания на острове и побеждает. А генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают. Учитель: Какой же выход из ситуации нашли генералы, кто же не дал им погибнуть на острове? Учащиеся: Мужик. Учитель: Давайте посмотрим, как же помог мужик генералам (просмотр фрагмента мультфильма о том, как мужик организует обед для генералов). Учитель: Как характеризуют мужика его «действия» на острове? И можем ли мы назвать его сказочным героем? Учащиеся: В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким. Он выступает здесь как своеобразный сказочный герой-помощник, который помогает выйти из трудной ситуации. Учитель: Есть ли разница в том, как автор смеется над генералами и как он смеется над мужиком? Учащиеся: Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией. Автор высмеивает глупость, невежество и неумение трудиться генералов. Мужик же изображен с очень горькой насмешкой. Мужик проявляет незаурядное трудолюбие, блестящую смекалку. Но он безропотно выполняет все приказания генералов и даже сам вьет веревку, которой его привязывают. Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение. Учитель: А как автору удалось показать свою позицию по отношению к героям? Учащиеся: Автор использует определенные художественные средства, приемы… Учитель: Тема нашего урока сегодня «Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» Давайте с вами вспомним определение следующих литературных приемов: Установите соответствия:
Учащиеся устанавливают соответствия. Учитель: А где в «Повести…» мы можем увидеть применение этих приемов? Учащиеся с помощью учителя находят и зачитывают эпизоды, иллюстрирующие тот или иной прием. Гипербола – и ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Фантастика – генералы попадают, заснув, на необитаемый остров. Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева – настолько он беспомощен. Учитель: Ребята, зачитайте, пожалуйста, эпизод, когда генералы чуть не съели друг друга. Учащиеся выразительно зачитывают указанный эпизод. Учитель: Какими изображены генералы в этот момент? Учащиеся: Голодные генералы как дикие звери набрасываются друг на друга, один откусывает орден у другого… Учитель: Известно, что автор, чтобы усилить сатирический эффект, перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо. И, наконец, орден. Мы видим предельное увеличение, доведенное до абсурда – орден воспринимается генералами как часть тела! Такое преувеличение, основанное на фантастике, называется гротеском. Запишите определение нового для вас сатирического приема в тетрадь. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического. Учитель: Чем закончилась сказка? Учащиеся: Рюмкой водки и пятаком наградили мужика. «Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого. Комментарий учителя: Развязка сказки интересна тем, что, как и её начало, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Учитель: Еще мне хотелось бы обратить ваше внимание на иллюстрации к сказке. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? Ребята, а можем ли мы увидеть использование сатирических приемов и в иллюстрациях к данной сказке? На что обращают внимание художники-иллюстраторы? Учащиеся рассматривают иллюстрации Кукрыниксов, Н.Муратова, А.М. Каневского и М. Черемных и отвечают на вопросы учителя. |
Подведение итогов урока 5 мин.
Рассматриваемые вопросы | |
Аналитическая беседа (эвристический метод)
Запись выводов в тетрадь (репродуктивный метод) | Учитель: Ребята, какие же художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина мы можем выделить? Учащиеся: -В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой; -так как сказки Салтыкова — это сатира, высмеивающая недостатки общества, то автор применяет ряд сатирических приемов (аллегория, гипербола, фантастика, ирония); -один из самых ярких сатирических приемов – гротеск. |
Задание на дом 2 мин.
Нарисовать иллюстрации к сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Прочитать сказку «Дикий помещик» и ответить на вопрос: какие приемы, характерные для сатиры Салтыкова Щедрина, использованы в сказке.