Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 141
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Казани
Конспект урока по литературе
в 7 классе
В мастерской художника слова.
Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гиматутдинова Ирина Львовна
г. Казань
2011
ЦЕЛИ:
Формирование первоначального понятия о художественном мире Бунина.
Развитие способностей к оценке и интерпретации идиостиля писателя.
Мысль автора о моральной ответственности человека за все, что его окружает.
ХОД УРОКА
I. Вступление.
– Дома вы познакомились с небольшим (в полторы страницы!) рассказом И.А. Бунина «Лапти». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке? Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.
– Как вы прочли бунинский рассказ? О чем он, на ваш взгляд?
II. Основная часть – анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти».
– Своеобразным камертоном урока, который не позволит «сфальшивить» при анализе текста, станут утверждения самого Бунина, сделанные им в статье «Как я пишу» (обращение к основным положениям статьи в течение урока станет возможным, если предложить одному из учащихся работу со статьей Бунина в качестве индивидуального домашнего задания по заранее сформулированным вопросам).
– В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание произведения?
(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).
– Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. (Повторение этих событий идет с помощью теста, выполняемого учащимися по принципу «тест соответствия»; «ключ» для самопроверки предлагается на транспаранте для кодоскопа).
|
«Ключ» к тесту:
4 – 2 5 – 3 6 – 4 |
– В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой).
– Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.
(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»; «… в бездне снежного урагана и мрака»; «… потонули вместе с лошадью в страшный снег»).
– Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, котонные вызывает этот разгул стихии?
(разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх; «… в такую страсть» /здесь: в такую плохую погоду/; «такой ужас»; «… ужасала одна мысль»).
– Это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен ее страх? Чем Бунин мотивирует ее ужас перед природой?
(У нее боле ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталась одна – муж в отъезде. Бунин пишет: «… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности»).
– Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?
(Обращение к Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А Господь его знает!». Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь).
– И все же надежда приходит в образе совсем ином. Обратили ли вы внимание, что в рассказе и мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему?
(Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа).
– Проанализируйте реплики Нефеда. В чем своеобразие речи этого героя?
(Речь героя лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий /»Не полегчало?», «… не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…»/ и «неправильностей» в построении предложений. Фразы часто обрываются, оставаясь незаконченными. Все это позволяет сделать вывод не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела).
– Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
(«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).
– Что имеет в виду Нефед, говоря «Душа желает»?
(По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет).
– Немногословность и деловитость этого человека подчеркивается Буниным и в его портретной характеристике и в описании его действий.
(«Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: – Значит, надо добывать…»).
– Бунин использует здесь прием предвосхищения трагической развязки рассказа. Прочтите описание Нефеда, которого привозят на розвальнях мужики, обратите внимание на однокоренные слова в том и другом отрывках: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда».
– Писатель пользуется этим приемом еще раз, когда рассказывает о приехавших на рассвете мужиках. Прочтите этот отрывок.
«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».
– Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку. Представьте, что вы не читали рассказа Бунина, о чем мог бы поведать эпитет «зловещий стук»?
(Нефед заблудился в степени, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет).
– Прервем на время ход анализа рассказа «Лапти» и обратимся еще к одному произведению Бунина «Антоновские яблоки». Бунинский словарь богат, однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же «фирменных» эпитетов и сравнений. Одним из любимых, можно сказать, опорных, в бунинской стилистике является слово «свежесть».
(Обращение к рассказу Бунина «Антоновские яблоки» будет успешным, если предложить одному из учащихся работу с текстом рассказа в качестве индивидуального домашнего задания: «Найти наиболее выразительные примеры употребления слов «свежесть», «свежий». Определить контекстуальное значение этих слов в рассказе Бунина. Учащиеся обычно без труда находят и комментируют следующие словосочетания:
«свежее утро» – прохладное, приносящее радость;
«свежие озимые» – нежно-зеленые, шелковые;
«свежий лес» – бодрый, молодой;
«осенняя свежесть» – бодрость, гармония, красота).
– В каком контексте употреблено это слово в рассказе «Лапти»? Каково его значение?
«… Нефед принес соломы на топку свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…». «Вьюжная свежесть» – это тонкий морозный запах пришедшего с улицы человека. (Возглас из класса: «Я помню: так пахнет принесенное мамой с мороза свежевыстиранное белье!»).
– И (добавляю я) у Бунина своеобразный символ душевного здоровья, красоты главного героя. Пожалуй, одной из главных особенностей Бунина как писателя является умение находить, открывать в обычном слове слово сокровенное, заключающее в себе целый мир. Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям (душа больного желает – значит, надо дать), деятельное начало – все рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его несуетность, внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед вышел «из природы» и уходит тоже в нее.
– И вновь обратимся к статье И.А. Бунина «Как я пишу». Какую роль отводит писатель первой фразе?
(«… первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом»).
– Обратимся к началу рассказа.
«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти».
– Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики?
(«белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку).
– Бунинская техника описания порождаемых предметом ощущений в литературоведении носит название предметной детализации. Не лишни ли эти детали внешней изобразительности (так называл этот прием сам Бунин) в рассказе «Лапти». «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями…». К чему это, если «… было большое горе: был тяжело болен ребенок»? В отношении стиля других писателей мы привыкли к «служебной» роли изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.) – раскрытие образа героя, характеристика места действия и т.п. Бунин не боится избыточной внешней изобразительности, когда деталь важна сама по себе, без привязки к сюжету. Она свидетельствует о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах.
– Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? Какие значения может выражать этот знак в зависимости от контекста? Прочитайте предложения с многоточием так, чтобы передать интонацией значение знака препинания.
(Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа «Лапти», выражает горькое недоумение и одновременно… радость(1) – спасены! жилье рядом!
«Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…».
Смерть Нефеда спасает жизни новосельских мужиков и…).
– Перечитайте последнее предложение рассказа: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
(Да. Мы понимаем, что Нефед спас не только новосельских мужиков, но и мальчика. Я верю, что мальчик выздоровеет).
– Как теперь вы ответите на вопрос: о чем этот рассказ?
Ответы на этот вопрос, заданный уже в начале урока, сводились к тому, что это рассказ о доброте, о самоотверженности. Не умаляя значимости этих ответов, в конце урока ребята добавляют, что это рассказ о жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь!
Список использованной литературы
1.Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953.М.,1994.
2.Сливицкая О.В.О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.1994.№1.