Вечные темы и сюжеты в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина
высшей квалификационной категории
Белкиной Татьяны Алексеевны
Тема Вечные темы и сюжеты в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Цель
Углубление знаний учащихся о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, о причинах обращения сатирика к этому жанру, открытие в них важного
человеческого смысла.
Оборудование
Портрет писателя, репродукции картин на библейские сюжеты; книги: «Сказки» Салтыкова-Щедрина, Библия, Евангелие. (Презентации, подготовленные учениками по данной теме)
Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Коняга», «Дурак», «Пропала совесть», «Деревенский пожар», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка».
Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты в живописи», «Библейские сюжеты в музыке», создать презентации
Перечитать библейские легенды «Эдем», «Каин и Авель», «Исав и Иаков», «Иов».
Провести литературоведческую работу на тему «Черты народной сказки в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина».
Класс делится на группы: «литературоведы», «историки», «художники», «музыковеды».
Задания для группы «историков»:
Подготовить рассказ о политической и социальной обстановке в стране в пореформенный период.
Найти иллюстрации, фотографии, отражающие ту эпоху.
Задания для группы «литературоведов»:
Подготовить рассказ об истории создания «Сказок» сатириком.
Выписать из сказок элементы фольклора.
Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
Подобрать крылатые выражения, мудрые изречения, которые могли бы быть использованы в качестве эпиграфа к той или иной сказке Салтыкова-Щедрина.
Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
Определить связующую нить между «Сказками» и Библией.
Задания для группы «художников»:
Подобрать материал о художниках, которые использовали в своих работах библейские сюжеты
Подготовить рассказ о картине Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» и отношении к ней Салтыкова-Щедрина.
Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты на полотнах мастеров живописи».
Подобрать иллюстративный материал на тему «Сказки» Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях». Составить рассказ об иллюстраторах сказок.
Задания для группы «музыковедов».
Подготовить сообщение «Библейские мотивы в музыке».
Записать отрывки из музыкальных произведений, соответствующих теме занятий.
Старясь о счастье других – мы находим своё собственное.
Платон
Самая трудная профессия – быть человеком.
Хосе Марти
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность
перед обществом и самим собой. А. Сент-Экзюпери
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«Самая трудная профессия – быть человеком», «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность перед обществом и самим собой», «Стараясь о счастье других – мы находим своё собственное». В разное время и разными людьми произнесены эти слова, но как много общего между ними; смысл их очень близок нашему времени, нашей действительности. И это неслучайно. В нашу эпоху активного отношения к жизни эти мысли кажутся ещё актуальнее.
Сегодня на уроке, тема которого «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», мы попытаемся с вами найти непрерывающуюся связующую ниточку между Библией, сказками Салтыкова-Щедрина и современностью; попытаемся открыть в сказках известного сатирика XIX века важный человеческий смысл, уловить в сатирических образах Щедрина не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слёзы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина вам знакомы, но сегодня я предлагаю вам рассмотреть их в контексте соотношения социального и общечеловеческого. Обнаружить и постичь многомерность щедринского творчества позволяют многочисленные библейские образы, мотивы, сюжеты, символы, заимствованные Щедриным как из Ветхого, так и из Нового завета. Они-то как раз и выявляют потаённое и страстное стремление автора «Сказок» войти в душу каждого человека, разбудить в ней дремлющие нравственные силы.
Для того, чтобы понять, что побудило великого сатирика обратиться к жанру сказки, следует вспомнить, что представляла собой политическая и социальная жизнь в России.
Презентация №1 (выступление группы «историков»)
Итак, после множества реформ, проведённых в стране, положение крестьян практически не улучшилось. Салтыков-Щедрин, как истинный сын своего Отечества, не мог пройти мимо такого факта. Но как же высказать свои мысли в век цензуры и надзора?! Выход был найден – сказки, вот тот жанр литературного произведения, который поможет высказать всё то, о чём хотелось не говорить, а кричать.
Презентация №2 (выступление группы «литературоведов»)
Чтобы выразить вечное в текущем, Салтыков-Щедрин использовал в «Сказках» литературные формы, понятные всем людям, ибо библейские сюжеты и мотивы способны образно, ёмко и лаконично передавать важное общечеловеческое содержание.
Библия – это философские размышления о смысле и оправдании человеческой жизни. Поэтому она стала источником идей и сюжетов для всей мировой культуры, в том числе и для Салтыкова-Щедрина.
Возникает вопрос: только ли писатели обращались к библейским сюжетам.
Презентация №3 (выступление группы «художников»)
Презентация №4
Как мы видим, библейские сюжеты привлекали внимание художников разных стран и разных эпох. Это легко объяснить: Библия всегда была, есть и будет сводом нравственных норм, по которым должно жить здоровое общество.
А как же музыка? Мы с вами знаем, что «музыка литературе – сестра родная».
Презентация №5 (выступление «музыковедов»)
Литература, живопись, музыка – все эти виды искусства тесно переплетаются с Библией, ибо цель у них одна – борьба со злом и воспитание доброты в каждом человеке.
По признанию писателя, чтение Евангелия имело «несомненное влияние на весь позднейший склад его мировоззрения. В чём оно сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность – человеческая личность. Он увидел, как сложились общественные отношения в России: большинство людей подавлено и лишено права заявлять о себе. Отныне он становится защитником униженных и оскорблённых», борцом против духовного рабства. В этой неустанной борьбе верным союзником оказывается Библия. Поэтому щедринская сатира согрета живым огнём любви к человеку.
Обобщающая беседа по содержанию сказок
Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьёзный жанр»? (Жанр сказки носит притягательный характер. Сказочные образы дольше живут в памяти народа. Запоминается и передаётся из поколения в поколение то, что дорого человечеству).
Что послужило прообразом в создании сказок? (Народная сказка. Библейские сюжеты)
Что общего вы увидели в библейском сюжете «Исав и Иаков» и сказке «Дикий помещик»? (Исав предпочёл кушанье первородству, сиюминутную потребность, променяв непреходящую ценность, данную ему природой. Вечное променял на временное, духовное на материальное. Жизненной позицией помещик напоминает Исава).
Что общего вы увидели между Исавом и помещиком? Что даёт такое сравнение? (Даёт возможность почувствовать и вину и беду героя, заставляет задуматься о своём первородстве)
Какая общечеловеческая трагедия прослеживается здесь? (Заставляет задуматься о собственной жизни, о нравственной позиции, о духовном мире).
Все вы хорошо помните героя сказки «Премудрый пескарь». К чему сведена его жизнь?
Да. Сказка словно обобщает и формулирует нравственный опыт всей жизни, и что самое главное, перед смертью. Это усиливает трагизм повествования.
В чём вы видите этот трагизм? (Страшный суд над собой)
Соответствовала ли жизнь пескаря заповедям Библии? Докажите это.
Какие нравственно-философские проблемы затронуты в сказке? (Ответственность человека за свои поступки, нравственное и духовное совершенствование личности)
«Люби ближнего своего…, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», читаем мы в главе 5 Евангелия от Матфея. Кто из героев сказки «Дурак» живёт в соответствии с этой заповедью? (Иванушка) Докажите это.
Почему же общество считает его дураком «блаженным»?
Какое чувство вызывают эти картины у самого автора? (Трагическое ощущение от нравственно извращённого общества, не изменившегося с того дня, когда Иисус пришёл к людям с проповедью любви и кротости. Человечество не выполняет данного обета).
Можете ли вы привести примеры из произведений современной литературы, в которых звучит этот же трагический мотив?
Сказка «Деревенский пожар «сопровождается пояснением «Не то сказка, не то быль». Вы согласны с этим? Почему?
Сюжет сказки перекликается с библейским сюжетом об Иове. Какой характер носит эта перекличка? (Иронический) Почему? (Трагедия современных Иовов страшнее во сто крат: у них нет надежды на благополучный исход).
Что же здесь сказочное, а что реальность?
Можем ли мы сказать, что в щедринских текстах сосуществуют два мира: библейский и современный?
Вечны ли сюжеты щедринских сказок? (Да. Приобретают современный оттенок).
Слово учителя
Итак, мы с вами убедились, что в «Сказках» Щедрина сосуществуют, проникая друг в друга, два мира: библейский и современный. Они взаимопроникают, прорывая время, опережая историческую эпоху, обнажая основы жизни, от состояния коих зависит будущее России. Вечные темы объединяют литературу с живописью и музыкой в решении общечеловеческих проблем.
Закончить наш урок я хочу словами замечательного русского поэта, к сожалению, рано ушедшего из жизни, Николая Рубцова:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
…………………..
Пусть она останется чиста
До конца, до тихого креста.
Домашнее задание (по выбору)
Провести сравнительный анализ сказок «Пропала совесть» и «Рождественская сказка»
Сравнить сказку «Коняга» и библейскую легенду «Каин и Авель»