1 вариант оформления титульного листа работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова »
г. Кировска Ленинградской области
Конспект урока по литературе
в 6 классе
Вечные ценности в балладе Роберта Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сысоева Елена Николаевна
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Сысоева Елена Николаевна |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» |
Республика/край | Ленинградская область |
Город/поселение | г. Кировск |
Предмет | Литература |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | 6 класс, 30 человек |
Продолжительность урока/мероприятия | 45 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия
| Литературная баллада. Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Учебник: М.Б. Ладыгин. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Дрофа, 2007 г.
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок литературы на основе технологии критического мышления с применением различных приемов АМО. Урок анализа художественного произведения «Джон Ячменное Зерно» проводится после урока, на котором состоялось знакомство жанром баллады.
|
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классе обучается 30 человек, мальчиков – 10, девочек – 20. Коллектив этого класса состоит из учащихся, которые совместно учатся с первого класса. Мотивация к учению у большинства учеников сформирована: они стремятся к знаниям, внимательны и работоспособны на уроках, добросовестны в выполнении домашних заданий. Но другая (меньшая) часть класса пассивна в учебной деятельности. В классе 12 человек явно одаренных, соотношение гуманитарных и математических способностей примерно равное, со смешанным типом восприятия примерно треть класса. Аудиалов -8 человек, визуалов – 14, кинестетиков — 8 . Способность к аналитическому мышлению средняя. Учащиеся умеют сравнивать, выделять главное, рефлексировать в заданных рамках, но абстрагировать и классифицировать затрудняются. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ребята открыты, терпимы, доброжелательны друг к другу. Неформальное деление класса на группы существует, но конфликтов между ними не наблюдается. Явных лидеров в классе нет, но группа детей, успешных в учебе, спорте, хорошо развитых и воспитанных, благотворно влияет на класс. Планируемый урок будет способствовать развитию способностей к абстрагированию и развитию инициативы и творческих способностей учащихся.
|
Цели урока
|
создание условий для выявления основных черт литературной баллады на примере баллады Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»;
|
Задачи урока
| Образовательные: изучить балладу Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее, совершенствовать навыки анализа художественного текста. Развивающие: развивать способности учащихся к анализу информации и на этой основе выявлению проблем; совершенствовать умение определять основной конфликт произведения, характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения. Развивать творческое мышление в ситуации необходимости принятия нестандартных решений; Воспитательные: формировать навыки ролевого взаимодействия при работе в команде. способствовать формированию чувства патриотизма.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока
| Знания: содержание баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», полноценное представление о жанре баллады; Умения: называть отличия между фольклорным и литературным произведением; характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении; создавать собственный литературный текст на заданную тему. Навыки: анализа художественного текста малого жанра, сравнения характеров героев разных произведений; Качества: инициативность, креативность в процессе взаимодействия и сотрудничества. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
| Содержание баллады «Джон Ячменное Зерно» Теоретические знания: литературная балла, анафора, стилизация. Характеристика героя: взаимоотношения с другими персонажами, авторское отношение к герою, нравственная оценка поступков героя. Проблематика произведения, актуальность нравственных проблем. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока |
|
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОПД | Контроль | ||||||
Организационный момент | |||||||||
Вызов Актуализация имеющихся знаний
Пробуждение интереса к теме. Мозговая атака
| Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. Слово учителя: — Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия… Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные. Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться. А теперь игра «Верите ли вы?…» Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании? Верите ли вы, что шотландского языка не существует? Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон?
А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари, и проверьте свои ответы. | Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её. Выбирают выступающих и зачитывают ответы.
Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины.
Реализация индивидуального домашнего задания.
Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии | Парная. Групповая. Групповая Индивидуальная | Заслушивание. Взаимоконтроль Заслушивание | |||||
Осмысление
Получение новой информации.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями. | Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом. Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно». Запись темы в тетради. В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников. Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд? Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей — что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке. Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока. Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады. Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады. На слайде презентации – определение баллады с пропусками. Учитель: Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать, а её художественные возможности привлекали к себе внимание как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация. На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма. Записи в тетради. Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс. Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…» Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения. Работа с текстом баллады Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно». Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/ Ключевые вопросы для анализа текста Докажите, что это баллада. На чём строиться сюжет? Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает автору превратить колос в живое существо? Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки? Такой приём называется анафора. Запись в тетради. Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады? Найдите слова, описывающие героя. Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора? Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады? Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости и стойкости народа. Слайд презентации.
А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады. Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном? В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна. Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным. Джон – народное имя. Он живёт каждом шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа? — Иван. Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта. Обобщение: Оба произведения глубоко патриотичны Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь…
| Реализация индивидуального домашнего задания. Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока.
Заполняют таблицу ЗХУ
Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные баллады. Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение стилизации в тетрадь. Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей. Находят примеры анафоры в тексте. Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений в начале строки, строфы или стиха. Находят и зачитывают описание героя. Находят выражение авторской позиции Обсуждают в группе варианты ответов. Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения. Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька» в исполнении учителя. Отвечают на поставленный вопрос
|
Индивидуальная.
Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная. Индивидуальная. Групповая Индивидуальная Индивидуальная |
Самоконтроль.
Заслушивание Самоконтроль Заслушивание Заслушивание Заслушивание
| |||||
Рефлексия Целостное осмысление и обобщение полученной информации.
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу. | Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления. Составление синквейна. Синквейн — белый стих со строго заданной формой. 1 строка — любое существительное 2 строка — два прилагательных — эпитета 3 строка — три глагола движения 4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза 5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)
| –– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ; – Составляют синквейн «Вечные ценности» – представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова). | Групповая
Индивидуальная | Взаимоконтроль Афиширование | |||||
Заключительный этап |
| Называют последнее слово синквейна. | Фронтальная |
| |||||
|
| Те, у которых есть «совпадения», поднимают руки (40-50 %) | Индивидуальная | Самоконтроль |
На каждом этапе занятия осуществляется педагогическая поддержка учащихся в учебной и исследовательской деятельности.
Список использованной литературы
Елистратова А.А. Роберт Бернс. Критико-биографический очерк. —М.,1957, 159 с.
Райт-Ковалёва Р. Роберт Бернс. М., «Молодая гвардия»,1965. 352 с.
Горбунов А. М. Сквозь даль веков. Из сокровищницы зарубежной поэзии. М., Книга.1975. с. 260 — 264. Зарубежная литература. М., Просвещение. 1977.
1С.В.Кулневич, Т.П.Лакоценина Современный урок. Часть 2 «Учитель»2005 г.
Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://www.dslib.net/russkaja-literatura/kaminskij.html
5