Вечные ценности в балладе Роберта Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» 6 класс



































1 вариант оформления титульного листа работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова »

г. Кировска Ленинградской области






Конспект урока по литературе
в 6 классе

Вечные ценности в балладе Роберта Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»



подготовила




учитель русского языка и литературы

Сысоева Елена Николаевна




Конспект урока в технологии критического мышления


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Сысоева Елена Николаевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова»

Республика/край

Ленинградская область

Город/поселение

г. Кировск

Предмет

Литература

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

6 класс, 30 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


Литературная баллада. Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Учебник: М.Б. Ладыгин. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Дрофа, 2007 г.


Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок литературы на основе технологии критического мышления с применением различных приемов АМО.

Урок анализа художественного произведения «Джон Ячменное Зерно» проводится после урока, на котором состоялось знакомство жанром баллады.



Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе обучается 30 человек, мальчиков – 10, девочек – 20. Коллектив этого класса состоит из учащихся, которые совместно учатся с первого класса. Мотивация к учению у большинства учеников сформирована: они стремятся к знаниям, внимательны и работоспособны на уроках, добросовестны в выполнении домашних заданий. Но другая (меньшая) часть класса пассивна в учебной деятельности.

В классе 12 человек явно одаренных, соотношение гуманитарных и математических способностей примерно равное, со смешанным типом восприятия примерно треть класса. Аудиалов -8 человек, визуалов – 14, кинестетиков — 8 . Способность к аналитическому мышлению средняя. Учащиеся умеют сравнивать, выделять главное, рефлексировать в заданных рамках, но абстрагировать и классифицировать затрудняются.

Эмоциональный климат в классе благоприятный.

Ребята открыты, терпимы, доброжелательны друг к другу. Неформальное деление класса на группы существует, но конфликтов между ними не наблюдается. Явных лидеров в классе нет, но группа детей, успешных в учебе, спорте, хорошо развитых и воспитанных, благотворно влияет на класс.

Планируемый урок будет способствовать развитию способностей к абстрагированию и развитию инициативы и творческих способностей учащихся.


Цели урока


  • закрепление знаний о балладе как лиро-эпическом жанре;

создание условий для выявления основных черт литературной баллады на примере баллады

Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»;

  • освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретного произведения;

  • формирование аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, развитие речевых навыков; развить критическое отношение к окружающему миру через стратегии технологии РКМЧП

  • приобщение к культурному наследию английской литературы, формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).




Задачи урока


Образовательные: изучить балладу Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее, совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать способности учащихся к анализу информации и на этой основе выявлению проблем; совершенствовать умение определять основной конфликт произведения, характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения. Развивать творческое мышление в ситуации необходимости принятия нестандартных решений;

Воспитательные: формировать навыки ролевого взаимодействия при работе в команде.

способствовать формированию чувства патриотизма.





Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока


Знания: содержание баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»,

полноценное представление о жанре баллады;

Умения: называть отличия между фольклорным и литературным произведением;

характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

создавать собственный литературный текст на заданную тему.

Навыки: анализа художественного текста малого жанра, сравнения характеров героев разных произведений;

Качества: инициативность, креативность в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Содержание баллады «Джон Ячменное Зерно»

Теоретические знания: литературная балла, анафора, стилизация.

Характеристика героя: взаимоотношения с другими персонажами, авторское отношение к герою, нравственная оценка поступков героя.

Проблематика произведения, актуальность нравственных проблем.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

  1. Мультимедиа – комплект.

  2. Портрет Р.Бёрнса

  3. Презентация по содержанию урока в формате мультимедиа

  4. Таблицы «Знаю» «Хочу» и «Узнал»

  5. Текст баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное зерно», текст стихотворения Е. Евтушенко «Ванька-Встанька»




ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Контроль

Организационный момент

Вызов

Актуализация имеющихся знаний

 



Пробуждение интереса к теме.

Мозговая атака


Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Слово учителя:

— Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия…

Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные.

Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.

А теперь игра «Верите ли вы?…»

Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании?

Верите ли вы, что шотландского языка не существует?

Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон?


А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари, и проверьте свои ответы.

Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её.

Выбирают выступающих и зачитывают ответы.

















Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины.



Реализация индивидуального домашнего задания.


Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии

Парная.

Групповая.

















Групповая

Индивидуальная

Заслушивание.

Взаимоконтроль

















Заслушивание

Осмысление

 

 

 

 

 

Получение новой информации.

 

 

 

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом. Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно».

Запись темы в тетради.

В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников.

Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд?

Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей — что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке.

Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока.

Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады.

Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады.

На слайде презентации – определение баллады с пропусками.

Учитель:

Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать, а её художественные возможности привлекали к себе внимание как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация.

На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма.

Записи в тетради.

Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс.

Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…»

Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения.

Работа с текстом баллады

Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно».

Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/

Ключевые вопросы для анализа текста

Докажите, что это баллада.

На чём строиться сюжет?

Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает автору превратить колос в живое существо?

Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки?

Такой приём называется анафора. Запись в тетради.

Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады?

Найдите слова, описывающие героя.

Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора?

Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады?

Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости и стойкости народа.

Слайд презентации.


А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады.

Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном?

В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна.

Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным.

Джон – народное имя. Он живёт каждом шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа?

— Иван.

Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта.

Обобщение:

Оба произведения глубоко патриотичны

Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь…




Реализация индивидуального домашнего задания.

Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.


Записывают тему урока.




















Заполняют таблицу ЗХУ

Знаю (предполагаю)

*
*
* ……..

Хочу узнать

*
*
* ……..

Узнал

*
*
* ……..


– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.





Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные баллады.























Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение стилизации в тетрадь.

Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.





































Находят примеры анафоры в тексте.

Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений в начале строки, строфы или стиха.

Находят и зачитывают описание героя.

Находят выражение авторской позиции

Обсуждают в группе варианты ответов.











Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения.





















Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька» в исполнении учителя.

Отвечают на поставленный вопрос


 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная









Индивидуальная

















































Индивидуальная.















































Индивидуальная.



















Групповая









Индивидуальная





















Индивидуальная

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

Заслушивание









Самоконтроль

















































Заслушивание















































Заслушивание



















Заслушивание














Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

 

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления.

Составление синквейна.

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

1 строка — любое существительное

2 строка — два прилагательных — эпитета

3 строка — три глагола движения

4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)


–– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;
– отвечают на вопросы одноклассников.

– Составляют синквейн «Вечные ценности»


– представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).

Групповая

 

 

 

 Индивидуальная

Взаимоконтроль







Афиширование

 Заключительный этап

Называют последнее слово синквейна.

Фронтальная

 

 


Те, у которых есть «совпадения», поднимают руки (40-50 %)

Индивидуальная

Самоконтроль

На каждом этапе занятия осуществляется педагогическая поддержка учащихся в учебной и исследовательской деятельности.


Список использованной литературы

  1. Елистратова А.А. Роберт Бернс. Критико-биографический очерк. —М.,1957, 159 с.

  2. Райт-Ковалёва Р. Роберт Бернс. М., «Молодая гвардия»,1965. 352 с.

  3. Горбунов А. М. Сквозь даль веков. Из сокровищницы зарубежной поэзии. М., Книга.1975. с. 260 — 264. Зарубежная литература. М., Просвещение. 1977.

  4. 1С.В.Кулневич, Т.П.Лакоценина Современный урок. Часть 2 «Учитель»2005 г.

  5. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://www.dslib.net/russkaja-literatura/kaminskij.html




5


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Большой взрыв. Основные этапы эволюции Вселенной"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: