Весенние странички. Стихотворение Александра Александровича Блока «Ворона»

21.02.2015г.

Литературное чтение

Тема урока: Весенние странички. Стихотворение Александра Александровича Блока «Ворона»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Овладевать учебными действиями с литературными единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Задачи:

1). Учить:

  • Анализировать свою работу;

  • Применять на практике ранее полученные знания;

  • Работать самостоятельно;

2). Развивать:

  • Умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

  • Умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

  • Воспитывать аккуратность.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

определять круг своего незнания;

осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую

задачу урока;

* Работать по заданиям опираясь на алгоритмы и памятки, уметь находить и

подбирать проверочные слова по правилам

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.




Сценарий урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

(звучит весенняя музыка, которая настраивает учащихся на работу по теме урока)


  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

  1. Минуты поэзии. Чтение стихов о весне.


Читают наизусть стихотворение С.А. Есенина «Черемуха»

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Сообщение темы урока.

-Весенняя поэтическая тематика часто связана с птицами. Именно перелетные птицы открывают весну. Рисуя пробуждение природы, поэты в стихах рассказывают о птицах и как бы оживляют эти картины.

А начнем мы тему птиц со стихотворения Александра Александровича Блока «Ворона». Почему именно с нее? Ведь ворона от нас неуда не улетала, она – не перелетная птица? Об этом вы узнаете, когда прочитаете стихотворение. Об этом нам расскажет поэт.

  1. Знакомство с текстом стихотворения.

  2. Ответ на вопросы после чтения.

  • Понравилось вам стихотворение? Чем?

  • Какой вы себе представили героиню? Кого она вам напоминает?

  1. Повторное чтение стихотворения. Работа над словесными выразительными средствами.

-Давайте посмотрим, какими словами поэт изображает самочувствие и поведение вороны.

Прочитайте первые строчки. Почему здесь ворона такая?












— Наблюдали вы когда-либо, как прыгают вороны? Удалось ли автору точно передать эту картину? В каких словах передано движение этой птицы? А кто может показать, как прыгала ворона?

— Какое отношение к птице автор выражает в этих словах? Поэт ее высмеивает, любуется, шутит, иронизирует, радуется вместе с героиней?

Выберите точное определение.

-Чем же вызвано такое смешное поведение вороны? Найдите в тексте.








(обобщаю).

-Вот таким способом, – через самочувствие и поведение вороны, – поэт А.А. Блок передает человеческие чувства, вызванные приходом весны, – и они настолько сильные и неудержимые, что порою действительно трудно себя удержать: хочется попрыгать, порезвиться, не задумываясь, что это, может быть, выглядит глупо со стороны. А.А, Блок в образе своей героини показал, что ворона чувствует и переживает то же, что и мы: ей трудно зимой, она с нетерпением ждет тепла, солнца, – «в воздухе вешние звоны», и оттого у нее «занялся дух».

Каким же тоном будем читать о вороне?





























-Ворона здесь «лохматая», – она нахохлилась, – весна на дворе еще ранняя, и ей пока холодно.

  • Она еще не оправилась от трудной зимы, не успела привести себя в порядок.

  • Учитель. Прочитайте, какими словами автор рисует самочувствие вороны? Чем оно вызвано? Как надо понимать выражение «дух занялся»?

Это значит, ворона очень заволновалась.

  • Ворона почувствовала приближение весны:

«А уж в воздухе вешние звоны…»

— «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком»

(Несколько учащихся выходят к доске и показывают, изображают поведение вороны)

(Ответы учащихся)




Она радуется приходу весны.

  • Ей хочется поиграть, попрыгать:

«Прошлогодние мокрые стружки…

Это все у вороны игрушки»

  • Она ведет себя, как маленький ребенок.

  • Ворона довольна, что «весна и дышать ей привольно».















Веселым! Радостным!

Задорным!

Шутливым…

Игривым.

С юмором…

С восхищением.

С восторгом!

(Заслушивается несколько вариантов чтения).

  1. Физминутка



  1. Работа над темой.

Певрвичное

усвоение новых знаний.

  1. Сравнительный анализ поэзии и прозы.

— Мы видели, как поэты изображают картины природы и весеннее настроение. А как вы думаете, кто ярче может нам все это передать: поэты в стихах или писатели в прозе?

— Давайте это пронаблюдаем на примере прозаического текста отрывка из произведения о весне Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

— Что поразило вас в этом отрывке, показалось необычным?


























А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный перед чтением этого текста. Прочитайте его еще раз в учебнике. Что скажете?







-Прочитайте еще раз последние строки. Как надо понимать их?







-Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) из своего деревенского детства от отца – лесника и матери – крестьянки вынес впечатления от родной природы, бескрайних лесных просторов, света и тепла человеческих отношений, красоты русского слова и песни. Куда бы его не бросала потом судьба, – он служил матросом на флоте и ему часто приходилось бывать в других странах, принимал участие в Первой мировой войне, жил за границей, откуда ему с трудом удалось вернуться на родину, – везде он писал о России о детях и для детей. В своих рассказах он знакомил маленьких читателей не только с родной природой, но и с русскими обычаями, детскими русскими играми, народными сказками. Писатель создал целые сборники для детей: «Кузовок», «Заря – заряница», «Озорные сказки».


— А сейчас еще рез прочитайте рассказ И.С. Соколова-Микитова. Это проза, но как поэтично автор описывает явления из жизни растений: подснежников, березы. Может быть, кто-то из вас помнит стихотворение о подснежнике, которое мы учили во втором классе. Какие слова из этого стихотворения созвучны прозаическим текстом данного отрывка?

«Он разгреб песок холодный

Корешком своим, как лапой»

Слушая стихи о подснежнике, который

«Говорить еще не может

Он совсем еще малютка,

Им и день еще не прожит»,

но он «глядит на нас, моргая», – поэт называет его «голубым зверьком», ребята будут поражаться, удивительному сходству в описании этой чудной весенней картины разными авторами и в разных жанрах)

Учитель. Таким образом, мы убедились в том, что, хотя проза и поэзия – это разные виды литературы, – в лирике главное место занимают чувства, переживание героя, в прозе основное внимание отводится событиям, – все же в описании этих событий прослеживаются чувства и отношения к ним автора или героя. И писатели, как и поэты, выражают их специальными художественными способами и средствами, которые существуют в литературе.









(Высказывание ребят)


(Учащиеся читают текст про себя, после чего им следует задать вопросы.)

То, что пробуждение весны автор изображает, как живое существо.

  • Это существо неизвестное, но оно действительно живое: «кто-то проснулся, смотрит голубыми глазами». Писатель так забавно пишет

  • Возможно, «кто-то» – это голубое небо.

  • А, может быть, это подснежники. Они, здесь, словно маленькие гномики; вылезли: «раздвинули своими зелеными лепестками слежалый прошлогодний лист».

  • А еще автор так образно пишет о березе, уподобляя ее человеку: «тело берез наливается сладким соком».

  • И березы плачут, как люди: «из каждой царапины сочатся прозрачные слезы».

  • Как здорово написано!


— Писатели, как и поэты, образно рисуют картины природы.

  • В прозе также картины природы олицетворяются, уподобляются человеку или другим живым существам, – мы это наблюдали и раньше, читая Паустовского, а сегодня увидели у другого писателя.

Пробуждение природы наступает незаметно, «неуловимо».

  • Автор показывает этот процесс быстрым и стремительным: «отведешь невзначай глаза, – весь лес стал зеленым и нежным…»


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дома вам надо нарисовать иллюстрацию к отрывку И.С. Соколова-Микитова

Дома учащиеся рисуют иллюстрацию к отрывку И.С. Соколова-Микитова, и от того, как они изобразят в своих рисунках то или иное явление, описанное в художественном тексте, можно сделать вывод об усвоении содержания произведения и о степени творческого воображения школьников)


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Подведем итог урока по схеме.














9


Свежие документы:  Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: