21.02.2015г.
Литературное чтение
Тема урока: Весенние странички. Стихотворение Александра Александровича Блока «Ворона»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Овладевать учебными действиями с литературными единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи:
1). Учить:
Анализировать свою работу;
Применять на практике ранее полученные знания;
Работать самостоятельно;
2). Развивать:
Умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
Умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую
задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на алгоритмы и памятки, уметь находить и
подбирать проверочные слова по правилам
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| (звучит весенняя музыка, которая настраивает учащихся на работу по теме урока) |
|
|
| Читают наизусть стихотворение С.А. Есенина «Черемуха» |
| 1. Сообщение темы урока. -Весенняя поэтическая тематика часто связана с птицами. Именно перелетные птицы открывают весну. Рисуя пробуждение природы, поэты в стихах рассказывают о птицах и как бы оживляют эти картины. А начнем мы тему птиц со стихотворения Александра Александровича Блока «Ворона». Почему именно с нее? Ведь ворона от нас неуда не улетала, она – не перелетная птица? Об этом вы узнаете, когда прочитаете стихотворение. Об этом нам расскажет поэт.
-Давайте посмотрим, какими словами поэт изображает самочувствие и поведение вороны. Прочитайте первые строчки. Почему здесь ворона такая? — Наблюдали вы когда-либо, как прыгают вороны? Удалось ли автору точно передать эту картину? В каких словах передано движение этой птицы? А кто может показать, как прыгала ворона? — Какое отношение к птице автор выражает в этих словах? Поэт ее высмеивает, любуется, шутит, иронизирует, радуется вместе с героиней? Выберите точное определение. -Чем же вызвано такое смешное поведение вороны? Найдите в тексте. (обобщаю). -Вот таким способом, – через самочувствие и поведение вороны, – поэт А.А. Блок передает человеческие чувства, вызванные приходом весны, – и они настолько сильные и неудержимые, что порою действительно трудно себя удержать: хочется попрыгать, порезвиться, не задумываясь, что это, может быть, выглядит глупо со стороны. А.А, Блок в образе своей героини показал, что ворона чувствует и переживает то же, что и мы: ей трудно зимой, она с нетерпением ждет тепла, солнца, – «в воздухе вешние звоны», и оттого у нее «занялся дух». Каким же тоном будем читать о вороне?
|
-Ворона здесь «лохматая», – она нахохлилась, – весна на дворе еще ранняя, и ей пока холодно.
– Это значит, ворона очень заволновалась.
«А уж в воздухе вешние звоны…» — «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком» (Несколько учащихся выходят к доске и показывают, изображают поведение вороны) (Ответы учащихся)
Она радуется приходу весны.
«Прошлогодние мокрые стружки… Это все у вороны игрушки»
Веселым! Радостным! – Задорным! – Шутливым… – Игривым. – С юмором… – С восхищением. – С восторгом! (Заслушивается несколько вариантов чтения). |
|
|
|
Певрвичное усвоение новых знаний. |
— Мы видели, как поэты изображают картины природы и весеннее настроение. А как вы думаете, кто ярче может нам все это передать: поэты в стихах или писатели в прозе? — Давайте это пронаблюдаем на примере прозаического текста отрывка из произведения о весне Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. — Что поразило вас в этом отрывке, показалось необычным?
— А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный перед чтением этого текста. Прочитайте его еще раз в учебнике. Что скажете?
-Прочитайте еще раз последние строки. Как надо понимать их?
-Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) из своего деревенского детства от отца – лесника и матери – крестьянки вынес впечатления от родной природы, бескрайних лесных просторов, света и тепла человеческих отношений, красоты русского слова и песни. Куда бы его не бросала потом судьба, – он служил матросом на флоте и ему часто приходилось бывать в других странах, принимал участие в Первой мировой войне, жил за границей, откуда ему с трудом удалось вернуться на родину, – везде он писал о России о детях и для детей. В своих рассказах он знакомил маленьких читателей не только с родной природой, но и с русскими обычаями, детскими русскими играми, народными сказками. Писатель создал целые сборники для детей: «Кузовок», «Заря – заряница», «Озорные сказки».
— А сейчас еще рез прочитайте рассказ И.С. Соколова-Микитова. Это проза, но как поэтично автор описывает явления из жизни растений: подснежников, березы. Может быть, кто-то из вас помнит стихотворение о подснежнике, которое мы учили во втором классе. Какие слова из этого стихотворения созвучны прозаическим текстом данного отрывка? «Он разгреб песок холодный Корешком своим, как лапой» Слушая стихи о подснежнике, который «Говорить еще не может Он совсем еще малютка, Им и день еще не прожит», но он «глядит на нас, моргая», – поэт называет его «голубым зверьком», ребята будут поражаться, удивительному сходству в описании этой чудной весенней картины разными авторами и в разных жанрах) Учитель. Таким образом, мы убедились в том, что, хотя проза и поэзия – это разные виды литературы, – в лирике главное место занимают чувства, переживание героя, в прозе основное внимание отводится событиям, – все же в описании этих событий прослеживаются чувства и отношения к ним автора или героя. И писатели, как и поэты, выражают их специальными художественными способами и средствами, которые существуют в литературе.
| (Высказывание ребят)
(Учащиеся читают текст про себя, после чего им следует задать вопросы.) То, что пробуждение весны автор изображает, как живое существо.
— Писатели, как и поэты, образно рисуют картины природы.
Пробуждение природы наступает незаметно, «неуловимо».
|
| — Дома вам надо нарисовать иллюстрацию к отрывку И.С. Соколова-Микитова | Дома учащиеся рисуют иллюстрацию к отрывку И.С. Соколова-Микитова, и от того, как они изобразят в своих рисунках то или иное явление, описанное в художественном тексте, можно сделать вывод об усвоении содержания произведения и о степени творческого воображения школьников)
|
| -Подведем итог урока по схеме. |
|
9