Перед вами небольшой сборник стихов. Авторы представленных здесь стихотворений – это ваши же соклассники, с которыми вы общаетесь бок о бок каждый день, и, может быть, не подозреваете, что кто-то из них умеет или только пробует писать стихи.
Итак, первым представляем «Этюд о дороге и ветре», написанный Шайкеновой Мадиной, ученицей 9 класса «А».
Ветер и дорога –
Разные враги.
От ветров в дороге
Мысли береги.
Ветер – мысли-пыли
Ветер – это да!
В это время мысли
Бегают в года.
Стихотворение одновременно и чрезвычайно по-детски наивное, и в то же время философское, очень глубокое: в пути, в жизни береги себя, свои мысли, свою цельность от ветров дороги, иначе ветры распалят их; но вместе с тем она не предлагает спрятаться от ветров («ветер – это да!»): ведь только через ветер, через бурю мысли «бегают в года».
Следующее стихотворение ученицы 5 класса «А» Малышевой Валерии:
Мир, в покрывало белое одетый,
Ждёт тепла. Весну он ждёт.
Чтобы всё живое было
солнышком согрето,
Ручеёк проснётся, птичка запоёт.
Тихо, незаметно снег растаял,
Унесла с собой зима покров земли
Каждый кустик расцветает,
С юга прилетают журавли.
Тонкое, изящное стихотворение, передающее настроение. Первое четверостишие в литературном отношении просто хорошее. Можно отметить интересные словарные находки «мир, одетый в белое покрывало», «тихо снег растаял».
Своё четверостишье Дакиева Камилла, ученица 5 класса «А», назвала «Первый весенний день».
Белый снег неспешно тает,
И подснежник расцветает.
Тёплый пар идёт с земли,
Прилетают журавли.
Всего одно четверостишье, в котором прослушивается и литературная традиция, и есть что-то своё, раскрывающее самого автора.
Было бы неправдой сказать, что все стихи написаны на высоком уровне, но несмотря на то, что с литературной точки зрения в них присутствуют недостатки, также в них передается внутреннее состояние авторов, эмоциональный настрой.
Стихотворение «Ранняя весна» написано Сейчеевой Алиной, ученицей 5 класса «А».
Весной снег белый тает,
Ручьи все сбегают с земли,
Вся природа расцветает,
Прилетают, прилетают, прилетают журавли!
Или другое стихотворение Яреско Никиты, 5 класс «А».
Весною быстро снег тает,
Подснежники красиво расцветают.
Отдыхают наши земли,
Прилетают журавли.
В старших классах ребята очень часто пишут свои произведения после изучения творчества какого-либо поэта. Вот один из примеров такого стихотворения. Написала его ученица 10 класса Уткина Регина. Посвящено это стихотворение творчеству Марины Цветаевой. Оно так и называется «О жизни Цветаевой».
Она жила не для победы,
Своею чистою душой
Она предотвращала беды,
И мир сулила нам большой.
Но для неё был мир наш тесен,
Она жила в нём, как во сне.
Она не пела звонких песен,
Что всюду слышны по весне.
Ей так хотелось жить спокойно,
Растить детей, писать, творить,
Но многочисленные войны
Ей всё ж не дали вольно жить.
Она жила не для победы,
Но для победы родилась,
Когда, как струнка лютни звонкой,
Её судьба оборвалась.
Автор попыталась передать не только своё отношение к творчеству понравившегося поэта, здесь присутствуют и философские рассуждения, ученица пытается посмотреть на мир глазами поэтессы, хорошо передано эмоциональное настроение. Органично в стихи входит её собственная боль. По форме стихотворение удачное: четкий ритм, рифма не режет глаз. Есть по-настоящему поэтические строки.
Многих ребят волнует судьба нашего государства, история города, в котором они родились и живут. Они создают произведения, где рассказывают о судьбе своей малой родины. В таких произведениях чувствуется нравственная ответственность авторов.
Стихотворение Акпаровой Болжан, ученицы 10 класса «А» называется «Семипалатинск».
Мой милый дом – Семипалатинск,
Ты мой приют и мой очаг.
Я Иртыша тяжёлый натиск
С тобою чувствую, как брат.
Ты – моя малая Отчизна,
Моя Великая Страна,
И полон я патриотизма
При виде улицы, двора.
Когда я вижу все музеи,
Театры, площади, дома,
Я вижу Неоколизеи,
Я вижу Врубеля, Дюма,
Я вижу след стопы Абая,
Чокана стройный вижу стан.
Я вижу, город расцветает,
Как новый, юный Казахстан.
И запах ленточного бора
Приносит ветер налегке
И этот запах скоро-скоро
Приносит ветер по реке.
Над нами небо голубое,
Под нами – матушка-земля;
Здесь всё своё и всё родное,
Здесь счастлив и свободен я.
Наш малый дом – Семипалатинск,
Огромный дом наш – Казахстан.
Он средь степи большой – оазис,
В степи он – выросший тюльпан.
Я, в этом городе рождённый,
Я в этом городе умру.
Я с детства в город наш влюблённый
И до сих пор его люблю.
Ещё одно стихотворение на эту же тему. «Малая Родина». Автор – Яуденова Жулдыз, ученица 7 класса «А».
Знакомая дорога, берёзы, тополя.
Ещё совсем немного – дома буду я.
Что ждёт меня, не знаю, в моём краю родном?
Наверное, всё то же, на месте, на одном.
И вот я приезжаю, а изменений нет.
Такая же картина уж много-много лет:
Цветы, деревья, небо – но здесь они родней.
К ним я уже привыкла и нет мне их милей.
Когда я уезжаю, на них смотрю я вновь.
Во мне к ним просыпается огромная любовь.
И каждый раз перед поездкой
Смотр на все, как в первый раз,
По-новому, с любовью прежней,
Как будто бы в последний раз.
И чувствую себя счастливой,
Как никогда в других краях,
И лучше ничего нет в мире,
Чем этот город, Родина моя!!!
Нам продемонстрировано два удивительно точных, поэтических восприятия своего города. В каждом из стихотворений представлена авторская гражданская позиция. Идейное содержание стихотворений глубоко нравственное.
Нередко случается так, сто стихи становятся подражательными, и выражается это по-разному: встречаются стихотворения, подражательные по духу, где-то по образной структуре, но в целом довольно самостоятельные. Встречается подражание непроизвольное. Но есть подражательные стихи другого плана: автор нарочито и полностью заимствует стиль, манеру поэта, его образный и словарный строй и раскрывает замысел таким образом, чтобы подчеркнуть общность мировоззрения с поэтом.
Стихотворение Анарбековой Мадины 7 «А» класс.
Разлито Черное море кругом.
Волны на солнце играют, резвяся.
Виден рыбак. Он идёт к себе в дом,
Оставив на море рыбацкие снасти.
На берегу по дороге он видит:
Гусь и лебедь здесь отдыхают.
Лебедь к воде потихоньку подходит,
Гусь величаво в траве восседает.
Вот уж наш лебедь у моря стоит,
Клювом тихо воду задевает.
Пред ним открыт морской прекрасный вид,
И где-то вдалеке там ветер завывает.
И видит это все наш чудный гусь.
Но только лишь заденет лебедь воду,
Как с громким криком, клюв подняв свой ввысь,
Повсюду вести станет разносить он.
Таким образом ученице удалось передать содержание одной казахской загадки:
Черное море кругом разлито.
Гусь и лебедь на берегу отдыхают.
Но чуть заденут клювом воды,
С криком вести разносят.
Вот второй вариант подобного произведения:
Черное море кругом разлито,
Словно мазками дождей умыто,
Гусь и лебедь на берегу отдыхают,
Заботы и радости переживают.
Но чуть заденут клювом воды,
Не оберёшься тогда уж беды.
С криком вести разносят,
В умы наши ясность вносят!
Уткина Регина 10 «А» класс
А вот его же подражание в стиле Андрея Кнышева.
Черное море кругом разлито, вылито, влито, умыто,
грязно, не чищено, не брито – иди умойся!
Гусь и лебедь на берегу отдыхают, выдыхают, воют,
пьют, переживают, недоживают,
недожили, сдохли, сгнили.
Но чуть заденут клювом воды, не ты, курды-мурды, и
не туды и не сюды, Калаберды, Пушкин,
Достоевский, Пугачева.
С криком вести разносят, подносят, уносят, семь
поросят.