Внеклассная работа по русскому языку и литературе
Из опыта работы Бжедуговой Ф.Х., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 с УИОП г. Майского, Кабардино-Балкарии
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Внеурочную работу можно организовать через участие в конкурсах исследовательских работ, предметные кружки, научно-практические конференции, участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Филологический чемпионат», «Эрудит», «Познание и творчество», «Лингвистическая археология», «Тайны русского языка», музыкально-литературные гостиные. Такая работа позволяет способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: расширяются и углубляются знания по предмету, прививается интерес и вкус к самостоятельным занятиям по предмету, формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста произведения.
Работая с одаренными детьми, следует ставить задачи, решение которых требует от детей творческой активности, напряжения всех сил, проявления их индивидуальности. Дети с большим удовольствием посещают «Литературную гостиную», потому что все теоретические выкладки на уроке кажутся мертвыми по сравнению с живой работой, в которую они погружаются здесь. Такие встречи всегда и неизменно вызывают интерес у учащихся старших классов, так как дают возможность перенестись в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое — то время актером. Кроме того, подобные занятия предполагают более глубокое знание материала, биографии писателя, его мировоззрения, творчества, помогают отстаиванию собственного мнения, развитию эстетического вкуса, расширению кругозора.
Методы и формы, которые можно использовать в работе с одаренными учащимися, самые разнообразные: проектная технология, «мозговые штурмы», ролевые игры, научно-практические работы, способствующие развитию исследовательских умений. Такая форма работы позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.
Развитию интеллектуального потенциала учащихся способствуют различного рода курсы, программы как «Лингвистические игры», «Занимательная грамматика», «Художественно-изобразительные средства», задачей которой является формирование культуры устной и письменной речи учащихся. На такие занятия во внеурочное время дети ходят с удовольствием и занимаются с увлечением. Итогом внеклассной работы по литературе являются постановки литературно – музыкальных сказок: «Золушка», «Сказка о царе Солтане…», «Гуси — лебеди» в среднем звене, а в старших классах литературно-музыкальные композиции: «Песни свои и доброту я оставляю вам, потомки» (по творчеству К.Мечиева), «Это двух соловьев поединок» (по творчеству М.Цветаевой и Б. Пастернака), «Дух мой высок» (по творчеству З.Гиппиус), «Поэт небесных и душевных бездн…» (по творчеству) Ф.И. Тютчева, «Надежда, я остаюсь, цел…» (по творчеству Б. Окуджавы) и многие другие. Такая работа с учащимися всегда и неизменно вызывает интерес, так как дает возможность перенестись в другую эпоху, сыграть в ту или иную роль, побыть хоть какое-то время актером. Все эти моменты имеют общую задачу: 1) привитие навыков самостоятельной работы, 2) развитие познавательного интереса, 3) повышение мотивации к уроку литературы.
Такая система работы с детьми оказывается эффективной, об этом свидетельствуют многочисленные победы во Всероссийских, республиканских, районных конкурсах и интеллектуальных марафонах.