Внеклассное мероприятие по литературе.
Тема: «Праздник сказки»
(интеллектуальная игра-соревнование)
Цель: воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, любви к чтению. Формировать познавательную активность, умение мыслить и познавать мир.
Развивать внимание, логику мышления, воображение.
Предварительная работа: класс делится на 2 команды: «Колобок» и «Красная Шапочка». У каждой команды соответствующие шапочки.
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации из сказок, кроссворды, белые листы, фломастеры, напечатанные объявления.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Сообщение цели.
На болоте 2 подружки,
2 зелёные лягушки
Утром рано умывались
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет.
3. Конкурсная программа
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник – праздник сказки. Сегодня мы с вами вспомним полюбившиеся авторские и народные сказки. На протяжении многих лет вы знакомились со сказками: пока вы были маленькими, вам читали их взрослые. Затем вы сами читали их. Сегодня наступил важный момент для подведения итога – проверки знания ребятами русских народных сказок. Кроме этого мы познакомятся с историей появления русских народных сказок. Это должен знать каждый ребёнок . А в заключении мы представим вашему вниманию премьеру музыкального спектакля одной замечательной и мудрой сказки. Ну что же, начинаем. Чтобы справедливо прошло наше соревнование, предлагаю выбрать жюри среди учителей.
— Предлагаю вам маленькую мозговую разминку.
-А вы любите сказки? (ответы детей)
— Кто впервые познакомил вас со сказкой?
Сказки начинаются в вашем детстве, и если вы захотите, останутся с вами на всю жизнь.
— Ребята, а вы знаете, когда появились первые сказки?
— Что означает слово сказка? Нет?! Тогда слушайте внимательно и запоминайте. Самые внимательные смогут потом ответить на 4 вопроса:
1. Что такое сказка?
2. От какого слова произошло слово «сказка»?
3. Когда появились русские народные сказки?
4. Кто является автором русских народных сказок?
Рассказ учителя «История русских народных сказок»:
В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. Таким образом, сказки дожили до тех времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира. Слово «сказка» произошло от слов: « сказывать» , «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.
Конечно, существуют и авторские сказки и вы их хорошо знаете.
— Ребята, вспомните и назовите писателей, со сказками которых вы познакомились.(ответы ) Молодцы!.
— Ребята, как вы думаете, для чего были придуманы сказки?
— Чему учат сказки? (ответы)
Но сегодня мы с вами будем говорить только о русских народных сказках.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат. Не зря про сказку сочинили такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».
1 конкурс. «Угадай-ка»
Я буду зачитывать отрывок из сказки, вы угадайте название сказки и её автора. Итак, начнём?
«Тянут-потянут, вытянуть не могут…» («Репка»)
«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл….» («Колобок»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
«Жили-были на свете король с королевой. И вот, наконец, когда они утратили всякую надежду, у них вдруг родилась дочь. Можете представить, что за праздник они устроили в честь её рождения! В гости к маленькой принцессе пригласили всех фей. Но одну фею забыли пригласить» ( Ш. Перро «Спящая красавица»)
«А сестра говорит ей:
-Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не будет. Ступай, да без цветов не возвращайся! Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Всё темнее становилось кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочки. И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк. Пошла девочка на этот огонёк.» (С. Маршак «12 месяцев»)
2 конкурс «Решительный»
Задание. Вам нужно решить кроссворд. Прочитайте загадку, а отгадку впишите в клеточки.
Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху на необычном летательном аппарате.(Баба Яга)
Сказочный житель леса, помощник старухи. Живёт в лесу и охраняет порядок там . (Леший)
Носатая тётка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная» (Кикимора)
Рогатое существо с длинным хвостом, который только и думает, как навредить людям. ( чёрт )
Тощий старик, который прятал секрет своего бесстрашия в сундуке. (Кощей)
Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живёт в океане. (Русалка)
Огромный зверь или ящер с множеством голов. (Горыныч)
Милый старичок, который живёт в каждом доме и охраняет его. (Домовой)
3 конкурс «Назови-ка».
На карточках написаны слова.
Задание. С каждой команды выходят по одному участнику. Выбирают карточки и зачитывают. А члены другой команды должны угадать предмет из сказки.
Цветик (семицветик)
Меч (Кладинец)
Ковёр (Самолёт)
Гусли (Самогуды)
Сапоги (Скороходы)
Шапка (Невидимка)
Палочка (Выручалочка)
Баба Яга (Костяная нога)
Имя мальчика, которого унесли Гуси –лебеди (Иванушка)
Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты (Ступа)
Какие цветы собирала падчерица в сказке С. Маршака «12 месяцев» (Подснежники)
Кто из обитателей болота стал женой царевича (лягушка)
4 конкурс Эстафета «Рисуем кота в сапогах»
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в одной эстафете. Здесь необходимо проверить ваше умение рисовать.
А рисовать мы будем одного сказочного героя. Угадайте, о ком пойдёт речь?
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
-Из какой сказки к нам пожаловал этот зверь?
А теперь давайте попробуем нарисовать этого героя сказки.
-Каким он должен быть? (весёлым, лукавым, хитрым). Не забывайте, что он носит сапоги и шляпу с пером. Вот таким вы его и изобразите.
(Звучит спокойная мелодия. Дети выходят по одному и изображают элемент картины. В итоге должен получиться кот в сапогах. )
5 конкурс «Путаница».
Внимание! Внимание! Помогите! Помогите!
Мне поручили отнести рекламу в газету «Кордайский маяк», а тут налетели бури-метели и все мои объявления перепутались. Кто автор их, о чём хотели написать — стало непонятно.
-Поможете мне разобраться?
(Детям раздаю отрывки из сказок)
Продаю золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)
Пропал пирог круглой формы. Нашедшего его просим не есть, а вернуть за вознаграждение (Колобок)
Куплю футболку огнеупорную, трёхворотниковую, последнего размера. (Змей Горыныч)
Новые транспортные услуги предлагает фирма «Малыш и К». Всегда с вами! Не требуется место для парковки. Оплата: полбанки варенья. (Карлсон)
Помогите! Помогите! Кто-то украл мою лягушачью шкуру. (Царевна-лягушка)
Спасите! Спасите! Нас съел серый волк. (7 козлят)
Мышка, торопись! Без твоей помощи мы никак не обойдёмся. Надо собрать урожай, а овощ вырос слишком большой: без тебя мы не справимся. (Мурка из сказки «Репка»)
6 конкурс «Сочини сказку»
Задание. Предлагаю стать авторами новой сказки.
-Какими словами можно начать сказку?
-Как её можно закончить?
(Раздаю лист бумаги со словами, которые помогут детям в сочинении сказки. Сочиняют выполнить задание за определённое время. Затем зачитывают сказку )
Сказка про………………..
Жил-был _____________________. Раз пошёл он __________________. Вдруг видит_____________________
Испугался_____________________________-.
Хотел было__________________, как вдруг_______________ из-за________________выскочил________________ и давай_____________ . Глянул на ________и ___________. Поблагодарил ________________умного_________ и он отправился________________________________.
4. Рефлексия.
-Вот вы и стали сказочниками. Наше соревнование подошло к концу. В сказках всегда добро побеждает зло. Желаю вам , чтобы добро навеки поселилось в ваших сердцах и добро всегда побеждало зло.
5 Подведение итогов. Слово жюри.
Русские народные сказки – это неисчерпаемый источник мудрости. Ребята, читайте сказки! Читайте рассказы! Читайте книги! Хорошая книга и учитель, и воспитатель и друг!
Польза чтения огромна, читая, человек познает для себя нечто новое, интересное, расширяет свой кругозор, обогащает словарный запас, а значит, человек становится умнее. Читайте и становитесь умнее!..
Дети читают стихотворения (по одной строчке под мелодию «Маленькая страна»):
Если книжек не станет вокруг
Мир бесцветным тебе покажется
С неба солнце исчезнет вдруг
Одиноким и ты окажешься
Невозможно без книг прожить
Нам без книг никуда не деться
С книгой надо всегда дружить
Книга – это счастливое детство!!!