Внеклассное мероприятие по Литературе «Фонвизин «Недоросль»»

Урок-игра по комедии  Фонвизина «Недоросль»   

 

Голяшова Светлана Викторовна

МБОУ Манычская СОШ Зерноградского района Ростовской области

Учитель русского языка и литературы  


 Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения общения и работы в группах.

  3. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову, сплоченности коллектива.

Класс    делится на 3 группы


  1. Домашнее задание

         Каждой группе предлагается выполнить домашнее задание (инсценировка фрагмента):

1 группа – рассказать о жизни семьи Простаковых .

Почему выбрали именно это явление комедии?

 

2 группа – рассказать об учителях Митрофана     

      Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)                                                                  

3 группа – рассказать о положительных героях пьесы

 

Второе задание (В это время команды разгадывают кроссворды)

2. Конкурс капитанов

Капитаны по очереди тянут карточки, на которых написаны имена героев комедии и рассказывают, почему фамилия «говорящая», что она значит. Если участник затрудняется, право голоса передается сопернику.


3. Кроссворды


Физминутка


4. Цитаты

Команды должны определить, кому принадлежат слова, написанные на выбранной карточке. Если команда не справляется, право на ответ переходит к следующей команде. 

карточки:

1. «…праздно жить не люблю — на досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся…»

2. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома» (Правдин)

3. « Я отроду ничего не читывал…Бог меня избавил от этой скуки»

4. « Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько»

5. «А ты, скот, подойди поближе» (Простакова)

6. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил» (Еремеевна)
7. «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой» (Скотинин)
8. «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому» (Простакова)

9. «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление» (Стародум) 

5. Презентация.

6. Подведение итогов урока. Поразмышляем о комедии. (С. 116)

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Тезисный план статьи «Из русской литературы 19 века» (с.120), сообщения о быте лицеистов, о памятнике А.С. Пушкину в лицейском саду (скульптор Р.Р. Бах)







Кроссворд №1

  1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.

  2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.

  3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы».

  4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин.

  5. Притворное утверждение, противоположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор, или при котором слово употребляется в противоположном значении.

  6. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».

  7. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.

















4








2



1








3


























5




















7









6
















Кроссворд №2

  1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.

  2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.

  3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ».

  4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха.

  5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.

  6. Нянька Митрофана.

  7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит».


5.



7.






6.

















2.

4



1

































3.























Кроссворд №3

  1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.

  2. Что испортил Тришка?

  3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».

  4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.

  5. Одна из проблем комедии.

  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.

  7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.


3.



1.








2


5.














6.



















4.



















7.


























Чья цитата?

«…праздно жить не люблю — на досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся…»


«Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»




« Я отроду ничего не читывал…Бог меня избавил от этой скуки»


« Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько»

«А ты, скот, подойди поближе»



«Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил»


«Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

«Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Слово о полку Игореве» в русском искусстве

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: