Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ГБОУ СОШ №518 Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга»
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе
«Незабытая война»
подготовила учитель русского языка и литературы
Петрашишина Анна Витальевна
Санкт-Петербург
2014
Стихотворение С. Орлова («Когда это будет, не знаю…») – читает учитель.
* * *
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,-
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году.
С. Орлов, 1962.
Все дальше от нас война, и времена, предсказанные поэтом, наступают. Но давайте попробуем пронести память о тех событиях как можно дальше.
2. Напишите на листочках, что вы знаете о ВОВ. Любые факты, ассоциации.
А теперь проверим, знаете ли вы ответы на конкретные вопросы.
годы ВОВ?
в какой день началась и в какой закончилась война?
кто был главнокомандующим советских войск?
против чего и за что сражался советский народ?
Что такое «План Барбаросса»?
(План войны против СССР, разработанный фашистской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск–река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим — он переоценивал возможности фашистской Германии и недооценивал прочности Советского Союза, мощности его Вооруженных Сил).
Что такое генеральный план «Ост» («Восток»)?
(Это чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал).
Назовите города-герои.
(Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест).
Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?
(Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).
3. Сегодня мы познакомимся не только с поэтическим наследием Великой Отечественной войны. Кроме поэзии, на войне людям помогала песня. Да и после войны песен на эту тему было написано немало. У каждой из них своя история.
Война началась 22 июня. Это пора выпускных балов. Но молодые люди пошли не учиться и работать, а воевать. Булат Окуджава. Песня «Ах, война,..» (индивидуальный доклад о песне).
Уже спустя годы Римма Козакова написала стихотворение об этих мальчиках-бойцах «На фотографии в газете» (выразительное чтение ученика):
* * *
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем —
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
Римма Казакова, 1974.
К победе бойцов вели тысячи трудных дорог, на которых приходилось не только терпеть физические лишения, но и нести тяжкие человеческие потери. На этих дорогах порой навечно расходились друзья-сослуживцы. Звучит песня «Эх, дороги…» и доклад.
Мы привыкли к торжественным, парадным выражениям «Герои Советского Союза», «Защитники Родины», «Воины-освободители»… Но не нужно думать, что это только фигуры с орденами, ведь это прежде всего – люди, которым не были чужды обычные человеческие чувства: страх смерти, боль, чудовищная усталость. Как вы думаете, что же помогло им преодолеть все и стать героями? О таких обычных, смертных, но необычайно сильных людях писал А. Межиров в стихотворении «Сон» (выразительно читает ученик):
СОН (БЫЛ БОЙ…)
Был бой.
И мы устали до потери
Всего, чем обладает человек.
Шутил полковник:
— Сонные тетери…—
И падал от усталости на снег.
А нам и жить не очень-то хотелось,—
В том феврале, четвертого числа,
Мы перевоевали,
Наша смелость,
По правде, лишь усталостью была.
Нам не хотелось жить —
И мы уснули.
Быть может, просто спать хотелось нам.
Мы головы блаженно повернули
В глубоком сне
Навстречу нашим снам.
Мне снился сон.
В его широком русле
Скользил смоленый корпус корабля,
Соленым ветром паруса нагрузли,
Вселяя страх и душу веселя.
Мне снился сон о женщине далекой,
О женщине жестокой,
Как война.
Зовущими глазами с поволокой
Меня вела на палубу она.
И рядом с ней стоял я у штурвала,
А в прибережных чащах,
Невдали,
Кукушка так усердно куковала,
Чтоб мы со счета сбиться не могли.
И мы летели в прозелень куда-то.
Светало на обоих берегах.
Так спали полумертвые солдаты
От Шлиссельбурга в тысяче шагах.
Ночной костер случайного привала
Уже золой подернулся на треть.
Проснулся я.
Кукушка куковала,
И невозможно было умереть.
Александр Межиров, 1984.
«Невозможно умереть» — эти строки словно пульсируют внутри каждой военной песни, особенно невозможно было умереть, если дома кто-то ждал – мать, жена, невеста… Бойцы жили письмами от своих любимых, эта любовь действительно спасала их от вражеских пуль, давала силы. Звучат песни «Землянка» и «Темная ночь» (или «Синий платочек»), сообщения о них.
Звучит тихая музыка и смолкает. Ученик читает стихотворение О.Берггольц «О друг, я не думала, что тишина…»
* * *
О друг, я не думала, что тишина
Страшнее всего, что оставит война.
Так тихо, так тихо, что мысль о войне
Как вопль, как рыдание в тишине.
Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,
Здесь пенилась кровь на вершок от земли…
Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек
Сюда не придет ни один человек,
Ни пахарь, ни плотник и ни садовод —
никто, никогда, никогда не придет.
Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.
О, это суровее всех укоризн.
Не смерть и не жизнь — немота, немота —
Отчаяние, стиснувшее уста.
Безмирно живущему мертвые мстят:
Все знают, все помнят, а сами молчат.
Ольга Берггольц, 1940
Стихотворение, написанное еще до начала войны СССР с Германией, во время боевых действий на территории Финляндии, звучит как эпитафия всем жертвам Второй Мировой. Память – единственное, что может заполнить «немоту», о которой с таким надрывом говорит поэт-блокадник Ольга Берггольц.
Звучит песня «Десятый батальон» в видеофрагменте фильма «Белорусский вокзал», перед показом ученик рассказывает о ее авторах, исполнителях.
Если позволяет время, учитель предоставляет ученикам возможность прочитать самостоятельно выбранные стихотворения.
4. Рефлексия.
– Напишите на обратной стороне ваших листков, что вам запомнилось с сегодняшнего урока, какие из прозвучавших произведений понравились, какие новые факты остались в памяти.
5. Итог урока. Читает учитель:
ДОЧКЕ
Катька, Катышок, Катюха —
тоненькие пальчики.
Слушай,
человек-два-уха,
излиянья
папины.
Я хочу,
чтобы тебе
не казалось тайной,
почему отец
теперь
стал сентиментальным.
Чтобы все ты поняла —
не сейчас, так позже.
У тебя
свои дела
и свои заботы.
Занята ты долгий день
сном,
едою,
санками.
Там у вас,
в стране детей,
происходит всякое.
Там у вас,
в стране детей —
мощной и внушительной,-
много всяческих затей,
много разных жителей.
Есть такие —
отойди
и постой в сторонке.
Есть у вас
свои вожди
и свои пророки.
Есть —
совсем как у больших —
ябеды и нытики…
Парк
бесчисленных машин
выстроен по нитке.
Происходят там и тут
обсужденья грозные:
«Что
на третье
дадут:
компот
или мороженое?»
«Что нарисовал сосед?»
«Елку где поставят?..»
Хорошо, что вам газет —
взрослых —
не читают!..
Смотрите,
остановясь,
на крутую радугу…
Хорошо,
что не для вас
нервный голос радио!
Ожиданье новостей
страшных
и громадных…
Там у вас, в стране детей,
жизнь идет нормально.
Там —
ни слова про войну.
Там о ней —
ни слуха…
Я хочу
в твою страну,
человек-два-уха!
Р. И. Рождественский, «Дочке»
Мы с вами, к счастью, знаем о Великой войне только из учебников истории, фильмов, документальных передач. Почувствовать это время нам дают стихи и написанные на них песни. Знать и сопереживать – это и есть память, о которой мы с вами сегодня говорим. Поэтому в наших руках – как можно сильнее отдалить время забвения. Спасибо за урок.
Материал для опроса-викторины в начале урока взят на интернет-ресурсе:
https://gov.cap.ru/home/93/000/_soc_pol/DP13.htm