9
МБОУ «Озеркинская СОШ»Горномарийский район Республика Марий Эл
Внеклассное мероприятие
по литературе
Зажжённый вами не погаснет свет…
Составила
учитель русского языка и литературы
Исакова С.Н.
Озёрки
2012г.
Цель мероприятия:
Показать значимость литературы «золотого века» и «серебряного».
Задачи
Образовательные:
Актуализировать знания о писателях и поэтах.
Расширить общий и литературный кругозор учащихся.
Развивающие:
1. Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь).
2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.
Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.
Виды деятельности учащихся:
познавательная деятельность
ценностно-ориентационная
общественная
эстетическая
коллективно-творческая деятельность
игровая
ГОЛОС за СЦЕНОЙ:
Однажды некий человек взял маленькую свечку и стал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
— Куда мы идём? – спросила свечка.
— Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
— Но ни один корабль не сможет увидеть мой свет, — возразила свеча.
— Хоть твой огонёк и невелик, — сказал человек, — всё же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажёг лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки и свет её распространился окрест и в глубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
…Как маленькая свечка может разжечь огромный костёр и указать путь сотням кораблей, так пламя душевного тепла и хорошего примера писателей и поэтов русской литературы смогли изменить жизнь, мировоззрение и судьбу многих людей.
Просто они — свет для нас, как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань.
Выходит княгиня Зинаида Александровна Волконская со свечой:
Когда-то великий писатель земли русской Лев Николаевич Толстой сказал: «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». Да, общение с ними облагораживает наше сердце, заостряет ум… Сегодня мы встретимся с некоторыми из них. Тсс, Пушкин работает…
Кабинет поэта. Пушкин сидит и пишет, грызет перо гусиное, что-то, видимо, не
получается, зачеркивает, думает…
Пушкин (довольный собой) потирает руки и пишет приговаривая:
Еще одно, последнее, сказанье-
И летопись окончена моя
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
(задумчиво)
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду, —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет…
Входит дядька его, Никита Козлов, появляются 3 поэта
Уж гости начали съезжаться…
Пора на бал вам одеваться…
(Пушкин отрывается от занятия, снимает халат, дядька подает ему сюртук.)
А.С.Пушкин: А что, друг мой, уже народу много?
Дядька: (помогает ему надеть сюртук)
Лишь те, что спорят о звезде…
Высокий тот, худой, ваш Кюхля,..
Да твердый, словно «р», Кондрат…
А с ними спорщик тот… Бесстыжый…
А.С.Пушкин: (хохочет) Бестужев, верно?
Дядька: Право, виноват…
(Пушкин стремительно выходит из «кабинета» в «залу»,
где спорят об эпитете к слову «звезда» поэты, входят еще некоторые
гости).
В.Кюхельбекер: (декламирует, размахивая рукой)
Мы вместе помчимся туда,
Туда, где восходит СВОБОДЫ звезда!
К.Рылеев: А лучше так: (декламирует)
И сердца подвиг благодарный
Пребудет для души младой.
К могиле Байрона святой
Всегда звездою ПУТЕВОДНОЙ…
А.Бестужев: Нет! Нет! Избитое определенье!
Попробуем вот так:
Ты взора не сводил
С звезды своей ВОЖАТОЙ…
(Пушкин появляется, они его замечают, он читает)
Пушкин: Быть может, спор ваш разрешу,
Коль вариант свой предложу:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В.Кюхельбекер О, Пушкин! Как всегда, ты победил.
Склоняю пред тобой чело свое…
Входят две дамы:
Дама –1 (удивленно)
Княжна! Мой ангел!
Дама –2 Пашенька!
Дама –1 Алина! (обнимаются, целуются)
Кто б мог подумать?!
Дама –2 Как давно!
Дама –1 Надолго ль?
Дама – 2 Милая! Кузина!
Ей богу, сцена из романа…
Кузина, помнишь Грандисона?
Дама –1 Как? Грандисон?
А!! Грандисон!!
Да, помню, помню. Где же он?
Дама –2 В Москве!
Живет у Симеона,
Меня в Сочельник навестил…
Недавно сына он женил…
Дама –1 А тот… (берет за руку подругу, отходят в сторону незаметно,
разговор не слышен).
Кюхельбекер Господа! Господа! Хозяйка!
Рылеев Как хороша!
Дама — 1 (брюзжа) Хорошо гармонирует с обстановкой дома…
Бестужев Она необыкновенная светская дама! Она жрица
какого-то чистого и высокого служенья!
Дама – 2 – В ней главную прелесть составляет отсутствие всякого жеманства и естественность.
Дама – 1 – Все в ней самой и в ее манере держать себя проникнуто глубокой порядочностью.
Пушкин на сцене пишет, читает строки писем к жене.
– Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?
– Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета… Ой-да хват-баба! Что хорошо, то хорошо!
– Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я все беспокоюсь, на кого покинул тебя… Ах, женка, душа! Что с тобой будет!
– Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться оттого, если ты 3 дня пропустишь без письма. Так точно, как я не стану ревновать, если ты 3 раза сряду провальсируешь с кавалергардом.
– Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как оно дельно! Благодарствуй, женка…
– “…Не еду к тебе по делам, ибо и печатаю Пугачева и закладываю имение, и хлопочу – а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки…
– Ты, женка, безалаберная! Подумай обо всём и увидишь, что я перед тобой не то, что прав, но чуть не свят. Без тебя так мне скучно, что поминутно думаю к тебе приехать хоть на неделю. Такая тоска без тебя, что того гляди приеду к тебе.
– Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…
– Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица…
А Наталия Николаевна находится в зале и повторяет некоторые слова за Пушкиным.
(Пушкин с письмом выходит в зал, отдаёт его жене, и вместе они переходят в «музыкальную гостиную», там уже музыка, поют романс).
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут ни одно воспоминанье, –
Тут жизнь заговорила вновь, –
И тоже в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Дама 1: Посмотри, дорогая. Это ведь Фёдор Иванович Тютчев.
Дама 2: Да- да, а с ним Амалия Максимиллиановна.
Дама 1:Золотоволосая красавица взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Дама 2:Они часто совершали прогулки по зелёным улицам Мюнхена, к прекрасному голубому Дунаю.
Тютчев:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит
( Звучит романс В. Абаза на стихи Тургенева И. « Утро туманное, утро седое»)
Появляется И.С.Тургенев под руку с Полиной Виардо:
Для меня музыка – превыше всего. Сначала – музыкальные впечатления, а затем литературные.
Дама 1: Ах, Тургенев.
Дама 2: И красавица Полина Виардо.
Тургенев: « Мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной».
( Звучит ланнеровский вальс)
Тургенев читает «Как хороши, как свежи были розы…»
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Дама 1: А там в одиночестве стоит Лермонтов?!
Дама 2: Да, верно, он.
Лермонтов:
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа уставшая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия…
Лермонтов поглядывал на портрет Вареньки, привыкая к ней:
Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней нет никакого кокетства, но есть удивительная природная грация, мягкость…
Дама 1: Лермонтов смотрит на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпается душа.
Дама 2: Он смотрит на Вареньку, как на утраченную еще до встречи свою единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем. Он трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться…
Дама 1: А ее маменька! У нее одна забота: выдать дочку замуж, не прозевать жениха.
Дама 2: Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик…
Лермонтов: Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Звучит музыка последней части симфонии П.И.Чайковского «Манфред».
(танец Полонез)
Голос за сценой:
Пушкин, Лермонтов… Незабываемые имена. Золотой век русской поэзии.
А что же век серебряный?!
Какие имена?!
Гумилёв, Ахматова, Гиппиус, Цветаева…
(Звучит нежная музыка – Дворжака «Розовое облако).
Гумилев. Это было в Башне Вячеслава Иванова. Читали стихи. От стихов мы тогда пьянели больше, чем от вина. Башня выходила на крышу соседнего дома, и было видно бледно-серое, без луны и звезд ночное небо, каким оно бывает в белыe петербургские ночи, и высокую фигуру А.Блока…
Участница бала читает стихотворение А. Блока «Незнакомка».
(Музыка умолкает)
Ахматова. Ах, Николай. Вся кровь во мне остановилась, когда после знаменитой строчки «Дыша духами и туманами Она садится у окна», это обволакивающее А сменилось волшебным Э. «И веют древними поверьями Ее упругие шелка»…
Голос из зала от «футуристов» (Маяковский): «Какая пошлость! Томная сливочная тянучка».
Гиппиус. Анна, Николай, не обращайте внимания на Маяковского, этого творца «Пощечины общественному вкусу».
Садится. Исполняется романс на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».
Гиппиус. Позвольте вам представить скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина и попросим его почитать свои стихи.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса,
Только видно на кочках и впадинах
Как синеют кругом небеса…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной,
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров,
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой, ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей!
Маяковский (из зала) Почему вы таскаетесь по салонам, Есенин?
Есенин. Глядишь, понравлюсь, и в люди вывeдyт.
Маяковский: Какие же это стихи, Сергей? Рифма ребячья. Ты вот мою послушай:
По волнам играя носится
С миноносцем миноносица.
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
Впился в спину миноносочки.
И чего это несносен нам
Мир в семействе миноносином?
Маяковский: Понял?- обращается к Есенину.
Есенин: Понял, здорово, ловко, браво!
Дама 1: Ах, Сергей, Владимир, перестаньте. Дамы, господа, играем в фанты!
Пушкин: Господа, кто играет, давайте фанты (обходит со шляпой).
Что сделать этому фанту? (достает фант)
Дама 2: Первому Фанту — показать статую
(первая дама показывает статую)
Все: Браво! Браво!
Дама 2: Второму Фанту — рассказать мне секрет! (хозяйка бала и хозяин фанта садятся рядом, закрываются платком, делятся секретом)
Дама 2: Третьему фанту — сказать мне комплимент!
Пушкин: Вы прекрасны, как заря на утреннем небе! (целует руку)
Звучит вальс, кавалеры приглашают дам. Все танцуют.
Звучит любая ностальгическая мелодия XX годов.
Пушкин (на фоне музыки):
Я приду в XXI век
Я понадоблюсь в нем, как в двадцатом.
Не разорванный по цитатам.
А рассыпанный по пацанятам.
На качелях взлетающих вверх.
Дотянусь в XXI век.
До его синевы изумленной,
Словно сгнившего дерева ветвь,
Но оставшаяся зеленой.
… К XXI веку пробьюсь
И узнаю – никем не сравнимых –
Всех моих ненаглядных, любимых,
Вместе с вами в них снова влюблюсь! (Е.Евтушенко)
Все по строчке:
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измерение.
Мир души царит в кругу друзей
И передайте это в поколенья.