Ветвицкая Ирина Николаевна
МБОУ гимназия № 69 г. Краснодар
Внеклассное мероприятие.
Тема. Вошебница зима.
Цель. 1.Познавательные:
Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций.
Развивать самостоятельность при организации моделирования.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать культурное общение: учитель — ученик, ученик – ученик.
Оборудование. Интерактивная доска, выставка рисунков и книг по теме «Волшебница зима».
Ход внеклассного мероприятия.
Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
Учитель. Ребята, мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о таком хорошем времени года как зима. Вы расскажете, что вы узнали на уроках литературного чтения и музыки об этом времени года. Зима наша очень разная. На первый взгляд – всё одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро раннее, неслышное, подёрнутое синевой мороза, со съёжившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах. А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама природа будто ждёт появления сказки, и она приходит в дома из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёршей тишине ночного воздуха.
Ученик. Зима у поэтов – красавица, порой шелковистая, порой тихая, словно сон. Вот так она появляется у А.С.Пушкина холодная, но беспечальная:
Вот север, тучи нагоняя, Среди полей, вокруг холмов;
Дохнул, завыл и вот сама Брега с недвижною рекою
Идёт волшебница зима. Сравняла пухлой пеленою;
Пришла, рассыпалась, клоками Блеснул мороз…
Повисла на суках дубов И рады мы проказам матушки зимы.
Легла волнистыми коврами
Учитель. О зиме говорят, что она волшебница. Что волшебного
происходит зимой? Действительно, происходят такие явления в природе, которые можно принять за волшебство.
Ученик. О каком волшебстве говорится в стихотворении?
Что за звёздочки сквозные Какой мастер
На пальто и на платке? На окна нанёс
Все сквозные – вырезные, И листья, и травы,
А возьмёшь – вода в руке? И заросли роз?
( О снежинках.) ( О морозе.)
Учитель. Не только волшебник мороз наносил узоры на стёкла, но и вы на уроках изобразительного искусства рисовали зимние узоры.
Ученик. Зиму люди воспринимают по-разному: одни радуются, чувствуют себя бодро, весело, другие, наоборот, становятся грустными. Но мы дети всегда рады зиме. Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, строить из снега крепости, лепить снеговиков. Послушайте стихотворение, в котором передано радостное настроение, появляющееся только зимой.
Прочь от дома на снежный простор Палку в нос, провертели глаза
На салазках они покатили. И надели лохматую шапку.
Оглашается криками двор — И стоит он, ребячья гроза, —
Великана из снега слепили! Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!
Ученик. О ком это стихотворение? (О снеговике.) Сейчас мы исполним песню, в которой героем будет тот же Снеговик, а радостное настроение будет передано не только поэтическим текстом, но и звуками музыки. Песня «Снеговик» слова В. Семернина, музыка И. Кадомцева.
Глазки — угли смотрят зорко, Только вдруг теплее стало,
Вместо шапочки – ведёрко: Ярко солнце засияло –
Посреди двора возник И растаял Снеговик:
Белый – белый Снеговик. Он к такому не привык!
Учитель. И в стихах, и в музыке передаётся настроение человека. И если поэт или композитор описывает природу, то невольно наделяет её чувством, которое испытывает сам. Тогда луна в стихах и в музыке выглядит мрачной, как рассерженный человек, вьюга злится. А утро – доброе и светлое.
Ученик. Вот как звучат такие стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Под голубыми небесами
На мутном небе мгла носилась; Великолепными коврами,
Луна, как бледное пятно, Блестя на солнце, снег лежит;
Сквозь тучи мрачные желтела, Прозрачный лес один чернеет,
И ты печальная сидела, И ель сквозь иней зеленеет,
А нынче погляди в окно. И речка подо льдом блестит.
Учитель. Нарисуйте словесную картину к той части стихотворения, в котором описывается зимнее утро.
Ученик. Небо голубое, снег блестит на солнце, много снега, так как поэт говорит, что снег лежит «великолепными коврами», лес чернеет, только ель зелёная, и речка блестит подо льдом. А теперь послушайте, как Пётр Ильич Чайковский изобразил зимнее утро музыкальными звуками.
Учитель. Исполнена пьеса П.И. Чайковского «Зимнее утро». Какое настроение передано в музыке? Какими музыкальными средствами композитор передаёт рассвет, просыпание природы?
Ученик. Но совсем по-другому А.С.Пушкин описывает зимний вечер.
Буря мглою небо кроет То по кровле обветшалой
Вихри снежные крутя, Вдруг соломой зашумит,
То, как зверь она завоет, То, как путник, запоздалый,
То заплачет; как дитя, К нам в окошко застучит.
Учитель. Какими сравнениями поэт даёт нам возможность представить картину бури?
Ученик. Завоет, как зверь; заплачет, как дитя; зашумит соломой; застучит, как путник запоздалый.
Учитель. Зима в стихотворении суровая, холодная, мрачная. И очень созвучно это стихотворение с настроением пьесы М.Крутицкого «Зима». (Исполнена пьеса «зима».) Слушая эту пьесу можно представить себе тёмный лес, сугробы, холодную луну, насторожённую тишину. А в песне с названием «Зимний вечер» совсем другое настроение.
Исполняется песня «Зимний вечер» музыка М. Ройтерштейна, слова А.Шевченко.
Ветер бродит по дорожкам, Ну куда ж ей ночью деться?
Дышит тяжело. Плохо без родни.
Темнота, прильнув к окошкам, Ты пусти её погреться,
Просится в тепло. Погаси огни.
Учитель. Какое настроение передано в стихотворении? (Ласковое, доброе, мягкое, убаюкивающее.) В каком жанре написана песня? (Колыбельная.) Действительно, зима – волшебница. Она очаровывает природу. Ф.Тютчев пишет: «Чародейкою зимою околдован лес стоит».
Ученик. Сейчас нет снега за окном. Но так хочется увидеть снежинки, зимние узоры на окнах, поиграть в снежки, покататься на санках. И чтобы сбылись наши желания на прощание давайте споём песню и позовём зиму к нам в гости.
Исполняется песня «Пришла зима» музыка М. Парцхаладзе, слова И.Абашидзе.
Всюду бабочки – пушинки В белой шубе и ушанке
Как хорош их плавный полёт! К нам явилась в гости зима,
То снежинки – балеринки Все на лыжи, все на санки,
Водят пышный свой хоровод. Всюду радость и кутерьма.
Итог. – Что нового узнали?
— Что по вашему мнению было главным?
— Можно ли сказать, что мы с вами работали плодотворно?
Всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить вред Природе, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, чтобы сохранить и сберечь. Сегодня вы все хорошо работали. Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»