ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ «ОТКРЫВАЯ ЧЕХОВА»



ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 7 КЛАССЕ


« ОТКРЫВАЯ ЧЕХОВА»




Цели урока: — ближе познакомиться с творчеством А.П. Чехова.

— уметь отличать юмор и сатиру.

— учиться инсценировать эпизоды юмористических произведений.



ХОД УРОКА:


I. Вступительное слово о А.П. Чехове.


В.1: Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, имеют один общий и весьма важный признак: они куда – то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у ни есть какая – то цель…Лучшие из них пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас.

А.П.Чехов.

В.2: Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. В лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая – то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особо привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно с мыслью и какой – то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приёмов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвёл на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы.

В.Г.Короленко «Антон Павлович Чехов»

В.3: Любовь к шутке рано проявилась в Чехове. Братья Антоши получили прозвища: начавший ухаживать за барышнями Александр – Волокитич Фаленюга, а вечно хныкавший в детстве Николай – Зюзя Калич Мордокривенко. Знакомых представлял так, что трудно было удержаться от смеха.

В.4: В мае 1886 года вышел сборник А. Чехонте «Пёстрые рассказы». На титуле после псевдонима – в скобках – стояло настоящее имя автора. Сборник состоял из рассказов, напечатанных в юмористических журналах « Зритель, « Будильник», «Стрекоза», «Осколки», в «Петербургской газете». Среди них «Хамелеон», « Толстый и Тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчёту». После выхода в свет « Пёстрых рассказов» имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным.





В.1: Начало писательства совпало не только с учением в университете. Это было время размышлений, напряжённой работы над самим собой, над формированием своей личности, характера.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Душевная щедрость учительницы. Ее роль в жизни мальчика" (по рассказу В.Распутина «Уроки французского») 6 класс

Несколькими годами позже в письме к одному литератору Чехов, имея в виду эту работу над собой, писал: « Необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было. Напишите – ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий. Гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…

В.2: «Чтобы воспитаться, — писал он брату, Николаю, — нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…Тут важен каждый час…»

Он не просто описывал свою жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.

К.И.Чуковский.




В.3: Всего 44 года прожил Антон Павлович Чехов.

За 24 года своей творческой деятельности Чехов написал десятки рассказов, повестей, юморесок, нескольких пьес, и поныне идущих на сценах театров.

Сотни людей самых разных возрастов, от двухлетнего ребёнка до глубоких старцев, самых разнообразных профессий и общественного положения – адвокаты, судьи, прокуроры, чиновники, учителя, полицейские, врачи, крестьяне, художники, писатели, слуги, бродяги, студенты, гимназисты, журналисты, актёры, купцы. Фабриканты, помещики, мастеровые и многие, многие другие – стали действующими лицами его произведений. И каждый – с особой судьбой, собственным неповторимым характером. Даже собаки, волки, птицы, наделённые « биографией» и своеобразными чувствами или даже мыслями, нашли место на страницах книг писателя.

В.4: Волшебством таланта Чехов переносит действие своих рассказов и пьес из судебного присутствия в помещичье имение, с базарной площади на широкие степные просторы, из деревенской избы на заснеженные улицы столицы. Он изображает то течение всей жизни героя – от рождения до смерти, то несколько минут, достаточных для того, чтобы совершилось знаменательное происшествие.

В.1: На страницах его произведений мы найдем и мягкую иронию, и горькую усмешку, и грустное раздумье, и глубокий лиризм, и сарказм, и внешне бесстрастное, но внутренне напряжённое повествование о суровой правде жизни, и затаённую радость, связанную с верой и торжество красоты на земле.

Свежие документы:  Учебно-методическое пособие по литературе по творчеству И.А. Бунина

В.2: От юношеских беззаботно-смешных рассказов Антоши Чехонте (так он подписывал свои ранние произведения) до серьёзных повестей и пьес, поднимающих коренные вопросы жизни, пролегает путь Чехова-писателя. Но и в юморе, и в разящем сарказме мы всегда чувствуем мягкую, любвеобильную душу автора.

Он и действовал оружием смеха потому, что хотел видеть вокруг чистую и честную жизнь, благородных, высоконравственных людей. О такой жизни он мечтал, к ней стремился и желал, чтобы все люди прониклись этим стремлением и верой.

В.3: Вот что говорил о нем известный наш писатель Корней Чуковский:

« «Боже, как богата Россия хорошими людьми!» — писал Чехов. Эта-то глубокая чеховская вера в затаенную до времени силу и правду народа и помогала ему преодолеть то отчаяние, которое внушали ему «свинцовые мерзости» тогдашнего русского быта.

В.4: Как и всякий великий писатель, Чехов не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.

В.1: Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы, но и четыре деревенские школы, библиотека для города Таганрога,

в котором родился писатель, памятник Петру, посеянный на пустоши лес, два замечательных сада…».

В.2: Высочайшую оценку Чехову дал М. Горький:

«В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца. «…» Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».



  1. Блиц-опрос:

— Назовите век, в котором жил Чехов.(XIXXX)

— Назовите год рождения писателя. (1860)

— Назовите год смерти писателя.(1904)

— Какой жанр присущ творчеству Чехова? (эпический).

Что это значит?

— Что представляют собой его произведения? (рассказы).

Что это такое?

— Какой вид осмеяния избрал для себя Чехов? (юмор).

Что такое юмор?

— Какой ещё литературный прием осмеяния человеческих пороков

Мы знаем? (сатира). Что такое сатира?

— Чем отличается сатира от юмора?

— Назовите средства художественного изображения, присущие сатире и юмору.

(гипербола, гротеск, ирония).

Что такое гипербола?

Что такое гротеск?

Что такое ирония?

— Назовите высказывание, сказанное о Чехове:

а) Натура гуманная, глубоко гуманная! (о Толстом)

б) В каждом его рассказе вы чувствуете, что его основная дума – о судьбе России.

(о Лескове)

в) Безжалостный старик, наводивший ужас своим убийственным пером!

( о Сатыкове-Щедрине)

г) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее,

человечнее, радостнее. (Чуковский о Чехове)

— Назовите высказывание Чехова, известное вам.

а) «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может

обойтись.» (Тургенев)

б) «Боже, как богата Россия хорошими людьми.»(Чехов)

в) «Необходимо так освещать историческое прошлое, чтобы народ и события были

непременно живы и как бы находились перед глазами.» (Гоголь)

2) Инсценировка отрывков из произведений.

— «На мельнице»

— «Репетитор»

— «Хамелеон»






  1. Подведение итогов.

а) Что высмеивает в своих рассказах Чехов?

— В рассказе «На мельнице»?

— В рассказе «Репетитор»?

— В рассказе «Хамелеон»?

б) Зачем он высмеивал людские пороки?

( Он действовал оружием смеха, потому что хотел видеть вокруг чистую и честную

жизнь, благородных, высоконравственных людей. О такой жизни он мечтал, к ней стремился и хотел, чтобы все люди прониклись этим стремлением и верой.)



Мне хочется надеяться, что, прочитав рассказы Чехова, Вы тоже захотите стать лучше, чище, нравственней, что всегда, когда вам захочется вдруг совершить что-либо дурное, вы вспомните чеховских героев и не совершите дурного поступка!

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению по рассказу М.Горький «Воробьишко»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: