Выпускное сочинение по литературе: «за» и «против»

Выпускное сочинение по литературе: «за» и «против»

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №2 п. Светлый

Саратовской области»

Толстова Екатерина Владимировна

«Все почему-то думают, что у нас в стране

много полезных ископаемых.

Однако их всего два: нефть

и великая русская литература.

Первое, возможно, скоро закончится,

а вот второе надо беречь и приумножать».

Сергей Казарновский,

директор школы №686 «Класс-центр»,

член Комитета по культуре

2 октября 2013 года на заседании Президентского Совета по культуре и искусству член совета Карен Шахназаров высказал идею о возвращении в школу обязательного выпускного экзамена по литературе. «Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообще было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения» [1].

Ещё один член Совета, писатель, филолог, профессор МГУ Алексей Варламов (он и член редакционного совета Литературы), подчеркнул, что экзамен должен быть не в форме теста, а в виде полноценного сочинения, а также предложил сделать экзамен по литературе обязательным при поступлении в вузы.

В итоге в Поручении Президента, которое нужно выполнить к 1 марта 2014 года, возникла следующая формулировка: «Принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени  освоения соответствующей  образовательной  программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения» [2].

Итак, что же ждет детей на выпускном экзамене по литературе (уже со следующего 2015 года!): сочинение, его защита, проект? Каким будет порядок и процедура экзамена?

Новость о возвращении выпускного сочинения «взорвала» общественность. Педагоги – практики, преподаватели вузов, журналисты, писатели, общественные деятели – все подключились к ее активному обсуждению. Большинство сходится во мнении, что вернуть сочинение в качестве выпускного экзамена в данный момент просто невозможно. В пользу этого приводят ряд доказательств.

1. За годы существования ЕГЭ сочинение по литературе ушло на задний план.

Действительно, за 10 лет существования ЕГЭ по русскому языку учителя готовили ребят к сочинению по прочитанному текста (часть С). Литература же была в списке предметов, которые учащиеся могли сдавать по выбору. (По статистике такой выбор делали лишь 5 % выпускников). В программе по литературе, конечно, оставались часы на развитие речи. Но дети, не заинтересованные в сдаче экзамена, не пытались создавать собственные тексты, а прибегали к ресурсам Интернета. Борьба со списыванием, естественно, велась, но сочинение по литературе ушло далеко на задний план.

Марина Лемуткина, корреспондент газеты «Московский комсомолец»: «Когда отменяли сочинение, специалисты заклинали чиновников: не делайте этого! Нынешние дети и без того не читают книжек и страшно мало пишут… Необходимость готовиться к выпускному сочинению и писать промежуточные работы хоть как – то поддерживала умение читать и писать. Убери ее – и все рухнет: на русском языке и литературе можно будет поставить крест. Но кто в нашей стране слушает специалистов?…

Чтобы оценить результат реформы, чиновникам потребовалось без малого десять лет и посыл «сверху»: поручение главы государства вернуть сочинение в состав экзамена по русскому языку и литературе.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Д. МАМИН – СИБИРЯК. Рассказ «ВОЛКИ»

Теперь чиновники возьмут под козырек и с тем же рвением, с каким прежде изгоняли сочинение из школы, начнут его насаждать» [3].

Г.И. Абинова, учитель русского языка и литературы: «Отменять было легко, а возвращать сложно будет» [4].

С.В. Воинов, учитель русского языка и литературы: «Нельзя, десять лет отучая сознание ребенка от самостоятельного осмысления окружающего его мира, на экзамене ожидать вразумительного сочинения и «не смешной» защиты. Безусловно, всё превратится в паясничание» [5].

2. Невозможно в одночасье изменить порядок проведения экзаменов.

Девятиклассники сдают ГИА, учащиеся десятых классов не сдают никаких экзаменов, а выпускники одиннадцатых классов – со следующего года сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку и выпускное сочинение (в форме устной защиты индивидуального проекта) по литературе.

Общественный совет нашел только один способ правильно выполнить поручение президента – перенести ЕГЭ по русскому языку на 9-й класс, десятиклассникам «навесить» защиту индивидуального проекта, в том числе устно, а в 11-м классе – писать сочинение. Но прежде, чем изменить таким образом порядок проведения экзаменов, необходимо скорректировать рабочие программы (а сначала, общеобразовательные стандарты) по русскому языку и литературе в 9 – 11 классах, а для этого нужно время.

В итоге, пока будут созданы две рабочие группы, которые обдумают механизм введения сочинения. В апреле они сформулируют свои выводы министерству.

На наш взгляд, спешка в этом деле неуместна.

Е. Ямбург, председатель Совета по культуре и искусству, директор школы №109 г. Москвы: «Возврат сочинения вызвал очень сложную реакцию. Понятно, что цель поручения президента – возродить интерес к литературе. Но надо помнить, что даже хорошая идея, если она технологически никак не отработана, может привести к тяжелым последствиям» [6].

А. Венедиктов, член Общественного совета при Минобрнауки, главный редактор «Эха Москвы»: «Давайте мы в первую очередь о детях подумаем, а о президенте и своей карьере уже потом. Обратите внимание, что обязательный экзамен по иностранному языку вводят только в 2020 году. Семь лет будет на его проработку и внедрение. Почему же обязательный экзамен по литературе должны вводить в таком экстренном порядке!» [6].

3. Непонятен экзаменационный жанр и форма: устный ответ, защита проекта, сочинение? Или все сразу?

С. Волков, учитель школы №57 г. Москвы, редактор журнала «Литература» («Первое сентября»): «Хочется надеяться, что администрация Президента, готовившая текст поручения, просто собрала все высказывавшиеся на этапе его подготовки пожелания и в таком соединённом виде адресовала их Минобрнауке, которому теперь и предстоит искать конкретные пути реализации идеи» [7].

Однозначно можно сказать лишь то, что возврат сочинения в той форме, в которой оно был 10 лет назад, невозможен. Тогда книжные полки магазинов были наполнены низкопробными сборниками, вроде «100 золотых сочинений», откуда выпускники и списывали шаблонные тексты на заранее известные темы. А сейчас ещё и ресурсы Интернета пришли на помощь!

Как же быть? С. Волков предлагает давать выпускникам «сложные, небанальные, неочевидные вопросы» [7], которыми полна русская классическая литература, например: «Обломов – Штольц: и-и, или, ни-ни». Ученик выберет свой союз и «расскажет о себе, читавшем роман, и вот так или так понявшем и принявшем героев» [7]. Приведем ещё примеры тем, предложенные С. Волковым: «Если бы вместо путеводителя по России иностранцу попался первый том Мёртвых душ — гипотетическая ситуация вполне гоголевского свойства. Посмотри через окно поэмы на свою страну. Ты в неё поедешь? Тебе любопытно, или страшно, или как? Что ты в ней захочешь посмотреть?
Что это было? Чья победа? Кто побеждён?: как спорят друг с другом герои русской литературы. …

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 9 классе «У войны не женское лицо»

Романист или драматург: кому сложнее изображать человеческий характер и почему?» [7].

На наш взгляд, такие темы не для «среднего» ученика, не говоря уже о слабых. Такие темы под силу только талантливым ребятам. Приведем в подтверждение своей мысли слова Г.В. Плюсиной, учителя русского языка и литературы: «Не надо возвращать сочинение по литературе в качестве экзамена. Этот вид работы посилен гуманитарно одарённым детям. Для остальных — это муки вечные» [8].

А вот следующие формы экзаменационного сочинения, предложенные С. Волковым, на наш взгляд, более приемлемы: «…дать яркую цитату размышляй о ней, опирайся на прочитанное. Дать неизвестные тексты рассказы, стихи, не читавшиеся на уроке, современные, экспериментальные выбери на свой вкус, прямо на экзамене, напиши об этом тексте, что понял, показав, как тебя учили расшифровке и пониманию текстов вообще. Дать сопоставление литературы и других видов искусств (вот тебе иллюстрации разных художников к одному произведению напиши, какие и почему, с твоей точки зрения подходят лучше и почему). Наконец, нужно обязательно не забыть глубокие филологические темы для тех немногих, но всё-таки существующих детей, кому интересно разбираться и в том, как сделано произведение, кому интересна настоящая наука» [7].

4. На плечи учителей – словесников ложится подготовка учащихся сразу к двум экзаменам: по русскому языку и литературе. Непосильная ноша!

Педагоги – практики понимают, насколько возрастет нагрузка на учителя (а она и без того немалая!)

И. И. Губарева, учитель русского языка и литературы: «Мы уже готовим всех и к ЕГЭ по русскому, и к ГИА. Но если ещё добавить обязательный по литературе!.. Кто же это выдержит? Надо всем литераторам объединяться и выражать протест! Но как это сделать?» [9].

Л.В. Тургумбаева, учитель русского языка и литературы: «А кто-то подумал о том, как это будет? Учитель русского языка готовит 11 класс ЕГЭ, 9 класс ГИА, еще литература. Каков интенсив?» [10].

С. Волков (практикующий педагог), который входит в состав рабочей группы по проекту ввода экзамена по литературе в школе, прокомментировал это следующим образом: «Просто взять и ввести обязательный экзамен по литературе сейчас невозможно. Это означает, что на плечи словесника ляжет подготовка школьников сразу к двум обязательным экзаменам из трёх к ЕГЭ по русскому и к экзамену по литературе. Что называется, застрелиться» [7].

5. Неясно, каким образом будет происходить экспертная оценка выпускных сочинений.

Представим: в школе 2 выпускных класса по 25 человек. Учитель должен проверить сочинения, потом защита, которая должна показать начитанность учащегося, владение теоретико – литературными понятиями и т.д., минимум 10 – 15 минут на одного учащегося. За один день не управиться даже в родной школе, не что в пункте проведения экзамена!

Здесь автор статьи согласен с мнением С. Казарновского, директора школы №686 «Класс-центр»: «Я, как член Комитета по культуре, не раз выступал и выступаю за то, чтобы вернуть обязательное сочинения для всех. Так же, как и другие мои коллеги. Но оценивать сочинение, считаю, нужно особым образом. Те, кому важна оценка для дальнейшего обучения, — должны ее получить, и оценивать работу этих учеников должна специальная комиссия. Остальным же школьникам сочинение важно скорее как часть портфолио. И им достаточно внутренней, школьной отметки. Однако вуз при желании может запросить сочинение для изучения. Ведь видя, как человек излагает свои мысли, можно многое понять об уровне его подготовки и его знаниях»[3].

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель»"

Итак, нашу работу мы начали с доказательств того, что в данный момент в школы нельзя вводить выпускное сочинение. Теперь докажем, что у сочинения как обязательного экзамена по литературе есть ряд преимуществ!

Действительно, современные школьники очень мало читают, с трудом излагают свои мысли и в устной, и в письменной форме. И возврат сочинения в качестве обязательного экзамена сыграл бы здесь положительную роль. Некоторые педагоги уже сейчас заметили, что ученики и читать стали больше, и сочинения стараются писать самостоятельно.

В.Э. Ольховская, учитель русского языка и литературы: «Я «за» сочинение. Во-первых, дети, которые сейчас в 10 классе, уже зашевелились (они ведь первыми будут писать сочинение); во-вторых, сочинение теперь стараются писать сами, не прибегая к помощи Интернета. А главное, что читать начали (большая часть), понимают, что перед экзаменами всё сразу не прочтёшь» [11].

Умение связно и грамотно излагать свои мысли пригодится в жизни каждому человеку (кстати, по новым стандартам это коммуникативные универсальные учебные действия, на развитие которых должны работать все учителя – предметники!). Естественно, что этому умению можно и нужно учить ребят.

Согласна с мнением Екатерины Домогацкой, заместителя декана филологического факультета МГУ по редакционно-издательской деятельности: «Мы считаем, что сочинение — это самый важный экзамен, ведь он отражает не только навыки письменной речи, но и умение мыслить, излагать, анализировать и формулировать. А иначе говоря, умение думать в целом» [3].

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что автор статьи является сторонником идеи возврата выпускного сочинения в качестве обязательного экзамена. Только делать это нужно не со следующего года, сначала нужно пересмотреть стандарты, увеличить общее количество часов литературы, а так же количество часов, отведенных на развитие речи. Процедуру проведения экзамена, на наш взгляд, можно доверить школе. Сдавать экзамен по литературе можно и в форме билетов, по вопросам, заранее опубликованным региональным или федеральным органом управления образования. Или писать сочинение, но выбор формы сдачи оставить за  школой. И пусть этот экзамен будет обязательным.

В заключение хочется обратиться к эпиграфу доклада. Действительно, великую русскую литературу нужно «беречь и приумножать», а, главное, добиваться того, чтобы выпускники осознанно относились к великому литературному наследию нашей страны!






Список источников:

1. Официальный сайт президента РФ https://kremlin.ru/news/19353

2. Официальный сайт президента РФ https://kremlin.ru/assignments/19647

3. Сайт газеты «Московский комсомолец», материал Марины Лемуткиной https://www.mk.ru/social/education/article/2013/11/20/948408-davayte-sochinyat.html

4. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/hotnegi/blog/449292/

5. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/hotnegi/blog/449292/

6. Сайт «Газета.ру», материал Елены Мухаметшиной https://www.gazeta.ru/social/2013/12/18/5809261.shtml

7. Журнал «Литература в школе» №1 2014 год статья С.Волкова и И. Клиницкой «Литература — для всех»

8. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/hotnegi/blog/449292/

9. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/alevtinabondarenko/blog/457383/

10. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/hotnegi/blog/449292/

11. Портал ПРОШКОЛУ.РУ https://www.proshkolu.ru/user/tolstova25/blog/460046/


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: