МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга Свердловской области
Значение средств
художественной выразительности языка
в произведениях искусства
(Интегрированный урок
по русской словесности и курсу «Образ и мысль»
в 6 классе)
Подготовили
Василец Елена Владимировна,
Мошкова Лариса Викторовна.
Г.Екатеринбург, 2014
Тип урока: урок – обобщение
Тема урока:
Цель: Показать значение выразительных средств языка в разных видах искусства
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных средствах художественной выразительности.
2. Развивать умения находить выразительные средства и обосновывать их роль в раскрытии образов в различных видах искусства.
3. Воспитывать языковую чуткость, любовь к матери.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.
Ход урока:
Организационный момент.
Начинает учитель словесности.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на необычный, интегрированный урок словесности и курса «Образ и мысль».
Объявляется тема урока, его цель. Затем учитель словесности спрашивает у детей, какие бы задачи они поставили к этому уроку. После этого открывается слайд презентации с задачами урока.
Актуализация знаний. Языковая разминка.
Учитель словесности предлагает при помощи небольшой игры повторить выразительные средства языка. В презентации предложен тренажёр. Учитель читает определение средства выразительности языка, ребята называют его. Если средство названо правильно, то светит солнце, если нет – появляются тучи и высвечивается подсказка.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, вы замечательно справились с теорией, давайте перейдём к практике. Дома вы должны были ещё раз прочитать отрывок из романа Пушкина «Дубровский», анализируемый нами на уроке литературы, и постараться найти в нём те средства выразительности речи, с которыми уже знакомы. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ребята называют найденные ими средства в 4 главе. Отрывок начинается с начала главы и заканчивается словами: «Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета.»
Затем учащиеся вместе с учителем делают вывод по домашнему заданию.
Учитель. Каким вы увидели образ матери Дубровского в этом небольшом отрывке романа? Как средства выразительности помогли вам в этом?
Ребята должны прийти к выводу о том, что у Владимира к матери были нежные чувства, трепетное желание оградить даже память о матери от постороннего взгляда. А.С. Пушкину удаётся показать всё это именно при помощи выразительных средств словесности.
Практическая работа.
Мы с вами увидели, как средства выразительности помогают раскрыть образ матери в прозе, а теперь давайте посмотрим, как эти же средства помогают поэтам. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается проанализировать своё стихотворение. На слайдах презентации они представлены. Кто–то из ребят сначала выразительно читает стихотворение, а затем все его разбирают.
Затем учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, какие чувства возникли у них при чтении данных стихотворений, как средства выразительности им в этом помогли.
После обсуждения учитель задаёт учащимся вопрос: «В каких видах искусства вы ещё бы смогли воспользоваться выразительными средствами?». Учащиеся должны ответить: в живописи и музыке.
Выразительные средства языка в произведениях живописи и музыки.
Этот этап урока ведёт учитель МХК.
Рассматриваем картину Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь», задаем вопросы программы «Образ и мысль»:
Что происходит на картине?
Где происходят действие на изображении?
Когда происходит изображенное действие?
Кто эти люди? Что мы можем сказать о том, какими изобразил художник этих людей?
Что заинтересовало художника в этом сюжете?
Какое настроение (ощущение) хотел выразить художник?
Кто или что является героем произведения?
Ярошенко словно остановил мгновение горькой жизни простого, но угнетаемого народа, заточенного в грязный, обшарпанный зеленый вагон, где темно и сыро. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Автор подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами, исполненными тепла и добродушия, быть преступниками? Ярошенко символически показывает, что в тюрьмах и ссылках томились не преступники, а обычные люди, ставшие жертвами политической и социальной несправедливости. Вот ребенок, выглядывает через решетку окна тюремного вагона, бросает корм голубям. Он еще не осознает, какая у него судьба, какая участь его ждет. Мать нежно поддерживает его и смотрит с грустью. Мать, она и в тюрьме мать. На вопрос «Что вы пишите?», автор ответил: «Мадонну, она предчувствует крестный путь своего младенца». Неслучайно центральная группа персонажей напоминает Святое семейство, в ней можно угадать евангельских персонажей: Мадонну с младенцем, трех волхвов с дарами в виде хлебных крошек.
«Как много она говорит сердцу», — сказал о картине Л. Н. Толстой.
Образ мадонны с ребенком на руках, образ матери воплощают все виды искусства.
Звучит музыка Джулио Каччини «Аве, Мария» с показом слайдфильма с репродукциями картин художников: М.А. Врубеля, Рафаэля Санти, Альберта Анкера, Б.М. Неменского, Ф.П. Решетникова, Алана Мари, Н.К. Рериха и др.
Итоги урока.
Заканчивает урок учитель словесности.
Ребятам предлагается сделать выводы о том, что знание выразительных средств обогащает нашу речь, делает её более красивой, правильной. Деятелям разных видов искусства данные средства помогают раскрыть образы героев, а зрителям, читателям и слушателям они помогают подумать, разобраться в своих чувствах.
Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы с вами поразмышляли над образом матери, посмотрели, как художественные средства помогают писателям, поэтам, художникам и музыкантам его раскрыть. Мы предлагаем вам поразмышлять над образом уже своей мамы в домашнем сочинении «Моя мама».
Рефлексия.
Каждому ребёнку раздаётся карточка с вопросами:
1. Какое настроение у тебя было до урока?
2. Изменилось ли оно к концу урока?
3. Какие чувства у тебя возникли в ходе работы на уроке?
Карточки с вопросами сдаются. На этом урок заканчивается. Учителя благодарят учащихся за плодотворную работу.
Литература:
1. Пушкин А.С. Дубровский. – М.: Азбука, 2010.
Ресурсы Интернет:
https://www.tphv.ru/yaroshenko.php
https://www.renclassic.ru/Ru/Prose/667/1435/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рафаэль_Санти
https://go.mail.ru/search_images?q=Albert+Samuel+Anker+#w
https://go.mail.ru/search_images?q=+неменский+картины#w