Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Конспект урока № 2 по математике в 5 класс по теме: « Десятичная запись дробных чисел»
Подготовила учитель математики
Раиса Ивановна Исакова
УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Математика 5
Барыш 2014
Цели: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.
Планируемые результаты:
Предметные—
Знать: как записываются десятичные дроби.
Уметь: записывать обыкновенные дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. и целые числа в виде десятичной дроби, читать десятичные дроби
Личностные — Осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме, проявлять интерес к самостоятельной работе, Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика
Метапредметные:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов
Ход урока
Проверка домашнего задания
1)Работа в паре
Запишите десятичные дроби:
1) 2, 8; 2) 3,74; 3) 1,371; 4) 0,55; 5) 145,003;
6) 20,036; 7) 201,0101; 8) 6,006; 9) 33,0008.
Учитель диктует, учащиеся записывают дроби. Затем обмениваются тетрадями и проверяют записи друг друга по готовым ответам
Повторение.
Игра «Кто быстрей?»
За каждый правильный ответ ученик получает жетон (Красный, зелёный)
Сколько единиц в числе 36? (6)
Сколько единиц в числе 3, 6? (3)
Сколько десятых долей в единице? (0)
В трёх единицах?(0)
В числе 3, 5? (5)
Сколько сотых долей в 2-х единицах? (0)
В числе 5, 4? (0)
Сколько тысячных долей в числе 3, 156?(6)
В числе 2, 2? (0)
В числе 1, 718 перенесите запятую на два знака вправо. Как изменилось число? (увеличится в 100 раз)
В числе 5, 16 перенесите запятую на 1 знак влево. Как изменилось число? (уменьшилось в 10 раз)
Дано число 325. Назовите в 10 большее.(3250)
Дано число 25, 37. Назовите в 10 раз меньшее число (2, 537)
1-3, 5-9 — зелёный жетон
4, 10 – 13 – красный
4 красных и один синий – «5»
Историческая справка.
Десятичные дроби были употреблены замечательным узбекским учёным Ал-Каши. В начале 15 века в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней проводились наблюдения за солнцем, за движением планет, вычислялись дни праздников ит. д. В обсерватории работали лучшие учёные того времени. Руководил обсерваторией учёный Джемшид ибн- Масуд Ал – Каши. В 1427 году Ал-Каши закончил книгу «Ключ к арифметике». В этой книги он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действий с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
Ужу 1600лет назад десятичные дроби использовались в Древнем Китае. Основной мерой длины там была «чи». Другие, более мелкие мерки, строились таким образом, чтобы каждая последующая равнялась одной десятой предыдущей. Они назывались: цунь, доля, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. В этой системе значение цифры зависит от её места, то есть система является позиционной. Каждый разряд имеет определённое название. В наше время почти все народы пользуются счётом десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичной системой счисления
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Запишите в виде десятичной дроби:
Запишите в виде обыкновенной дроби:
2, 003; 34, 205; 0,55; 3, 011.
Разложить по разрядам дробь: 24, 706
Выразить:
а) 3м 37см в метрах б) 156 кг в тоннах в) 4т 3кг в тоннах г) 1руб 20коп в рублях
Вариант 2
Запишите в виде десятичной дроби:
Запишите в виде обыкновенной дроби;
3, 45; 23, 001; 0,56; 4, 305.
Разложить по разрядам дробь: 31,412
Выразить:
а) 13м 38см в метрах б) 296 кг в тоннах в) 2т 8кг в тоннах г) 1руб 40коп в рублях
Вариант 3
Запишите в виде десятичной дроби:
=
Запишите в виде обыкновенной дроби:
4,75; 73, 076; 5, 44; 5, 0044.
3. Разложить по разрядам дробь: 325,4027
4. Выразить:
а) 15м 8см в метрах б) 26 кг в тоннах в) 12т 81кг в тоннах г) 1руб 7 коп в рублях
Билет № 4
Запишите в виде десятичной дроби:
Запишите в виде обыкновенной дроби:
6,0508; 0,05; 0,012; 302,0407.
Разложить по разрядам дробь: 305,4027
Выразить:
а) 19 м 10 см в метрах б) 53 кг в тоннах в) 22т 12 кг в тоннах г) 10 руб 3 коп в рублях
Дополнительно: 1150
Д/з п. 30 № 1192,1195,11969(1)
Итог урока: Продолжить предложение: «Десятичная дробь это…»
Используемая литература
1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. –изд.,- М. : Мнемозина, 2009. -288 с. : ил.
2. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — (МГУ — школе). — 96 с.
3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5—б классах : методическое пособие. — М., 2004.
4. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М., 2008.
5. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, А.А.Терехова. — М., 2009.
6. Брагин В.Г., Уединов А.Б., Чулков П.В. Математика. Дидактические материалы. 5 класс – М. : «Школа ××ı век» — 160с.
7. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.- 95с., (Серия «Учебно-методический комплект»)
8. Дидактические материалы по математике для 5 класса /А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М. : Классикс Стилль, 2009. – 160с.: ил.
9. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр.- М.: Илекса, — 2007, – 176с.