ГКООУ «Санаторная школа-интернат г. Петровска»
Саратовской области
Использование ИКТ на уроках математики
Подготовила
учитель математики
Безуглова Наталия Олеговна
Петровск 2013
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании математики. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения способствует развитию самостоятельности.
Существуют различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок изучения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Считаю, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства, а мультимедийные программы дают возможность учителю оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала во время урока, насыщает его информацией. В преподавании математики отказываться от компьютера нельзя. Критерий полезности, на мой взгляд, можно сформулировать так: та или иная технология обучения целесообразна, если она позволяет получать такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например, если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости – такая программа нужна. Без компьютера подобная работа будет перегружена массой дополнительных, рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке в компьютерном классе — процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».
Таким образом, очевидны приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий по любому предмету:
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. А для этого возможностей использования компьютера и проектора уже недостаточно – необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное обеспечение электронными ресурсами.
Однако, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал.
Список литературы
Полтавская Г. Б. Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков. Учитель, 2012.
Ким Н. А. Справочник учителя математики. Учитель, 2012.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://festival.1september.ru/
https://pedsovet.org/