Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
город Ставрополь
Статья
«Информационные технологии в дистанционном образовании»
Подготовила:
Козачёк Людмила Павловна
учитель математики
МБОУ СОШ №21
г. Ставрополь
2012г.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современное общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Компьютерные и информационные технологии — наиболее яркие и очевидные проявления информационной революции.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить, ориентироваться и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать ее реалии, успешно развивать ее. Потребности воспитания и адаптации молодого поколения к новым реалиям призваны удовлетворить новые образовательные технологии, в частности, дистанционное (удаленное) образование с применением современных компьютерных средств.
Новая система образования должна способствовать выполнению потребности обеспечения равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности, равные условия в процессах формирования его как личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого
Необходимо отметить, что образовательный рынок может вносить не только опосредованный через подготовку специалистов, но и непосредственный вклад в экономику государства Одним из наиболее перспективных, бурно развивающихся и эффективных видов предоставления образовательных услуг является дистанционное образование.
Несомненным фактом является и пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Их интерес лежит в плоскости оптимизации учебного процесса через применение новых перспективных технологий, в том числе компьютерных.
Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
технологии представления образовательной информации;
технологии передачи образовательной информации;
технологии хранения и обработки образовательной информации.
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
образовательная информация;
образовательные технологии;
информационные технологии
Рассмотрим каждое из этих понятий.
Образовательная информация — это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам обучаемый и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
Прежде всего, это относится к вновь создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.
Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры.
Образовательные технологии — это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.
Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик — компьютер — преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях дистанционного образования становится визуализация мысли, информации, знаний.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:
видео-лекции;
мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
электронные мультимедийные учебники;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
имитационные модели и компьютерные тренажеры;
консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
видеоконференции.
Информационные технологии — это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействия с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений .
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.
Коммуникационные технологии можно разделить на два типа — on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время
К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и обучаемым , а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
Развитие и широкое внедрение в российскую систему образования информационных технологий и средств дистанционного обучения становятся в современных условиях важнейшей государственной задачей
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Российская академия образования, 1994.
Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М,: Академия. 2005.
Олифер В.Г., Олифер П.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. — СПб.: Питер, 2000