Коммунальное государственное учреждение
«Меновновская средняя школа»
Восточно-Казахстанской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
И ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕМА:
Учитель биологии: Кривошеева Светлана Николаевна
Учитель математики: Дерипаско Татьяна Александровна
г. Усть-Каменогорск
2014 год
Пояснительная записка
«Никогда не сомневайтесь в том,
что маленькая группа чутких людей
может изменить мир.
На самом деле лишь так и происходит»
Маргарет Лид
Происходящие глобальные изменения в мире требуют от учеников умений переносить знания в новую ситуацию, проявления творческой инициативы, умения решать различные задачи, приобретать жизненные навыки и планировать свою учебную деятельность. А это говорит о том, что нужны именно те знания, которые ориентируют действия, умения человека.
Основной задачей современной школы является жизненная ситуация, побуждающая человека к действию, при котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвязанных операций, привлекая разные умения и знания.
Проблемы биологии, экологии одни из самых важных, поэтому возникла необходимость интеграции учебного предмета биологии с литературой, математикой, физикой…
Интегрирование математики и биологии дает учащимся единую картину мира, позволяет им мыслить глобально, уметь синтезировать знания из различных областей наук.
Обучение школьников биологии и математике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов, составляющих основу для формирования их научного мировоззрения.
В данном уроке сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание этапов. К каждому этапу указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения. В содержание урока включен материал, раскрывающий основные области применения ИКТ в процессе изучения и использования биологических и математических систем.
В содержании урока указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся, отражены наиболее существенные вопросы, важные для общего образования и воспитания школьников.
К каждому этапу указан электронный материал, способствующий формированию научной картины мира, овладению общеучебными и интеллектуальными умениями, воспитанию всесторонне развитой личности.
Данный урок ориентирует на обобщение знаний учащихся. При этом обобщаются основные знания, выделяются связи между идеями и понятиями, показывается их практическое и мировоззренческое значение.
Содержание урока направлено на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся. Также урок предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, воспитания любви к родному краю, формирования у них ответственного отношения к природе, для приобщения учащихся к практической деятельности по охране водной среды и на этой основе осознание школьниками места и роли человека в биосфере.
Методическая разработка интегрированного урока
биологии и математики в 5 классе
с использованием регионального компонента и применением информационно коммуникативных технологий.
Учебное время 45 мин.
Тема урока «Симфония струящейся воды».(слайд 1)
(урок обобщения изученного в форме эко-шоу. Тема по биологии: «Гидросфера», математики: «Действия с десятичными дробями».)
Цель урока:
Обобщить знания,умения и навыки учащихся по теме «Вода», а также расширить представления учащихся о воде как уникальном веществе на Земле.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся о свойствах воды;
Показать значение воды,её запасы,распространение.
Знать: свойства воды,названия важнейших рек, озёр ВКО,РК, основных обитателей водоёмов, меры по хоране водоёмов.
Уметь:производить необходимые расчёты, сопоставлять факты и презентовать их слушателям.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному краю;
Формирование информационной культуры школьников;
Осуществление экологического и нравственного воспитания;
Воспитание толерантности.
Развивающие:
Развитие навыков творческой и познавательной деятельности учащихся;
Расширение кругозора и устойчивого интереса учащихся к предметам биологии и математики.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы реализации:
Работа в группах;
Выполнение творческой работы учащимися;
Использование ИКТ;
Опережающие задания.
Предполагаемые результаты:
Формирование предметных и коммуникативных компетенций;
Расширение кругозора;
Формирование умения публичного высказывания;
Закрепление практических навыков.
Оборудование:
Интелект-карта (приложение 1) ;
Электронная презентация;
Капельки воды;
Карточки с заданиями;
Кроссворд (приложение 2);
Листочки для рефлексии;
Приз – минеральная вода;
Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;
Интернет (сайты www.claw.ru , www.uchi.kz ).
Этапы урока:
1.Организационный этап (момент). (слайд 2)
Звучит фонограмма «Шум и всплеск воды».
Учитель: Возмите друг друга за руки.Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка предназначена другим людям, чтобы с вами было хорошо, радостно и легко. Настроились на работу. Садитесь.
2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье ваше возлюбя,
Хотели бы мы вам представить
План эко-шоу – на доске (интеллект-карта слайд 3)
Но так и быть – рукой пристрастной
Примите вы собранье глав,
Простых, но далеко не идеальных,
Небрежный плод наших забав.
Названье им «Симфония струящейся воды». (слайд 4)
Учитель биологии:
Она всегда с нами, мы знаем её как только родимся, привыкаем к ней и потому её не почитаем.Между тем вода – одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас – вода, в арбузе – вода, огурец – сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды.
И в каких только ипостасях мы не видим воду! Из крана течёт вода,родничок на краю села – тоже вода. Река, бегущая к морю, стоячее озеро, облака над землёй, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний узор на оконном стекле, тучка золотая на вершине гор – всё это вода.(слайд 5-9)
Ученик1:
Вода лилась,
Шумел родник,
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришёл, приник
И жажду утолил водою.
Она была чиста,ясна,
Прозрачна –
Все звёзды разом
В ней отражались
И со дна ручья
Сверкали как алмазы.
Такой живительною влагой.
3 . Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Учитель биологии: Ребята, а что вы знаете о воде? Давайте проверим ваши знания в ходе весёлой викторины. За правильный ответ, вы получаете капельку воды (бумажный жетон в виде капли с надписью Н2О). (слайд 10-22)
До неба достанет, а от земли не видать? (дождь)
Увидел мать – умер опять. (снег)
Заря-зарница, красная девица,
Врата запирала, по полю гуляла,
Ключи потеряла, месяц видел,
А солнце скрыло. (роса)
4.Выросло, провисло,
Из бороды повылезло.
Солнышко встало-
Ничего не стало. (сосулька)
5.Горя не знает,
А слёзы проливает. (грозовая туча)
6.Сивые кабаны всё поле облегли. (туман)
7.Снеба пришёл-
В землю ушёл. (дождь)
8.Кругом вода, а с питьём беда. (море)
9.Я – вода, да по воде же и плаваю. (лёд)
10.Кадка стара, покрышка нова. (лёд на реке)
11.Беленька собачка в подворотню глядит. (сугроб)
12.С горы сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда-
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её… (вода).
Молодцы, ребята! А какое свойство воды отражают все эти загадки? (агрегатные состояния воды).
Считается,что жизнь на нашей планете зародилась в воде. Не случайно кровеносная жидкость в сосудах животных и человека близка по составу к морской воде. Вода способна подниматься вверх по тонким капиллярам растений. Этот поток несёт вверх из почвы питательные растворимые вещества. Получается: жизнь без этого жидкого материала – воды – была бы на Земле невозможна. (слайд 23-27)
Вода – драгоценный дар природы, который создаёт жизнь там, где её не было.
Учитель математики:
Посмотрим на карту нашей планеты. Большая часть её окрашена голубым цветом. Это мировой океан. Всё чаще раздаются голоса, что нашу планету следовало бы назвать – планета Океан. Голубые артерии рек, озёр, прудов несут нам, людям, живительную влагу – пресную воду. В такой воде обитают многие живые существа.
Сейчас мы с вами будем решать математические задачи о воде, обитателях водоёмов нашего края.
Математическая эстафета
Средний расход в куб. м/сек воды рек Восточного Казахстана таков: «Иртыш» – 870; «Бухтарма» -243; «Ульба» -96,3. Найдите среднеарифметический расход воды этих рек. (403,1)
В одном резервуаре Бухтарминского водохранилища 380 куб метров, а в другом 1500 куб метров. В первый резервуар каждый час поступает 80 куб метров воды, а из второго каждый час выкачивают 60 куб метров. Через сколько часов воды в резервуарах станет поровну? (8 ч)
В школе за один месяц расходуется 50 куб метров воды. Сколько воды расходуется за один день? Сколько воды расходуется за один год?
(За один день – 5/3 куб. метров.) (За один год – 600 куб.метров.)
В Бухтарминском водохранилище обитает 36 видов рыб, из них 11 видов акклиматизированные (завезены из других мест). Сколько видов рыб являются постоянно живущими в Бухтарминском водохранилище? (24 вида)
В 1980 году в Усть-Каменогорский прудхоз с. Новоявленка был завезен вид рыбы большеротой буффоло. Рассчитайте объем вылова этого вида рыбы в месяц, если за 10 месяцев было выловлено 4302 тонны данного вида рыбы. (430,2 тонны) (слайд 36-38)
Учитель биологии:
А теперь вам предлагается викторина « Кто быстрее».
За правильный ответ, вы также получаете капельку воды.
На территории нашей Родины находятся сотни рек, озёр, прудов. Давайте вспомним некоторые из них, а также места нахождения воды.
Самая длинная река нашей страны? Её протяжённость? (Ертыс, 1700 км).
Самая многоводная река? (Ертыс).
Количество крупных рек на территории ВКО? (9 рек – Кальджир, Курчум, Нарым, Ульба, Бухтарма, Уба, Кендерлык, Ертыс и чёрный Иртыш).
Количество крупных озёр на территории ВКО? (8озёр – Дубогалинское (Таврия), Аир (Улан), Казнаковское, Комсомольское,Шалкар, Дюсен, Маркаколь, Зайсан).
Прудовое хозяйство, находящееся рядом с селом Меновное? (Село Ново-Явленка).
Практически мёртвые(самые загрязнённые) реки на территории ВКО? (Красноярка, Глубочанка).
Запретные зоны для вылова рыбы на территории ВКО? (дельта Чёрного Иртыша,залив Туранга (Курчум), река Буконь (Кокпекты).
Я под землёй много, много лет. Во мне находится вода. Назови меня.(озеро, родник).
Люди любят купаться во мне. По мне плавают большие корабли. Я очень красивый.Назови меня. (океан).
По мне любят плавать дикие водоплавающие птицы.Я очень красив. Вокруг меня можно гулять и увидеть красивых птиц, зверей и растения.Назови меня. (пруд). (слайд 39-42)
Учитель математики:
А сейчас мы предлагаем вам посетить научную лабораторию.
В сказках герои пользуются живой и мёртвой водой. Вот и мы с вами сейчас посмотрим фрагмент о структуре воды, её свойствах. (просмотр видеофильма на интерактивной доске).
Учитель биологии:
Сегодня мы тоже можем встретить в реальной жизни «Мёртвую воду». Непригодной для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в водном бассейне.(слайд 43 и показ фильма)
Послушайте авторское стихотворение вашей ровесницы Потаповой Анны:
«Мой город в опасности»
Петляет по городу речка Ульба.
Нелёгкая речке досталась судьба.
Пробилась сквозь горы, спеша к Иртышу.
( Я, может быть, сказку о том напишу).
Скажите мне, люди, и чья в том вина?
Не видно в реке из-за мусора дна,
Вонючая пена на берег ползёт.
Погибшую рыбу на берег несёт.
Найдите скорей! Призовите к ответу!
Для ваших детей сохраните планету! (слайд 44)
(Творческие работы детей на местах и интерактивной доске). (слайд 45)
Учитель математики:
При таком безалаберном отношении человека к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 80 стран мира уже испытывают острый её недостаток. Отстрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде.
Вашему вниманию предлагается авторское стихотворение Куанышпаевой Айгерим:
«Берегите реки».
«Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б сышали, вы люди,
Как стонет речка поутру.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистотой останется на веки
Студенная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою.» (слайд 46-48)
Вот какое это чудо, какая эта ценность – вода! Мудрец Назым Хикмет незадолго до смерти, размышляя о ценностях жизни, на первое место поставил стакан чистой воды.
Учитель биологии:
Мы не можем прожить без воды. А теперь давайте посмотрим, какими напитками мы можем удалить жажду(правила те же,что и прежде).
Кроссворд «Не дай себе засохнуть». (слайд 49-50)
Все напитки встречаются в продаже в магазинах нашего города. А выделенное слово – всем известтный продукт, выпускаемый на ЧП «Чащевой» в городе Усть-Каменогорске и реализуемый в школьной столовой.
Молодцы,ребята! А теперь определим победителя. У кого больше всех жетонов?
Победителю присуждается приз – бутылка минеральной воды.
Этап информации о домашнем задании.
Творческое задание
Подготовить сообщение о воде;
Составить математические задачи с региональным компонентом. Тема: вода, водные ресурсы.
Рефлексия: на предложенных кружочках покажите своё настроение от проведённого урока.(слайд 51)
Спасибо за урок.
Счастливого плавания (слад 52)
Список использованной литературы
1.Аторские стихотворения учащихся школ города.
2.Задачи срегиональным компонентом, составленныеучителями
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;
Интернет (сайты www.claw.ru , www.uchi.kz , https://images.yandex.kz)
приложение 1 Интелект карта
приложение 2
Технологическая карта интегрированного урока по биологии и математике в 5 классе
Учитель биологии: Кривошеева С. Н.
Учитель математики: Дерипаско Т. А.
Время | Содержание | Действия учащихся | Действия учителя | |
Организационный. | 3 минуты | — Межпредметная связь (биология + математика); — Эмоциональный момент; — Тема урока. Постановка цели. Знать и уметь. | Делают записи в тетради по ходу объяснения учителя. | Слово учителя. |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. | 5 минут | — Литературный анонс; — Интеллект-карта; — Актуализация знаний учащихся. | Слушают и читают стихотворения. | Организует учащихся по актуализации изученного. |
Обобщение и систематизация изученного материала. | 30 минут | — Повторение агрегатных состояний воды с помощью загадок; — Решение математических задач по теме «Действия с десятичными дробями»; — Устная работа по региональному компоненту; — Работа с мультимедийным ресурсом (структура воды); — Творческая работа учащихся на местах и интерактивной доске; — Разгадывание кроссворда. | Участвуют в отгадывании загадок;
Работают в парах по заданию;
Делают записи в тетрадях;
Обобщают и систематизируют материал;
Выполняют творческую работу;
Работают в группах по разгадыванию кроссворда. | Организует и координирует работу учащихся по теме урока. |
Информация о домашнем задании. | 2 минуты | Домашнее задание. | Записывают задание в дневник. | Дает домашнее задание. |
Рефлексия: итоги работы. | 5 минут | Обсуждение проделанной работы. | Участвуют в обсуждении, выражают свое отношение к уроку. | Участвует в обсуждении. |