Интегрированный урок биологии и математики в 5 классе «Симфония струящейся воды»


Коммунальное государственное учреждение

«Меновновская средняя школа»

Восточно-Казахстанской области





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

И ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ





ТЕМА:





Учитель биологии: Кривошеева Светлана Николаевна

Учитель математики: Дерипаско Татьяна Александровна









г. Усть-Каменогорск

2014 год








Пояснительная записка

«Никогда не сомневайтесь в том,

что маленькая группа чутких людей

может изменить мир.

На самом деле лишь так и происходит»

Маргарет Лид

Происходящие глобальные изменения в мире требуют от учеников умений переносить знания в новую ситуацию, проявления творческой инициативы, умения решать различные задачи, приобретать жизненные навыки и планировать свою учебную деятельность. А это говорит о том, что нужны именно те знания, которые ориентируют действия, умения человека.

Основной задачей современной школы является жизненная ситуация, побуждающая человека к действию, при котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвязанных операций, привлекая разные умения и знания.

Проблемы биологии, экологии одни из самых важных, поэтому возникла необходимость интеграции учебного предмета биологии с литературой, математикой, физикой…

Интегрирование математики и биологии дает учащимся единую картину мира, позволяет им мыслить глобально, уметь синтезировать знания из различных областей наук.

Обучение школьников биологии и математике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов, составляющих основу для формирования их научного мировоззрения.

В данном уроке сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание этапов. К каждому этапу указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения. В содержание урока включен материал, раскрывающий основные области применения ИКТ в процессе изучения и использования биологических и математических систем.

В содержании урока указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся, отражены наиболее существенные вопросы, важные для общего образования и воспитания школьников.

К каждому этапу указан электронный материал, способствующий формированию научной картины мира, овладению общеучебными и интеллектуальными умениями, воспитанию всесторонне развитой личности.

Данный урок ориентирует на обобщение знаний учащихся. При этом обобщаются основные знания, выделяются связи между идеями и понятиями, показывается их практическое и мировоззренческое значение.

Содержание урока направлено на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся. Также урок предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, воспитания любви к родному краю, формирования у них ответственного отношения к природе, для приобщения учащихся к практической деятельности по охране водной среды и на этой основе осознание школьниками места и роли человека в биосфере.

Методическая разработка интегрированного урока

биологии и математики в 5 классе

с использованием регионального компонента и применением информационно коммуникативных технологий.

Учебное время 45 мин.

Тема урока «Симфония струящейся воды».(слайд 1)

(урок обобщения изученного в форме эко-шоу. Тема по биологии: «Гидросфера», математики: «Действия с десятичными дробями».)

Цель урока:

Обобщить знания,умения и навыки учащихся по теме «Вода», а также расширить представления учащихся о воде как уникальном веществе на Земле.

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о свойствах воды;

  • Показать значение воды,её запасы,распространение.

  • Знать: свойства воды,названия важнейших рек, озёр ВКО,РК, основных обитателей водоёмов, меры по хоране водоёмов.

  • Уметь:производить необходимые расчёты, сопоставлять факты и презентовать их слушателям.

  • Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю;

      • Формирование информационной культуры школьников;

      • Осуществление экологического и нравственного воспитания;

      • Воспитание толерантности.

  • Развивающие:

      • Развитие навыков творческой и познавательной деятельности учащихся;

      • Расширение кругозора и устойчивого интереса учащихся к предметам биологии и математики.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы реализации:

  • Работа в группах;

  • Выполнение творческой работы учащимися;

  • Использование ИКТ;

  • Опережающие задания.


Предполагаемые результаты:

  • Формирование предметных и коммуникативных компетенций;

  • Расширение кругозора;

  • Формирование умения публичного высказывания;

  • Закрепление практических навыков.

Оборудование:

  • Интелект-карта (приложение 1) ;

  • Электронная презентация;

  • Капельки воды;

  • Карточки с заданиями;

  • Кроссворд (приложение 2);

  • Листочки для рефлексии;

  • Приз – минеральная вода;

  • Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;

  • Интернет (сайты www.claw.ru , www.uchi.kz ).

Этапы урока:

1.Организационный этап (момент). (слайд 2)

Звучит фонограмма «Шум и всплеск воды».

Учитель: Возмите друг друга за руки.Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка предназначена другим людям, чтобы с вами было хорошо, радостно и легко. Настроились на работу. Садитесь.

2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье ваше возлюбя,

Хотели бы мы вам представить

План эко-шоу – на доске (интеллект-карта слайд 3)

Но так и быть – рукой пристрастной

Примите вы собранье глав,

Простых, но далеко не идеальных,

Небрежный плод наших забав.

Названье им «Симфония струящейся воды». (слайд 4)



Учитель биологии:

Она всегда с нами, мы знаем её как только родимся, привыкаем к ней и потому её не почитаем.Между тем вода – одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас – вода, в арбузе – вода, огурец – сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды.

И в каких только ипостасях мы не видим воду! Из крана течёт вода,родничок на краю села – тоже вода. Река, бегущая к морю, стоячее озеро, облака над землёй, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний узор на оконном стекле, тучка золотая на вершине гор – всё это вода.(слайд 5-9)

Ученик1:

Вода лилась,

Шумел родник,

Пленял игрою молодою,

Чтоб человек пришёл, приник

И жажду утолил водою.

Она была чиста,ясна,

Прозрачна –

Все звёзды разом

В ней отражались

И со дна ручья

Сверкали как алмазы.

Такой живительною влагой.

3 . Этап обобщения и систематизации изученного материала.

Учитель биологии: Ребята, а что вы знаете о воде? Давайте проверим ваши знания в ходе весёлой викторины. За правильный ответ, вы получаете капельку воды (бумажный жетон в виде капли с надписью Н2О). (слайд 10-22)

  1. До неба достанет, а от земли не видать? (дождь)

  2. Увидел мать – умер опять. (снег)

  3. Заря-зарница, красная девица,

Врата запирала, по полю гуляла,

Ключи потеряла, месяц видел,

А солнце скрыло. (роса)

4.Выросло, провисло,

Из бороды повылезло.

Солнышко встало-

Ничего не стало. (сосулька)

5.Горя не знает,

А слёзы проливает. (грозовая туча)

6.Сивые кабаны всё поле облегли. (туман)

7.Снеба пришёл-

В землю ушёл. (дождь)

8.Кругом вода, а с питьём беда. (море)

9.Я – вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

10.Кадка стара, покрышка нова. (лёд на реке)

11.Беленька собачка в подворотню глядит. (сугроб)

12.С горы сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда,

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут её… (вода).

Молодцы, ребята! А какое свойство воды отражают все эти загадки? (агрегатные состояния воды).

Считается,что жизнь на нашей планете зародилась в воде. Не случайно кровеносная жидкость в сосудах животных и человека близка по составу к морской воде. Вода способна подниматься вверх по тонким капиллярам растений. Этот поток несёт вверх из почвы питательные растворимые вещества. Получается: жизнь без этого жидкого материала – воды – была бы на Земле невозможна. (слайд 23-27)

Вода – драгоценный дар природы, который создаёт жизнь там, где её не было.

Учитель математики:

Посмотрим на карту нашей планеты. Большая часть её окрашена голубым цветом. Это мировой океан. Всё чаще раздаются голоса, что нашу планету следовало бы назвать – планета Океан. Голубые артерии рек, озёр, прудов несут нам, людям, живительную влагу – пресную воду. В такой воде обитают многие живые существа.

Сейчас мы с вами будем решать математические задачи о воде, обитателях водоёмов нашего края.




Математическая эстафета

  • Средний расход в куб. м/сек воды рек Восточного Казахстана таков: «Иртыш» – 870; «Бухтарма» -243; «Ульба» -96,3. Найдите среднеарифметический расход воды этих рек. (403,1)

  • В одном резервуаре Бухтарминского водохранилища 380 куб метров, а в другом 1500 куб метров. В первый резервуар каждый час поступает 80 куб метров воды, а из второго каждый час выкачивают 60 куб метров. Через сколько часов воды в резервуарах станет поровну? (8 ч)

  • В школе за один месяц расходуется 50 куб метров воды. Сколько воды расходуется за один день? Сколько воды расходуется за один год?

(За один день – 5/3 куб. метров.) (За один год – 600 куб.метров.)

  • В Бухтарминском водохранилище обитает 36 видов рыб, из них 11 видов акклиматизированные (завезены из других мест). Сколько видов рыб являются постоянно живущими в Бухтарминском водохранилище? (24 вида)

  • В 1980 году в Усть-Каменогорский прудхоз с. Новоявленка был завезен вид рыбы большеротой буффоло. Рассчитайте объем вылова этого вида рыбы в месяц, если за 10 месяцев было выловлено 4302 тонны данного вида рыбы. (430,2 тонны) (слайд 36-38)


Учитель биологии:

А теперь вам предлагается викторина « Кто быстрее».

За правильный ответ, вы также получаете капельку воды.

На территории нашей Родины находятся сотни рек, озёр, прудов. Давайте вспомним некоторые из них, а также места нахождения воды.

  • Самая длинная река нашей страны? Её протяжённость? (Ертыс, 1700 км).

  • Самая многоводная река? (Ертыс).

  • Количество крупных рек на территории ВКО? (9 рек – Кальджир, Курчум, Нарым, Ульба, Бухтарма, Уба, Кендерлык, Ертыс и чёрный Иртыш).

  • Количество крупных озёр на территории ВКО? (8озёр – Дубогалинское (Таврия), Аир (Улан), Казнаковское, Комсомольское,Шалкар, Дюсен, Маркаколь, Зайсан).

  • Прудовое хозяйство, находящееся рядом с селом Меновное? (Село Ново-Явленка).

  • Практически мёртвые(самые загрязнённые) реки на территории ВКО? (Красноярка, Глубочанка).

  • Запретные зоны для вылова рыбы на территории ВКО? (дельта Чёрного Иртыша,залив Туранга (Курчум), река Буконь (Кокпекты).

  • Я под землёй много, много лет. Во мне находится вода. Назови меня.(озеро, родник).

  • Люди любят купаться во мне. По мне плавают большие корабли. Я очень красивый.Назови меня. (океан).

  • По мне любят плавать дикие водоплавающие птицы.Я очень красив. Вокруг меня можно гулять и увидеть красивых птиц, зверей и растения.Назови меня. (пруд). (слайд 39-42)

Учитель математики:

А сейчас мы предлагаем вам посетить научную лабораторию.

В сказках герои пользуются живой и мёртвой водой. Вот и мы с вами сейчас посмотрим фрагмент о структуре воды, её свойствах. (просмотр видеофильма на интерактивной доске).

Учитель биологии:

Сегодня мы тоже можем встретить в реальной жизни «Мёртвую воду». Непригодной для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в водном бассейне.(слайд 43 и показ фильма)

Послушайте авторское стихотворение вашей ровесницы Потаповой Анны:

«Мой город в опасности»

Петляет по городу речка Ульба.

Нелёгкая речке досталась судьба.

Пробилась сквозь горы, спеша к Иртышу.

( Я, может быть, сказку о том напишу).

Скажите мне, люди, и чья в том вина?

Не видно в реке из-за мусора дна,

Вонючая пена на берег ползёт.

Погибшую рыбу на берег несёт.

Найдите скорей! Призовите к ответу!

Для ваших детей сохраните планету! (слайд 44)

(Творческие работы детей на местах и интерактивной доске). (слайд 45)

Учитель математики:

При таком безалаберном отношении человека к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 80 стран мира уже испытывают острый её недостаток. Отстрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде.

Вашему вниманию предлагается авторское стихотворение Куанышпаевой Айгерим:


«Берегите реки».

«Бросают в реку грязь и мусор,

Не любят реченьку свою.

Ах, если б сышали, вы люди,

Как стонет речка поутру.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистотой останется на веки

Студенная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою.» (слайд 46-48)

Вот какое это чудо, какая эта ценность – вода! Мудрец Назым Хикмет незадолго до смерти, размышляя о ценностях жизни, на первое место поставил стакан чистой воды.

Учитель биологии:

Мы не можем прожить без воды. А теперь давайте посмотрим, какими напитками мы можем удалить жажду(правила те же,что и прежде).

Кроссворд «Не дай себе засохнуть». (слайд 49-50)











Все напитки встречаются в продаже в магазинах нашего города. А выделенное слово – всем известтный продукт, выпускаемый на ЧП «Чащевой» в городе Усть-Каменогорске и реализуемый в школьной столовой.

Молодцы,ребята! А теперь определим победителя. У кого больше всех жетонов?

Победителю присуждается приз – бутылка минеральной воды.

Этап информации о домашнем задании.

Творческое задание

Подготовить сообщение о воде;

Составить математические задачи с региональным компонентом. Тема: вода, водные ресурсы.

Рефлексия: на предложенных кружочках покажите своё настроение от проведённого урока.(слайд 51)

Спасибо за урок.

Счастливого плавания (слад 52)




Список использованной литературы


1.Аторские стихотворения учащихся школ города.

2.Задачи срегиональным компонентом, составленныеучителями




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;

  • Интернет (сайты www.claw.ru , www.uchi.kz , https://images.yandex.kz)































приложение 1 Интелект карта

























































приложение 2

























































Технологическая карта интегрированного урока по биологии и математике в 5 классе

Учитель биологии: Кривошеева С. Н.

Учитель математики: Дерипаско Т. А.

Этап урока

Время

Содержание

Действия учащихся

Действия учителя

Организационный.

3 минуты

— Межпредметная связь (биология + математика);

— Эмоциональный момент;

— Тема урока. Постановка цели. Знать и уметь.

Делают записи в тетради по ходу объяснения учителя.

Слово учителя.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

5 минут

— Литературный анонс;

— Интеллект-карта;

— Актуализация знаний учащихся.

Слушают и читают стихотворения.

Организует учащихся по актуализации изученного.

Обобщение и систематизация изученного материала.

30 минут

— Повторение агрегатных состояний воды с помощью загадок;

— Решение математических задач по теме «Действия с десятичными дробями»;

— Устная работа по региональному компоненту;

— Работа с мультимедийным ресурсом (структура воды);

— Творческая работа учащихся на местах и интерактивной доске;

— Разгадывание кроссворда.

Участвуют в отгадывании загадок;



Работают в парах по заданию;



Делают записи в тетрадях;



Обобщают и систематизируют материал;



Выполняют творческую работу;



Работают в группах по разгадыванию кроссворда.

Организует и координирует работу учащихся по теме урока.

Информация о домашнем задании.

2 минуты

Домашнее задание.

Записывают задание в дневник.

Дает домашнее задание.

Рефлексия: итоги работы.

5 минут

Обсуждение проделанной работы.

Участвуют в обсуждении, выражают свое отношение к уроку.

Участвует в обсуждении.



Свежие документы:  Конспект урока по математике "Решение текстовых задач с помощью умножения и деления" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: