Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»
Хакасия, Усть-Абаканский район.
в 3 классе
« Знай правила движения, как таблицу
умножения»
подготовила
учитель начальных классов
Харитонова Елена Анатольевна
Село: Усть-Бюр
2013год
Тема: « Знай правила движения, как таблицу умножения».
Цели:
1) формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения;
2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;
3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;
4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
В зале рисунки детей , плакаты: « На улице — не в комнате, о том ребята, помните», « Помните: правила ГАИ- это правило твои»
Ход занятия:
Ведущий: Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила движения, они совсем несложны. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны
1-й ученик. Бурлит движение мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Ведущий: Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение транспорта.
2-й ученик Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар!
Ведущий: Переходить Улицу надо только в тех местах, где имеются дорожка пешеходная или указатели перехода.
3-й ученик Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе « переход»!
Ведущий : при переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотри налево, а дойдя до середины – направо.
4-й ученик Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
Ведущий: вы должны знать, что играть на тротуаре или на проезжей части улицы нельзя. Это может окончиться несчастьем.
5-й ученик Глупый утенок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора…
Разве для улицы эта игра?
Здесь не футбольное поле с травой.
Мчатся машины по мостовой:
Красный автобус, такси, грузовик –
Тут под машиной очутишься вмиг.
Слушай, утенок, себя береги
С улицы шумной скорее беги.
Сразу за домом, рядом со школой
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день хоть вприпрыжку,
Хоть вскачь,
Будешь гонять в безопасности мяч!
Ведущий: не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, помните, что транспорт сразу остановить нельзя
6-й ученик Глупо думать: « Как- нибудь
Проскачу трамвайный путь!»
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!
Ведущий: Входить и выходить из трамвая, троллейбуса и автобуса надо только на остановке. Обходить остановившийся трамвай надо спереди, а автобус – сзади.
7-й ученик С площадки трамвая сходя, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь.
Трамвай ты сзади не огибай,
Легко под встречный попасть трамвай.
Ведущий: иногда ребята катаются на велосипеде, цепляясь за машины. Это очень опасно.
8-й ученик Видит мартышка: родителей нет,
Вмиг оседлала велосипед.
Только сверкнули на солнышке спицы,
Решила к машине она прицепиться.
Ехал по улице грузовик,
Мартышка за борт ухватилась вмиг.
Страшно прохожим смотреть на мартышку:
Может попасть под машину глупышка.
Всюду машины: и слева, и справа.
Очень опасная эта забава.
Ведущий: выезжать на улицу, где движутся автомашины, троллейбусы, автобусы, опасно. Никогда не забывайте об этом, ребята!
Выходят три мальчика. Они изображают, цвета светофора и каждый держит в руках круг своего светофора.
Вместе
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь-
Зеленый
Желтый,
Красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родных брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
1-й мальчик самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
2-й мальчик Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
— Жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет.
3-й мальчик А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Вместе Коли выполнишь без спора
Все сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
Мальчики уходят.
Ведущий : выходить из автобуса, трамвая, троллейбуса можно только на остановках. Выйдя, надо идти к пешеходному переходу.
1-й ученик Загорелся красный цвет –
Стой на месте: ходу нет!
2-й ученик Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
3-й ученик Напомни ротозею строго:
«Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в больнице»
Ведущий : Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
4-й ученик Перебегать улицу перед приближающимся транспортом
Все Запрещается!
5-й ученик Цепляться за машины
Все Запрещается!
6-й ученик Играть на проезжей части
Все Запрещается!
Ведущий: ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы дружно отвечайте: « Это я, это я – это все мои друзья!»
Ведущий: — Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?
— Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
— Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет?
— Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт.
На сцену выходят три девочки. Каждая держит в руках лист плотной бумаги, на которой нарисован дорожный знак.
1-я ученица Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Что это за знак? ( дети отвечают)
2-я ученица Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
Что это за знак?
3-я ученица Машины мчат во весь опор,
И вдруг на встречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на запор?
А это что за знак?
Начинается игра « Светофор», Зрительный зал делится на две команды. Когда ведущий зажигает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут; когда горит желтый свет, ребята должны похлопать в ладоши. При красном свете в зале должна быть тишина. Перед началом игры надо обязательно провести репетиции, чтобы все поняли условия игры. Выигрывает та команда, ребята которой окажутся более внимательными.
Ведущий задает участникам конкурса вопросы:
— На какой сигнал регулировщика можно переходить улицу?
— Транспорт надо переходить спереди или сзади?
— Какие обозначения указывают место перехода?
— Идя по тротуару, видишь что из ближнего двора выкатился мяч, Что ты должен делать? ( задержать того, кто бежит за мячом)
— Могут ли организованные группы детей двигаться колонной по середине улицы? ( Могут, во время демонстрации)
— Какими машинами разрешено ехать на красный свет?
Затем ведущий объявляет соревнование двух команд по сборке светофоров ( по 10 человек в каждой команде).
Командам вручается, жезлы и объясняется задание: кто быстрей и без ошибок закончит сборку светофоров? В двух коробках находятся по 7 серых прямоугольников и по одному красному, желтому, зеленому. По сигналу участники команд по очереди подбегают к коробкам , вынимают из них по одному прямоугольнику, строят из них светофор, возвращаются на место и передают жезлы следующим. Второй ученик берет из коробки следующий прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в определенной цветовой последовательности.
1-й ученик Шум, движение, гул моторов.
Сразу можно растеряться.
Коль в сигналах светофоров
Не умеешь разбираться,
Светофор- учитель строгий,
Пешеходу он твердит:
«Стой! Вниманье! Прочь с дороги!
Приготовься , путь открыт!
Красный свет горит, гляди!
Путь опасен! Пережди!»
2-й ученик А теперь у светофора
Загорелся желтый глаз,
Это значит – очень скоро
Светофор пропустит нас.
Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо
Надо очень осторожно
Улицу переходить,
А не то, пожалуй, можно
Под колеса угодить.
3-й ученик Светофор- распорядитель
Объявляет: « Стой, водитель!
Ставь машину в нужный ряд.
Пешеходы, проходите,
А машины постоят».
Остановлено движенье,
Пешеходам – уваженье!
Свет зеленый светофора,
Но не движется народ.
Знай, пойдут машины скоро
Здесь на левый поворот.
Светит стрелка небольшая,
Переход не разрешая.
Все Помните правила движенья,
Как таблицу умноженья.
Три ученицы читают стихотворение Н. Доризо « Осторожно, дети!»
Зеленеют скверы
В свежем летнем лаке,
Едут дети в летний лагерь,
И как доброй новости
Рад я, вдруг заметив,
Надпись на автобусе
« Осторожно дети!»
Замерло движение
И, как подобает,
Транспорт с уважением
Путь им уступает.
Родина, ты самая добрая на свете!
Вот она, страна моя:
« Осторожно дети!»
Нашего отечества
Светлая примета,
Но в эпоху атома
Ох, как надо это,
Чтоб не на автобусе,
А на всей планете
Надпись, как на глобусе,
« Осторожно, дети!»
На этом конкурс заканчивается. Победители получают открытки с правилами движения и совершают круг почета.
Осторожно, огонь!
Классная комната оформлена плакатами, рисунками на противопожарную тематику.
Примерное содержание лозунгов и плакатов:
Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтобы в ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнем
Осторожны всегда.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Ведущий: Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии.
Огонь- давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
1-й ученик
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет
2-й ученик
В работе электросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он
Управляет огнем?
Железная маска
Надета на нем.
Вот строится дом-
Посмотри поутру:
Он в стеганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов…
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник,
Что тут говорить!
Ведущий : но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
3-й ученик.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей
Полыхает на заре.
4-й ученик.
Вот на спичке, как на ветке,
Голукбой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищник делает бросок!.
5-й ученик.
Да огонь бывает разный-
Бледно- желтый, ярко- красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
6-й ученик.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь- огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Ведущий: часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор.
Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
1-й ученик.
Не играй, дружок , со спичкой!
Помни ты , она мала,
Но от спички- невелички
Может дом сгореть дотла.
2-й ученик.
Младшим братьям и сестричкам
Дети говорят:
«крепко помните, что спички-
Не игрушка для ребят!»
3-й ученик
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный до врача!
4-й ученик
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ведущий: очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями.
Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить бельё. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дому, никогда не забывайте выключать их или другие электрический приборы.
Звучит песня В. Шаинского и Л. Ошанина « Песенка 01».
5-й ученик
Ленку гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дела не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет , кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
6-й ученик.
Этот дядя не жалеет, что в лесу
Окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
« как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!»
7-й ученик.
Кто от молнии спасает?
Это молниеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.
При пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре
При пожаре
Набирают « Ноль-Один»!
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся-
Пожарные торопятся!
Ведущий: но иногда в жизни случается и так, как написано, а стихотворении С.Я Маршака « Рассказ о неизвестном герое»
1 ученик.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня, какого – то
Лет двадцати
Ведущий: вот таких героев, наших сверстников, в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь , спасали жизни других людей, спасали государственное имущество.
Юных героев награждают медалями « За отвагу на пожаре». О некоторых из них рассказывает диафильм, который так и называется « За отвагу на пожаре».( Просмотр диафильма).
Ведущий объявляет конкурс « Отгадай загадку»
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…… ( водой)
Если младшие сестренки
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те……( отнять).
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро все……( убрали)
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. ( огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. ( Огонь)
Что бывает,
Если птички
Зажигают дома
Спички? ( пожар)
Летела мошка-
Осиновая ножка.
На стог села –
Все сено съела. ( спичка)
То назад
То вперед
Ходит – бродит
Пароход,
Остановишь –
Горе.
Продырявит
Море. ( утюг)
Из каких произведений взяты следующие строки?
« Море пламенем горит,
Выбежал из море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!» ( К. Чуковский. Путаница)
« И вдруг заголосили: « Пожар! Гори! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.» ( С.Маршак « Кошкин дом»)
« Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.» ( С. Михалков. « Дядя Степа»)
Наиболее активные участники конкурса награждаются памятными призами, открытками.
Ведущий. Запомните дети,
Правила эти.
1 ученик.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
2 ученик
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
3 ученик.
Не суши бельё над газом-
Все сгорит единым разом!
4 ученик
Когда без присмотра оставлена печь-
Один уголек целый дом может сжечь.
5 ученик
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
6 ученик.
Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.
7 ученик.
Ты о пожаре
Услыхал-
Скорей об этом
Дай сигнал!
Ученики хором
Пусть помнит
Каждый гражданин-.
Пожарный номер –
Ноль-Один!
Ведущий: ребята соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь миллионы тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.
Ученик и ученица.
Такая у нас эпоха,
Время такое у нас…
Чтоб не было людям плохо
За счастье боритесь каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный , хирург и мастер,
Токарь и садовод.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи,
Потому что отважным
Эпоха принадлежит.
Под звуки песни « Мы – пожарная дружина» ( В. Сережников- И. Светличный) дети расходятся.
Список использованной литературы
Сапегина В.А.. Классные часы в начальной школе.- М.:»Феникс»,2010.
Козлова м..Классные часы: внеклассная работа. — М.:»Экзамен»,2013.
Буданова Г.П., Буйлова Л.Н..Справочник классного руководителя. – М.: «Просвещение», 2011.