Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект открытого урока математики
в 4 классе
«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
подготовила
учитель начальных классов
Криворотова Ольга Владимировна
г. Козьмодемьянск
2014
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель:формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
Задачи: повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби; тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:карточки с числами; карточки для составления опорного конспекта; алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями; эталон для самопроверки самостоятельной работы.
Раздаточный материал:чистые листы-блоки для построения алгоритма сложения дробей с одинаковыми знаменателями, по 4–5 штук для каждой группы; правила работы в группе; таблицы для самооценки на этапе рефлексии.
Организация урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка и тетрадка
Мотивация к учебной деятельности
Народная мудрость гласит: «Учение ключ к уменью», и поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке успехов в учебной деятельности.
Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей по алгоритму: Хочу – Надо — Могу)
И начнём урок с повторения.
Актуализация знаний
А) 100 – 1 : 3 + 27 : 4 + 135 : 25 : 2 : 5
Блиц-опрос:
Почему в конце цепочки получилось дробное число
Как называется число, записанное над чертой?
Как называется число, записанное под чертой?
Что показывает числитель дроби?
Что показывает знаменатель дроби?
Как найти часть от числа?
Как найти число по части?
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Как сравнить дроби с одинаковыми числителями, но разными знаменателями?
— Назовите дробь, большую, чем 3/5 (4/5; ¾)
— Назовите дробь, меньшую, чем 3/5 (2/5; 3/6)
— Почему 4/5 ˃3/5; 3/5˃2/5
— Докажите, что 3/4˃ 3/5 3/5˃ 3/6
Формулирование темы урока
(Работа в парах)
На ваших партах лежат карточки, где записаны дроби.
— Что вы заметили? (во всех дробях одинаковый знаменатель)
— Расположите дроби в порядке возрастания
— Какое правило помогло вам выполнить задание?
— Какое получилось слово?
-Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
Я предлагаю вам решить следующую задачу
Вы много учитесь. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 3/ 25 уроки литературы. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки русского языка и литературы вместе?
-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, встаньте.
-С помощью какого действия мы можем объединить части?
— Значит, правы были те, кто составил выражение 5/25+3/25?
— Назовите значение выражения…., а есть ли другие мнения.
ПО СИТУАЦИИ:
— Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.
— Решая задачу мы получили ответ 8/ 25, но не можем утверждать, что он правильный.
— Мы попытались выполнить задание….
ЗАТРУДНЕНИЕ:
— Что особенного в этом выражении? (Мы складывали дроби)
— Что общего у этих дробей? (Одинаковые знаменатели)
-В чем причина затруднения?
Формулирование цели урока
-Итак, чему мы будем учиться на уроке? (учиться складывать числа с одинаковыми знаменателями и построим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)
5. Поиск выхода из затруднительной ситуации
— Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели.
РАССКАЗЫВАЮ О РАБОТЕ ГРУПП
Группа 1.
Отрезок — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Отметьте на отрезке дробную часть 5/25 красным цветом. Отметьте на отрезке дробную часть 3/25 синим цветом так, чтобы отметки не пересекались, а следовали друг за другом. С помощью какой дроби можно выразить сумму отметок?
2. Группа 2.
Квадрат — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Закрасьте дробную часть 3/25 красным цветом. Закрасьте дробную часть 5/25 синим цветом. С помощью какой дроби можно выразить сумму закрашенных частей?
3. Группа 3.
Яблоко –модель натурального числа. С помощью этой модели выполните сложение 5/25 и 3/25. Отложите 5 долек из 25. Добавьте к ним ещё 3 дольки. Сколько долек из 25 вы взяли? Запишите это число дробью.
ГРУППЫ ВЫВЕШИВАЮТ СВОИ ОТВЕТЫ
5/25+ 3/25=8/25
— Итак, уроки русского языка и литературы занимают 8/25 вашего учебного времени.
— Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо составить алгоритм, следуя которому мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
— Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?
— Следует ли изменять знаменатель дроби?
— Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?
Физкультминутка
Первичное закрепление
-2- (с комментированием)
-4- выполняется фронтально с проговариванием (повторяем алгоритм)
Проверка
— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
— Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
— Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
— 7- (1 в-т 1 таблица; 2 в-т 2 таблица)
Зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».
— Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с таблицей в учебнике.
— Кто допустил ошибки? Поставьте «?».
– В чем причина?
– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
9. Включение в систему знаний и повторение
-6-
а) Назовите вопрос задачи
-Что известно про массу помидора и огурца в килограммах?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
— А в граммах?
— Почему?
— Что будем находить: число по части, или часть по числу?
— Сделайте преобразования
б) самостоятельно
— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Резерв: -10-
Рефлексия учебной деятельности
— Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Составить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)
— Достигли цели? Докажите.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.
— У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?
— У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?
— Справились ли вы с трудностями?
— Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)
– В чем еще надо потренироваться?
Фамилия_____________________________ Имя___________________________________
Поставь знак «+» или «?»
| |
1) Тема урока мне понятна. |
|
2) Я достиг цели урока. |
|
3) Я умею складывать дроби. |
|
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 7 учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 7 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. (Свою отметку поставьте на полях)
Домашнее задание
С. 8 № 9, С. 9 № 14
Отметки за тестирование
Список использованной литературы:
Л.Г.Петерсон. Математика. 4 класс, учебник-тетрадь. – М.:Ювента, «Перспектива»
Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997
Интернет-ресурсы:
5000 забавных изображений. www.CD.BOOM.COM